Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 854 Гражданского кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без него списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Федеральным законом "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (статья 4) установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ.
Изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Разъясняя приведенные выше нормы в Информационном письме от 1 октября 1996 г. N 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента", Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что когда указанными нормативными актами, в том числе постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, носящими нормативный характер, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу.
В соответствии с указанным разъяснением продолжают применяться некоторые нормативные правовые акты, не являющиеся федеральными законами, которые были приняты исключительно для того, чтобы установить порядок безакцептного (бесспорного) списания в ряде отраслей хозяйства. Таких актов достаточно много. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 18.09.92 N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса", Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", а также Постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 N 4986-1 "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи". Однако дальнейшее сохранение норм, предусматривающих безакцептное (бесспорное) списание средств, в нормативных правовых актах, отличных от федеральных законов, вступает в противоречие со сложившейся системой гражданского законодательства.
Указанные нормативные акты разрешают безакцептное списание средств за потребляемую электрическую, тепловую энергию, газ и услуги связи всем организациям, оказывающим названные услуги независимо от формы собственности. Между тем, эти нормативные акты были приняты в период платежного кризиса для нормализации финансового положения предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, связи, а также коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий, которые в то время находились в основном в государственной собственности.
Согласно одному из основополагающих принципов права устаревшие нормативные акты должны прекращать свое действие по мере принятия соответствующих федеральных законов. Однако практика свидетельствует об ином.
В течение ряда лет было принято несколько комплексных федеральных законов, посвященных правовому регулированию отношений в отдельных отраслях, в которых применяется безакцептное списание средств со счетов потребителей. Среди них можно назвать, например, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Однако, указанные законы вообще не регулируют формы безналичных расчетов в соответствующих отраслях, а следовательно, не могут отменить устаревшие нормативные акты о безацептном (бесспорном) списании средств. В результате условие, указанное в статье 4 Федерального закона "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", становится невыполнимым.
Учитывая, что любое принудительное изъятие имущества без решения суда, в т.ч. бесспорное (безакцептное) списание денежных средств со счета в банке, является существенным ограничением прав участников экономического оборота, представляется необходимым существенно сократить количество случаев внесудебного списания средств со счетов клиентов банков. Представляется целесообразным сохранить возможность бесспорного списание средств только в отношении обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
В связи с изложенным, считаем необходимым внести изменения в статью 854 Гражданского кодекса РФ, изложив пункт 2 в новой редакции.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 854 Гражданского кодекса Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 854 Гражданского кодекса" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 854 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 854 Гражданского кодекса" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.