г. Краснодар |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А53-34040/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) - Сотникова П.В. (доверенность от 15.06.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А53-34040/2020, установил следующее.
Министерство транспорта Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление, казначейство) о признании недействительным предписания от 30.09.2020 N 58-23-12/23-9074.
Решением от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного министерством требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого предписания.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, заявленное требование удовлетворить. Податель кассационной жалобы полагает, что ссылаясь на пункт 24 приложения N 2 к Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного и введенного в действие постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 (далее - ГСН 81-05-01-2001), суд апелляционной инстанции пропустил союз "и" в абзацах 2 и 3 на листе 12 постановления, в связи с чем сделал неправильный вывод относительно временной объездной дороги. Факт строительства временных дорог по объекту подтверждается соответствующими актами приемки и актами освидетельствования скрытых работ. Протоколом совещания от 26.04.2019, утвержденным заместителем министра транспорта Ростовской области, согласовано устройство временных объездных дорог для строительства водопропускных труб на ПК 14+76,18, ПК 90+61,09, ПК 126+54,67 с финансированием за счет средств, предусмотренных статьей "временные здания и сооружения". Работы, по устройству временных сооружений, фактически выполненных подрядчиком в заявленном объеме и принятых заказчиком, соответствуют требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и применяемым, в данном случае, техническим правилам и нормам. В части пункта 1.2 оспариваемого предписания суды не учли следующее: начальные (максимальные) цены контрактов подготовлены на основании локальных сметных расчетов с применением базисно-индексного метода в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной и введенной в действие постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004); исключение из сметных расчетов по устройству присыпных обочин, работ, машин и механизмов, предусмотренных составом расценок, ТЕР 01-02-027-02, ТЕР 01-02-001-01 и ТЕР 01-02-006-01, не позволило бы технологически выполнить устройство и укрепление обочин в полном объеме - грунт был бы не уплотнен; сводные сметные расчеты стоимости работ по капитальному ремонту участков автодорог выполнены базисно-индексным методом в соответствии с МДС 81-35.2004; стоимость материальных ресурсов, принятых по коммерческим предложениям производителей (поставщиков), учтена в составе локальных сметных расчетов в базисном уровне цен, путем пересчета из текущих цен (по прайс-листам) в базисный уровень с применением индексов изменения сметной стоимости, действовавших на момент проведения государственной экспертизы; начальные (максимальные) и твердые договорные цены государственных контрактов определены проектно-сметным методом в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, путем пересчета стоимости объектов из базисного уровня цен в текущие цены, с применением индексов изменения сметной стоимости, действовавших на момент проведения процедуры закупки; стоимость материальных ресурсов, отсутствующих в сметно-нормативной базе, на этапе подготовки проектной документации, а равно на этапе определения стоимости строительно-монтажных работ, определена в полном соответствии с МДС 81-35.2004. Действующим законодательством не установлены положения и механизмы, позволяющие корректировать базовую стоимость отдельных элементов, по которым ранее получены положительные заключения государственной экспертизы, без проведения повторной проверки; проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ неизбежно приведет к непрогнозируемому увеличению сроков проведения процедур закупки и необходимости выделения дополнительных средств областного бюджета для ее финансирования. Предписание управления, обязывающее министерство обращаться в арбитражный суд с исковыми заявлениями к подрядчикам может повлечь для министерства образование кассового разрыва по причине возврата истребуемых бюджетных средств. Судебные акты нарушают права и законные интересы подрядчиков, добросовестно исполнивших свои обязательства в рамках заключенных с ними государственных контрактов и не участвующих в рассмотрении настоящего дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Казначейство указывает, что сооружение временных дорог и проездов, указанных в пункте 24 приложения N 2 к ГСН 81-05-01-2001, невозможно отнести к временным автомобильном объездам, поскольку к данным затратам относятся затраты на устройство и содержание временных автомобильных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением; с искусственными сооружениями, эстакадами и проездами; к временным дорогам и проездам отнесены сооружения, возводимые для собственных нужд строительной организации вспомогательные сооружения, не предназначенные для использования неограниченным кругом лиц. Принятая, согласно акту приемки выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1 временная объездная дорога не является автомобильной землевозной дорогой, в связи с чем министерством неправомерно приняты и оплачены работы по устройству временной объездной дороги за счет средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений по государственному контракту от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК, что привело к завышению стоимости работ на общую сумму 1 962 878 рублей 48 копеек. С момента издания ГСН 81-05-01-2001 в пункте 24 приложения N 2 к ГСН 81-05-01-2001 отсутствовал союз "и" между словосочетанием "автомобильных землевозных дорог". Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. В составе сметной расценки (сметной нормы) ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" учтены работы минимально необходимые и достаточные. При выполнении работ в соответствии со сметной расценкой ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" дополнительно не требуется выполнение таких работ как уплотнение грунтового основания обочины тяжелыми катками, полив грунтового основания водой, устройство и уплотнение щебеночного слоя, в связи с чем, оплата министерством работ "Планировка площадей механизированным способом, группа грунтов 2" TEP 01-02-027-02, "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" ТЕР 01-02-001-01 и "Полив водой уплотняемого грунта насыпей" ТЕР 01-02-006-01. В государственных контрактах сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Положения МДС 81-35.2004 распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. Использование министерством при определении сметной стоимости материальных ресурсов (материалов) и оборудования в ценах по состоянию на 01.01.2000 значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости работ и оборудования, отличных от индексов, разработанных Минстроем России на 1 квартал 2019 года, а также несопоставимого размера НДС, привели к завышению стоимости строительства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 27.27.2020 N 494, в период с 10.08.2020 по 04.09.2020 провело проверку предоставления и использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
По итогам проверки управление составило акт от 04.09.2020, в котором зафиксировало допущенные министерством следующие нарушения.
В нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), части 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пунктов 1.1, 1.4, 3.4, пункта 24 Перечня работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, министерство в 2019 году неправомерно приняло и оплатило работы по устройству временной объездной дороги за счет средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений по государственному контракту от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК, что привело к завышению стоимости работ на общую сумму 1 962 878 рублей 48 копеек, из них средства иных межбюджетных трансфертов предоставленных из федерального бюджета в сумме 981 439 рублей 24 копейки (пункт 1.1 предписания).
В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса, пункта 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), частей 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, министерство в 2019 году излишне приняло и оплатило виды работ "Планировка площадей механизированным способом, группа грунтов 2" ТЕР 01-02-027-02, "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" TEP 01-02-001-01 и "Полив водой уплотняемого грунта насыпей" TEP 01-02-006-01, учтенные в актах расценкой ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" в этапе 31 на площади 9 680 кв. м, в этапе 33 на площади 11 610 кв. м государственного контракта от 16.04.2019 N 0158200000519000019_71556-ГК и в этапе 29 на площади 7 484 кв. м государственного контракта от 17.04.2019 N 0158200000519000020_71556-ГК, что привело к завышению стоимости выполненных работ на 89 006 рублей, в том числе за счет федерального бюджета 89006 рублей - 100%, а именно: государственного контракта от 16.04.2019 N 158200000519000019_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102800014211244), по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Белокалитвинском, Боковском, Верхнедонском, Каменском, Кашарском, Константиновском, Красносулинском, Куйбышевском, Матвеево-Курганском, Миллеровском, Милютинском, Морозовском, Обливском, Октябрьском, Родионово-Несветайском, Советском, Тарасовском, Усть-Донецком, Чертковском, Шолоховском районах Ростовской области - 57 474 рубля; государственного контракта от 17.04.2019 N 0158200000519000020_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102800024211244) по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Азовском, Аксайском, Багаевском, Веселовском, Волгодонском, Егорлыкском, Зерно градском, Кагальницком, Мартыновском, Мясниковском, Неклиновском, Орловском, Песчанокопском, Пролетарском, Сальском, Семикаракорском, Целинском, Цимлянском, Тацинском районах Ростовской области - 31 532 рубля (пункт 1.2 предписания).
Министерство нарушило положения подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса, пункта 8.3 Градостроительного кодекса, частей 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, пунктов 3.24, 3.30, 4.24. 4.25, 4.90 МДС 81-35.2004, поскольку в 2019 году при построчном определении текущей стоимости каждого материального ресурса (материала) и оборудования в ценах по состоянию на 01.01.2000 следовало применить значения прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ - 7,35, изменения сметной стоимости оборудования - 3,95 и размером НДС - 20%, также при пересчете в текущий уровень цен проектных работ необходимо было применить индекс 4,09, однако министерство в актах о приемке выполненных работ (форма N КС-2) приняло и оплатило платежными поручениями стоимость материальных ресурсов (материала) и оборудования с учетом значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ - 6,76, 7,28, 6,93, изменения сметной стоимости оборудования - 3,67, 3,74, 3,92 и размером НДС - 18%, а также произвело пересчет стоимости проектных работ единым индексом строительно-монтажных работ, что привело к завышению стоимости работ на 2 512 435 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 1 234 518 рублей, а именно: государственного контракта от 19.06.2019 N 0158200000519000016_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102630014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения г. Шахты-ст.Раздорская-а/д г.Шахты-г.Цимлянск-х.Костиков-г.Шахты на участке км 0+000 - км 2+980 в Октябрьском районе - на 24 405 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 21 965 рублей; государственного контракта от 06.05.2019 N 0158200000519000026_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102650014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон"-ст. Ольгинская-х. Верхнеподпольный-автодорога г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон")-г. Семикаракорск-г. Волгодонск на участке км 1+700 - км 7+330 в Аксайском районе - на 824 966 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 417 020 рублей 50 копеек; государственного контракта от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102000014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 0+500 - км 18+000 в Аксайском и Кагальницком районах (1 - 2 этапы) - на 682 961 рубль, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 305 480 рублей 50 копеек; государственного контракта от 29.04.2019 N 0158200000519000013J71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102640014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения г. Азов-пос. Васильева-Петровское-с. Самарское на участках км 3+800 - км 7+800, км 8+900 - км 10+000, км 11+900 - км 18+200 в Азовском районе - на 219 957 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 109 979 рублей; государственного контракта от 06.05.2019 N 0158200000519000028_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102760014211243) по капитальному ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон")-г. Семикаракорск-г. Волгодонск на км 0+000 - км 88+500 (18+000 - км 20+500) в Аксайском районе - на 760 146 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 380 073 рубля (пункт 1.3 предписания).
По результатам проверки управление выдало министерству предписание от 30.09.2020 N 58-23-12/23-9074, которым обязало министерство в срок до 22.03.2021 (включительно) принять меры по возмещению причиненного ущерба, а именно, обеспечить возврат средств в доход федерального бюджета в размере 2 304 963 рублей 24 копеек по КБК 108 2 18 45393 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" из бюджетов субъектов Российской Федерации" с указанием информации в поле "Назначение платежа: "возмещение ущерба по предписанию УФК по Ростовской области (указать номер, дату)" и обязало министерство проинформировать управление о результатах исполнения предписания в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 26.03.2021.
Полагая, что предписание управления является незаконным, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного министерством требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Государственная программа).
Государственная программа Ростовской области "Развитие транспортной системы" утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 645 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы" (далее - Государственная программа Ростовской области). В соответствии с паспортом Государственной программы Ростовской области (в редакции от 16.12.2019 N 8) ее ответственным исполнителем является министерство.
В рамках Государственной программы Ростовской области реализуется Региональный проект Ростовской области, а также Ростовской, Таганрогской и Шахтинской агломераций на 2019 - 2024 годы (далее - Региональный проект), утвержденный Губернатором Ростовской области Голубевым В.Ю. и согласованный заместителем руководителя Федерального дорожного агентства Костюченко И.В.
Для достижения целевых показателей Регионального проекта проводятся мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию, в том числе в рамках работ по инженерному обустройству и модернизации, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и дорожной сети городских агломераций и искусственных сооружений на них в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
В рамках реализации мероприятий федеральной программы предусмотрено предоставление министерству денежных средств из федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в рамках подпрограммы "Развитие транспортной инфраструктуры Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы" в общей сумме 6 585 140 100 рублей. Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации, осуществляющим функции руководителя федерального проекта "Дорожная сеть", и Министром транспорта Ростовской области, осуществляющим функции руководителя регионального проекта "Региональный проект Ростовской области "Безопасные и качественные автомобильные дороги", заключено соглашение о реализации регионального проекта Ростовской области "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1 (далее - соглашение от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1).
Предметом соглашения от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1 является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Ростовской области и муниципальных образованиях, расположенных на территории Ростовской области. Согласно приложению N 2 "Результаты федерального проекта по субъекту Российской Федерации" к соглашению от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1, заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предусматривающих принятие субъектами Российской Федерации обязательств по достижению показателей и решению задач национального проекта осуществляется не позднее 01.03.2019.
В соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193 (далее - Правила N 193) Федеральным Дорожным Агентством (далее - Агентство) и Правительством Ростовской области заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Ростовской области от 28.03.2019 N 108-17-2019-062 (далее - Соглашение от 28.03.2019 N 108-17-2019-062).
Согласно части 1.1 Соглашения от 28.03.2019 N 108-17-2019-062 его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Ростовской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета по КБК: код главного распорядителя средств федерального бюджета 108, раздел 04, подраздел 09, вид расходов 540 в рамках федерального проекта государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". С целью реализации мероприятий, направленных на достижение результатов Регионального проекта, министерством и органами местного самоуправления (получателями средств) в 2019 году заключались государственные и муниципальные контракты (контракты).
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого предписания управления в части пункта 1.1, суды обоснованно руководствовались положениями пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса, части 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, пунктов 1.1, 1.4, 3.2, 3.4, пункта 24 Перечня работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, и установили следующее.
Министерство на основании статьи 22 Закона N 44-ФЗ заключило с ООО "РостовАвтоДорСтрой" государственный контракт от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 0+500 - км 18+000 в Аксайском и Кагальницком районах (1 - 2 этапы) (далее - государственный контракт от 29.04.2019 N 11).
В соответствии с актом приемки выполненных работ (формы КС-2) от 30.10.2019 N 1 работы по государственному контракту от 29.04.2019 N 11 приняты и оплачены министерством платежными поручениями от 15.11.2019 N 724992 (244 544 283 рубля 75 копеек), 06.12.2019 N 16892 (21 013 837 рублей 62 копейки), 22.11.2019 N 429758 (223 530 446 рублей 12 копеек).
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1 сумма предъявленных и оплаченных средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений составила 15 063 263 рубля, в том числе на устройство объездных дорог 1 962 878 рублей 48 копеек.
В обоснование расходования указанных средств министерство в ходе проверки представило казначейству утвержденный заместителем министра транспорта Ростовской области Колбиным А.В. протокол совещания от 26.04.2019 по рассмотрению вопроса по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 0+500 - км 18+000 в Аксайском и Кагальницком районах (1 - 2 этапы)" и локальные сметные расчеты на сумму принятых и оплаченных временных зданий и сооружений в акте приемки выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1. В соответствии с протоколом совещания от 26.04.2019 принято решение согласовать устройство временных строительных площадок для временного складирования инвентарных материалов на ПК 15+50, ПК 106+00, строительного городка на ПКЗО+85 и устройство временных объездных дорог с покрытием проезжей части, обеспечивающей пропуск транспортных средств, выполнить указанные работы за счет средств, предусмотренных статьей "временные здания и сооружения".
Судебные инстанции исследовали и обоснованно отклонили довод министерства, со ссылкой на пункт 24 приложения N 7 МДС 81-35.2004, относительно того, что расходование средств на устройство объездных дорог относится к возведению и разборке титульных временных зданий и сооружений, в связи с чем их оплата правомерна, поскольку пунктом 24 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001 предусмотрено устройство и содержание временных железных, автомобильных землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами.
Суды, на основании исследования представленных в материалы дела доказательств установили, что принятая и оплаченная по акту приемки выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1 временная объездная дорога не является автомобильной землевозной дорогой. Довод общества о том, что ссылаясь на положения пункта 24 приложения N 2 к ГСН 81-05-01-2001, суды пропустили союз "и", что привело к неправильному выводу, не основан на содержании указанной нормы, поскольку с момента издания и введения в действие ГСН 81-05-01-2001 в пункте 24 приложения N 2 отсутствовал союз "и" между словосочетанием "автомобильных землевозных дорог".
Таким образом, принятая и оплаченная по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1 временная объездная дорога не является автомобильной землевозной дорогой, в связи с чем министерство неправомерно приняло и оплатило работы по устройству временной объездной дороги за счет средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений по государственному контракту от 29.04.2019 N 11, что привело к завышению стоимости работ на общую сумму 1 962 878 рублей 48 копеек.
При таких обстоятельствах вывод судов о законности и обоснованности пункта 1.1 оспариваемого предписания управления, является правильным.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого предписания управления в части пункта 1.2, суды обоснованно руководствовались пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса, частью 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, пунктами 31, 33 статьи 1, статьей 8.3 Градостроительного кодекса, пунктами 2.1, 2.2 МДС 81-35.2004, и установили следующее.
В ходе проверки казначейство выявило, что министерство в 2019 году излишне приняло и оплатило виды работ "Планировка площадей механизированным способом, группа грунтов 2" ТЕР 01-02-027-02, "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" TEP 01-02-001-01 и "Полив водой уплотняемого грунта насыпей" TEP 01-02-006-01, учтенные в актах расценкой ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" в этапе 31 на площади 9 680 кв. м, в этапе 33 на площади 11 610 кв. м государственного контракта от 16.04.2019 N 0158200000519000019_71556-ГК и в этапе 29 - 7 484 кв. м государственного контракта от 17.04.2019 N 0158200000519000020_71556-ГК, что привело к завышению стоимости выполненных работ на 89 006 рублей, в том числе за счет федерального бюджета 89 006 рублей - 100%, а именно: государственного контракта от 16.04.2019 N 158200000519000019_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102800014211244), по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Белокалитвинском, Боковском, Верхнедонском, Каменском, Кашарском, Константиновском, Красносулинском, Куйбышевском, Матвеево-Курганском, Миллеровском, Милютинском, Морозовском, Обливском, Октябрьском, Родионово-Несветайском, Советском, Тарасовском, Усть-Донецком, Чертковском, Шолоховском районах Ростовской области - 57 474 рубля; государственного контракта от 17.04.2019 N 0158200000519000020_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102800024211244) по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Азовском, Аксайском, Багаевском, Веселовском, Волгодонском, Егорлыкском, Зерно градском, Кагальницком, Мартыновском, Мясниковском, Неклиновском, Орловском, Песчанокопском, Пролетарском, Сальском, Семикаракорском, Целинском, Цимлянском, Тацинском районах Ростовской области - 31 532 рубля.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
В составе сметной расценки (сметной нормы) ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" учтены следующие соответствующие минимально необходимые и достаточные работы: планировка и прикатка обочин, распределение материалов и его разравнивание, уплотнение катками с поливкой водой, уплотнение катками.
Установив, что при выполнении работ в соответствии с ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" дополнительно не требуется выполнение таких работ как уплотнение грунтового основания обочины тяжелыми катками, полив грунтового основания водой, устройство и уплотнение щебеночного слоя, суды сделали правильный вывод о том, что оплата министерством работ "Планировка площадей механизированным способом, нруппа грунтов 2" ТЕР 01-02-027-02, "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" ТЕР 01-02-001-01 и "Полив водой уплотняемого грунта насыпей" ТЕР 01-02-006-01, уже учтенных в актах расценкой ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" в этапе 31 на площади 9 680 кв. м, в этапе 33 на площади 11 610 кв. м государственного контракта от 16.04.2019 N 0158200000519000019_71556-ГК и в этапе 29 на площади 7 484 кв. м государственного контракта от 17.04.2019 N 0158200000519000020_71556-ГК, привели к завышению стоимости выполненных работ на 89 006 рублей.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что пункт 1.2 оспариваемого предписания казначейства является законным и обоснованным.
Проверяя законность и обоснованность предписания управления в части пункта 1.3, суды обоснованно руководствовались пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса, частью 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, статьей 8.3 Градостроительного кодекса, пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 3.25, 3.27, 3.30, 4.24. 4.25, 4.90, 4.100 МДС 81-35.2004, Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и установили следующее.
В ходе проверки казначейство выявило, что министерство при построчном определении текущей стоимости каждого материального ресурса (материала) и оборудования в ценах по состоянию на 01 января 2000 года использовало следующие значения: 1,18 - НДС, то есть в размере 18%; 6,76; 7,28; 6,93 - прогнозный индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, в том числе материальных ресурсов; 3,67; 3,74; 3,92 - прогнозный индекс изменения сметной стоимости оборудования.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 22.01.2019 N 1408-ЛС/09 "Об индексах изменения сметной стоимости строительства в 1 квартале 2019 года" для Ростовской области определены прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства в 1 квартале 2019 года, в том числе: индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства (прочие объекты) к ФЕР-2001/ТЕР-2001 равные 6,89 и 7,35 соответственно (приложение N 1 "Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок на 1 квартал 2019 года"); индекс изменения сметной стоимости оборудования к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по объектам непроизводственного назначения равный 3,95 (приложение N 3 "Прогнозные индексы изменения сметной стоимости оборудования на 1 квартал 2019 года").
Согласно письму Министерства строительства от 19.02.2019 N 26/661 Минстроем России рекомендованы к применению прогнозные индексы пересчета сметной стоимости на 1 квартал 2019 года, в том числе: индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства (прочие объекты) к ТЕР-2001 равный 7,35 (приложение N 1 "Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства по состоянию на 1 квартал 2019 года (без НДС)"); индекс изменения сметной стоимости оборудования на территории Ростовской области по состоянию на 1 квартал 2019 года к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по объектам непроизводственного назначения равный 3,95 (приложение N 3 "Индексы изменения сметной стоимости оборудования на территории Ростовской области по состоянию на 1 квартал 2019 года").
С учетом изложенного, является правильным вывод судов о том, что использование министерством при определении сметной стоимости материальных ресурсов (материалов) и оборудования в ценах по состоянию на 01.01.2000 значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости работ строительно-монтажных работ и оборудования, отличных от индексов, разработанных Минстроем России на 1 квартал 2019 года, а также несопоставимого размера НДС, привели к завышению стоимости строительства.
При этом суды обоснованно исходили из того, что в данном случае министерству в 2019 году при построчном определении текущей стоимости каждого материального ресурса (материала) и оборудования в ценах по состоянию на 01.01.2000 следовало применить значения прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) - 7,35, изменения сметной стоимости оборудования - 3,95 и размером НДС - 20%, также при пересчете в текущий уровень цен проектных работ необходимо было применить индекс 4,09. Вместе с тем министерство по актам приемки выполненных работ (форма N КС-2) к государственным контрактам от 19.06.2019 N 0158200000519000016_71556-ГК, 06.05.2019 N 0158200000519000026_71556-ГК, 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК, 29.04.2019 N 0158200000519000013J71556-ГК, 06.05.2019 N 0158200000519000028_71556-ГК, приняло и оплатило стоимость материальных ресурсов (материала) и оборудования с учетом значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ - 6,76, 7,28, 6,93, изменения сметной стоимости оборудования - 3,67, 3,74, 3,92 и размером НДС - 18%, а также произвело пересчет стоимости проектных работ единым индексом на СМР - 7,35 (при имеющемся индексе на проектные работы 4,09), что привело к завышению стоимости работ на 2 512 435 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 1 234 518 рублей.
Суд кассационной инстанции не принял довод министерства об отсутствии нарушения, указанного в пункте 1.3 предписания казначейства, как документально не обоснованный и противоречащий материалам дела. Заявляя довод о необоснованности позиции управления, министерство не привело нормы, которые, по его мнению, неверно применены казначейством, либо опровергают выводы управления.
Согласно части 1 статьи 8.3 Гражданского кодекса сметная стоимость строительства финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Таким образом, в государственных контрактах сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.
Министерство ошибочно полагает, что МДС 81-35.2004 не определяет порядок расчета начальных (максимальных) цен на строительно-монтажные работы, поскольку МДС 81-35.2004 предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.
При этом с учетом положений частей 1, 6 статьи 8.3 Градостроительного кодекса, поручения Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161, методики, в том числе МДС 81-35.2004, обязательны для применения участниками бюджетного процесса как при формировании начальной (максимальной) цены контракта, так и при расчетах за выполненные работы.
Суд кассационной инстанции не принял довод министерства о том, что законодательством не установлены положения и механизмы, позволяющие корректировать базовую стоимость отдельных элементов, по которым ранее были получены положительные заключения государственной экспертизы, без проведения повторной экспертизы.
В силу части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее не превышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20(1) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение), в случае если после определения сметной стоимости строительства сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику).
Согласно пункту 27(3) Положения, проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной стоимости в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления не превышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства
В силу пункта 45(13) Положения, в случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением: а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости; б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.
Таким образом, в случае если по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится.
В данном случае указанное в пункте 1.3 оспариваемого предписания управления нарушение возникло в результате неверного определения стоимости материальных ресурсов, принятых по коммерческим предложениям, путем перевода в базисный уровень цен не на дату заключения государственных контрактов, а на дату проведения государственной экспертизы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А53-34040/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.