Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлено на облегчение, для значительной части населения (особенно сельской местности), возможности пользоваться своим конституционным правом удостоверить нотариально свои намерения и желания.
В момент принятия "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" 11 февраля 1993 года, когда сельсоветы входили в структуру государственной власти, сельскому населению, согласно норм заложенным# в "Основах законодательства Российской Федерации о нотариате" (статья 37), предоставлялось право выполнить следующие нотариальные действия в сельсовете:
1) удостоверение завещания;
2) удостоверение доверенности;
3) принятие мер к охране наследуемого имущества;
4) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
5) свидетельствование подлинности подписи на документах.
Однако 12 декабря 1993 года в Российской Федерации была принята новая Конституция, согласно которой сельсоветы выведены из структуры государственной власти, а входят в структуру органов местного самоуправления и соответственно не могут применять в своей деятельности статью 37 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Вместе с тем, несмотря на то, что согласно ст.54 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.1991 г. N 1550-1 (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления имеют полномочия совершать нотариальные действия - органы прокуратуры, юстиции и нотариальная палата РФ, не признают данное право за органами местного самоуправления, ссылаясь на противоречие этих полномочий федеральному законодательству, в частности "Основам законодательства Российской Федерации о нотариате", в которых данные полномочия не предусмотрены.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство о нотариате. Однако попытки субъектов Российской Федерации реализовать свое право в регулировании вопросов связанных с нотариальными действиями наталкиваются на противодействие со стороны федеральных структур (о чем свидетельствует практика судов), но все это не облегчает, а усложняет для населения (особенно в сельской местности) возможность осуществлять нотариальные действия.
Внесение дополнений в федеральное законодательство позволило бы органам местного самоуправления оперативно решать проблемы, прежде всего, сельского населения. Это максимально отвечает требованиям публичной власти на местах.
Немаловажным фактором для решения этой проблемы при наличии сложностей с транспортным сообщением является и то, что сельское население, как правило, достаточно удалено от районных центров и городов, большинство находится на пенсии, имеется большой процент больных.
Высказываемые нередко доводы о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и потому не могут осуществлять отдельные нотариальные действия не соответствует природе происхождения права и власти поскольку в определенной степени идет недоверие к органам власти сформированным в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в Основы законодательства о нотариате"
Принятие вышеуказанного проекта федерального закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.