Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 октября 2017 г. N 246 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 20 октября, N 0500201710200003; 2018, 17 мая, N 0500201805170008; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.gov.ru), 2019, 5 сентября, N 05002004580; 2020, 14 апреля, N 0500205491; 27 августа, N 05002005881; 2021, 3 июня N 05002007241; 2022, 30 июня, N 05002009239; 2023, 18 апреля, N 05002011085).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 29 ноября 2023 г. N 476
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 17 октября 2017 г. N 246
(в редакции постановления Правительства
Республики Дагестан
от 29 ноября 2023 г. N 476
Государственная программа
Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан
Республика Дагестан обладает значительным историко-культурным потенциалом. На территории республики в настоящее время расположен 6261 объект культурного наследия, из которых 1951 объект культурного наследия федерального значения, в их числе 1791 памятник археологии.
Особое место в историко-культурном наследии Дагестана занимают объекты культурного наследия, расположенные в г. Дербенте, признанные ЮНЕСКО в 2003 году всемирным наследием в номинации "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
Кроме того, на территории республики расположены 4300 объектов культурного наследия регионального значения, 10 объектов культурного наследия муниципального значения и 2325 выявленных объектов культурного наследия.
Объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Дагестан, подразделяются на такие крупные и значимые группы, как фортификационные сооружения, произведения культовой архитектуры, общественные и жилые здания, археологические памятники и др. Историко-культурное наследие Дагестана вызывает растущий интерес со стороны жителей и гостей республики. Объекты культурного наследия Дагестана все чаще освещаются в федеральных средствах массовой информации. К объектам культурного наследия выстраиваются туристические маршруты, пользующиеся большой популярностью, что свидетельствует о высоком интересе к истории и культуре региона.
Однако значительная часть объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан, в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии и требует принятия срочных мер по их сохранению.
В последние годы в Российской Федерации одним из основных механизмов сохранения объектов культурного наследия является финансирование работ по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ в рамках реализации федеральных целевых программ, главным условием участия в которых является наличие зарегистрированных прав собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия.
В соответствии с требованиями действующего законодательства именно собственник несет расходы по содержанию объекта культурного наследия, в том числе и в части финансирования работ по сохранению памятника.
В связи с отсутствием зарегистрированных прав собственности многие объекты культурного наследия, представляющие большой интерес с точки зрения истории, культуры, архитектуры и искусства, остаются в неудовлетворительном состоянии.
Основными причинами неудовлетворительного состояния объектов культурного наследия являются:
отсутствие зарегистрированных прав собственности на объекты культурного наследия, что не позволяет региональному органу охраны объектов культурного наследия реализовать свои полномочия в отношении собственников, которыми объекты культурного наследия должны приводиться в надлежащее состояние;
активная хозяйственная деятельность, ведущая к утрате исторического облика объектов культурного наследия;
негативное воздействие природно-климатических условий региона на объекты культурного наследия;
отсутствие в необходимом объеме финансовых средств, предназначенных для государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, естественное старение объектов;
недостаточное обеспечение объектов культурного наследия правоустанавливающими документами для осуществления их государственной охраны;
наличие значительного количества объектов культурного наследия, которые не используются;
низкий уровень правовой культуры и осведомленности населения об объектах культурного наследия.
Реализация настоящей Программы обусловлена необходимостью повышения эффективности мер, принимаемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в целях государственной охраны, сохранения, эффективного использования, популяризации и развития историко-культурного наследия республики, вовлечения в туристический оборот памятников истории и культуры.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты и цели государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
поручением Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N Пр-2217, поручением Президента Российской Федерации от 5 января 2013 г. N Пр-16, поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N Пр-571.
Требования к государственной политике в сфере охраны объектов культурного наследия на территории Республики Дагестан определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также следующими законами и иными правовыми актами Республики Дагестан:
Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан";
Закон Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года";
Указ Главы Республики Дагестан от 7 октября 2022 г. N 186 "О Программе деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2027 года".
К 2030 году, в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и повышения уровня востребованности исторического и культурного наследия, ожидается увеличение числа посещений объектов культурного наследия.
Учитывая вышеизложенное, стратегическими приоритетами государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются:
реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на государственную охрану и сохранение объектов культурного наследия;
популяризация объектов культурного наследия посредством повышения уровня знаний населения об историческом и культурном наследии в целях формирования в обществе ценностных ориентиров бережного отношения к объектам культурного наследия;
формирование единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
содействие в создании условий для эффективного использования объектов культурного наследия их законными собственниками и пользователями;
формирование и развитие региональной правовой базы, регулирующей отношения в области охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
обеспечение качества предоставления государственных услуг в области государственной охраны объектов культурного наследия, их сохранения и использования;
формирование и развитие кадрового потенциала Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан и его подведомственного учреждения ГБУ РД "Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры", создание условий для их эффективного функционирования.
В связи с этим на современном этапе развития региона государственная политика в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия будет осуществляться в соответствии со следующими основными целями:
цель N 1 "Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения путем утверждения границ их территории" - 100 процентов к 2030 году";
цель N 2 "Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения путем утверждения их предметов охраны - 100 процентов к 2030 году";
цель N 3 "Популяризация объектов культурного наследия среди широких слоев населения с использованием различных форматов";
цель N 4 "Разработка проектов зон охраны для объектов культурного наследия регионального значения ежегодно до 2030 года";
цель N 5 "Проведение государственных историко-культурных экспертиз ежегодно до 2030 года";
цель N 6 "Повышение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии";
цель N 7 "Увеличение доли объектов культурного наследия регионального значения, на которых установлены информационные надписи и обозначения".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р.
Государственная политика в Российской Федерации в сфере объектов культурного наследия основывается на праве каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры согласно частям 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
Основными целями государственной политики в сфере объектов культурного наследия, согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
создание исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача из поколения в поколение традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на государственную охрану и сохранение объектов культурного наследия;
популяризация объектов культурного наследия посредством повышения уровня знаний населения об историческом и культурном наследии в целях формирования в обществе ценностных ориентиров бережного отношения к объектам культурного наследия;
формирование единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
содействие в создании условий для эффективного использования объектов культурного наследия их законными собственниками и пользователями;
формирование и развитие региональной правовой базы, регулирующей отношения в области охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
обеспечение качества предоставления государственных услуг в области государственной охраны объектов культурного наследия, их сохранения и использования;
формирование и развитие кадрового потенциала Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан и его подведомственного учреждения ГБУ РД "Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры", создание условий для их эффективного функционирования.
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения путем утверждения границ их территории - 100 процентов к 2030 году;
обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения путем утверждения их предметов охраны - 100 процентов к 2030 году;
популяризация объектов культурного наследия среди широких слоев населения с использованием различных форматов;
разработка проектов зон охраны для объектов культурного наследия регионального значения ежегодно до 2030 года;
проведение государственных историко-культурных экспертиз ежегодно до 2030 года;
повышение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;
увеличение доли объектов культурного наследия регионального значения, на которых установлены информационные надписи и обозначения.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Задачами государственного управления в сфере охраны объектов культурного наследия являются:
развитие деятельности по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия;
формирование кадрового потенциала Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан и его подведомственного учреждения ГБУ РД "Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры" и создание условий для его эффективного функционирования;
укрепление материально-технической базы ГБУ РД "Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры".
К задачам государственного управления в рамках повышения вовлечения граждан в деятельность по сохранению и популяризации объектов культурного наследия относятся поддержка реализации проектов, направленных на сохранение культурного наследия.
Основной задачей государственного управления в рамках направления по внедрению цифровых технологий в сфере охраны объектов культурного наследия является повышение качества и эффективности управления за счет применения информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения свободного доступа к объектам культурного наследия.
Для решения вышеуказанных задач необходимо обеспечить достижение поставленных целей.
Цель N 1 "Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения путем утверждения границ их территории - 100 процентов к 2030 году". Для достижения цели в рамках Программы решаются следующие задачи:
идентификация и локализация объекта культурного наследия на местности;
установление GPS-координат поворотных точек границ территорий объекта культурного наследия в системе МСК - 05;
утверждение границ территорий объекта культурного наследия на основании приказа Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан;
перевод в формат XML сведений об утвержденных границах территории объекта культурного наследия, их подписание электронной цифровой подписью и направление в ЕГРН;
направление сведений об утвержденных границах территории объекта культурного наследия в ЕГРОКН.
Цель N 2 "Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения путем утверждения их предметов охраны - 100 процентов к 2030 году". Для достижения цели в рамках Программы решаются следующие задачи:
проведение комплекса научно-исследовательских работ в целях выделения предмета охраны из тела объекта культурного наследия;
утверждение предмета охраны объекта культурного наследия на основании приказа Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан;
направление сведений об утвержденном предмете охраны объекта культурного наследия в ЕГРОКН.
Цель N 3 "Популяризации объектов культурного наследия среди широких слоев населения с использованием различных форматов". Для достижения цели в рамках Программы решаются следующие задачи:
проведение ежегодного круглого стола по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
издание материалов, посвященных объектам культурного наследия.
Цель N 4 "Разработка проектов зон охраны для объектов культурного наследия регионального значения ежегодно до 2030 года". Для достижения цели в рамках Программы решаются следующие задачи:
проведение комплекса научно-исследовательских работ в целях определения границ зон охраны объекта культурного наследия и режимов деятельности в указанных границах;
проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия;
подготовка проекта постановления Правительства Республики Дагестан об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон;
выпуск постановления Правительства Республики Дагестан об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон;
перевод в формат XML постановления Правительства Республики Дагестан об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон, подписание XML-файла электронной цифровой подписью и направление в ЕГРН.
Цель N 5. "Проведение государственных историко-культурных экспертиз ежегодно до 2030 года". Для достижения цели в рамках государственной программы решается следующая задача:
проведение всех видов государственных историко-культурных экспертиз в целях предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Цель N 6 "Повышение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии". Для достижения цели в рамках Программы решается следующая задача:
проведение всех видов работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Цель N 7 "Увеличение доли объектов культурного наследия регионального значения, на которых установлены информационные надписи и обозначения". Для достижения цели в рамках Программы решаются следующие задачи:
разработка проекта информационной надписи на объекте культурного наследия;
утверждение проекта информационной надписи на объекте культурного наследия на основании приказа Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан;
установление информационной надписи на объекте культурного наследия.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан для подготовки материалов в отношении объектов культурного наследия регионального значения, не имеющих собственников, в целях признания их бесхозяйными и направления материалов в Единый государственный реестр недвижимости приведен в приложении N 1 к Программе;
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан на осуществление мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, приведен в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Государственная охрана,
сохранение, использование,
популяризация объектов
культурного наследия
Республики Дагестан"
Порядок
предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан для подготовки материалов в отношении объектов культурного наследия регионального значения, не имеющих собственников, в целях признания их бесхозяйными и направления материалов в Единый государственный реестр недвижимости
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет цели, условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Республики Дагестан (далее - муниципальные образования, получатели) на осуществление полномочий по проведению кадастровых работ по постановке на учет объектов культурного наследия, не имеющих собственников, в целях признания их бесхозяйными и направления материалов в Единый государственный реестр недвижимости в рамках реализации государственной программы Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан" (далее соответственно - субсидия, Программа). Под кадастровыми работами в отношении бесхозяйных объектов культурного наследия понимается выполнение работ в отношении бесхозяйных объектов культурного наследия в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о таком недвижимом имуществе.
2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств бюджетов муниципальных образований, возникающих при проведении кадастровых работ по постановке на учет объектов культурного наследия, не имеющих собственников, в целях признания их бесхозяйными, с учетом положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N 931.
3. Главным распорядителем бюджетных средств является Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан (далее - Агентство).
4. Субсидия предоставляется получателям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Агентству на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
5. Предельный уровень финансирования расходного обязательства муниципального образования из республиканского бюджета Республики Дагестан определяется в соответствии с пунктом 17 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств муниципального образования, финансирование которых будет осуществляться за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
6. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
7. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правового акта получателя, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан;
б) наличие в бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидии;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Агентством и получателем, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение);
г) централизация закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии (за исключением закупок у единственного поставщика, осуществляемых в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), через Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан.
8. Распределение субсидии между получателями осуществляется по результатам отбора муниципальных образований для предоставления субсидии, проводимого комиссией по вопросам предоставления субсидии, созданной приказом Агентства (далее соответственно - отбор, комиссия).
9. Отбор получателя для предоставления субсидии осуществляется на основании следующих критериев:
а) наличие заявки муниципального образования о предоставлении субсидии, подписанной руководителем муниципального образования или лицом, его замещающим;
б) наличие гарантии муниципального образования, обеспечивающей последующее целевое использование субсидии в целях финансирования работ по сохранению объекта недвижимого имущества - объекта культурного наследия.
10. Состав комиссии, положение о комиссии, порядок проведения отбора утверждаются приказом Агентства.
11. Для участия в отборе муниципальные образования в установленные сроки представляют в Агентство заявки на участие в отборе, подписанные высшим должностным лицом муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом с приложением необходимых документов.
12. Заявка для участия в отборе на получение субсидии (далее - заявка) составляется по форме, утвержденной приказом Агентства.
13. К заявке прилагаются следующие документы:
а) обращение органа муниципального образования о необходимости предоставления субсидии с соответствующими расчетами и обоснованиями;
б) выписки из федерального, или регионального, или муниципального реестров имущества в отношении объекта недвижимого имущества - объекта культурного наследия;
в) документы об утверждении проектной документации на объект в соответствии с законодательством Российской Федерации (если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной);
г) фотоматериалы, отражающие общее и техническое состояние объекта, на котором планируется проведение работ по подготовке материалов.
14. Агентство уведомляет письмом муниципальные образования о начале и об окончании приема документов для участия в отборе.
15. Агентство регистрирует документы в день их подачи в порядке поступления.
Агентство в течение 5 рабочих дней со дня регистрации рассматривает представленные документы на их соответствие пунктам 12 и 13 настоящего Порядка.
В случае соответствия документов пунктам 12 и 13 настоящего Порядка Агентство направляет в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения указанных документов письменное уведомление получателю о передаче документов на дальнейшее рассмотрение в комиссию по вопросу определения возможности предоставления субсидии в целях финансирования расходных обязательств бюджетов муниципальных образований, возникающих при реализации Программы.
В случае несоответствия документов пунктам 12 и 13 настоящего Порядка Агентство в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения направляет письменное уведомление получателю об отказе в дальнейшем рассмотрении документов.
Получатель после устранения несоответствия вправе повторно представить заявку в течение установленного Агентством срока приема документов для участия в отборе.
16. Комиссия в течение 10 рабочих дней с даты окончания приема документов рассматривает и осуществляет их проверку на соответствие получателя критериям, указанным в пункте 9 настоящего Порядка.
17. Заседание комиссии по вопросу определения возможности предоставления субсидии проходит не позднее 10 рабочих дней с даты окончания приема документов, после чего комиссия принимает протокольное решение о возможности предоставления субсидии.
18. Агентство с учетом решения комиссии, указанного в протоколе заседания комиссии, и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Дагестан на соответствующий год и на плановый период на реализацию мероприятия, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней с даты заседания комиссии принимает решение о предоставлении субсидии с указанием ее объема или об отказе в предоставлении субсидии.
19. Решение о предоставлении субсидии оформляется приказом Агентства, который размещается на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется Агентством в течение 10 рабочих дней с даты принятия данного решения муниципальным образованиям.
20. В случае отказа в предоставлении субсидии Агентство в течение 10 рабочих дней с даты издания приказа направляет муниципальным образованиям уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием мотивированного основания отказа.
В предоставлении субсидии может быть отказано по следующим основаниям:
а) выявление в документах неполных или недостоверных сведений;
б) несоответствие участника критериям отбора;
в) участник по результатам отбора не вошел в число победителей.
21. В случае отказа получателя после заключения соглашения в текущем финансовом году от реализации мероприятия, на реализацию которого предоставлена субсидия, Агентство может принять решение о лишении его права участвовать в отборе в следующем финансовом году.
22. Субсидия предоставляется бюджету муниципального образования в соответствии с соглашением, которое должно соответствовать положениям пункта 11 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
23. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результативности (результатов) использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением расходных обязательств муниципального образования не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением следующих случаев:
а) невозможность выполнения условий предоставления субсидии вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
б) изменение значений целевых показателей и индикаторов Программы;
в) существенное (более чем на 20 процентов) сокращение размера субсидии.
Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Республики Дагестан, на срок, на который утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований.
24. В случае внесения в закон о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и на плановый период изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
25. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета муниципальных образований, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан, не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления финансовых средств на лицевой счет Агентства, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан.
26. Получатели обеспечивают представление в Агентство отчетов о:
а) расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме, установленной соглашением, ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца;
б) достижении значений показателей результативности использования субсидии по формам, определенным соглашением, не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным годом.
Получатели представляют по запросу Агентства и в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения и оценки эффективности использования субсидии.
27. Значения целевых показателей результативности использования субсидии устанавливаются соглашением.
28. Оценка эффективности использования субсидии, предоставляемой муниципальным образованиям в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при реализации Программы, осуществляется Агентством на основе такого результата использования субсидии, как количество подготовленных материалов, а также путем сравнения плановых и фактически достигнутых значений результатов использования со значениями результатов использования субсидии, указанными в соглашении.
29. Ответственность за достоверность представленных в Агентство сведений возлагается на получателя.
30. Неиспользованные остатки подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в соответствии с бюджетным законодательством.
31. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальному образованию при невыполнении ими условий соглашения, порядок последующего использования средств, перечисленных из местных бюджетов в республиканский бюджет Республики Дагестан в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности устанавливаются Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий.
32. Контроль за соблюдением получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Агентством.
33. Уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств субсидии, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
34. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Государственная охрана,
сохранение, использование,
популяризация объектов
культурного наследия
Республики Дагестан
Порядок
предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан на осуществление мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет цели, условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам городских округов, муниципальных районов, сельских поселений Республики Дагестан (далее - муниципальные образования, получатели) на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в рамках реализации государственной программы Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан" (далее соответственно - субсидия, Программа), а также порядок их расходования.
2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств бюджетов муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
3. Главным распорядителем бюджетных средств является Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан (далее - Агентство).
4. Субсидия предоставляется получателям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Агентству на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
5. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из республиканского бюджета Республики Дагестан определяется в соответствии с пунктом 17 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан местным бюджетам, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. N 56 (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств муниципального образования, финансирование которых будет осуществляться за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
6. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
7. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правового акта получателя, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан;
б) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидии;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Агентством и получателем, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение);
г) централизация закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии (за исключением закупок у единственного поставщика, осуществляемых в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), через Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан.
8. Распределение субсидии между получателями осуществляется по результатам отбора муниципальных образований для предоставления субсидии, проводимого комиссией по вопросам предоставления субсидии, созданной приказом Агентства (далее соответственно - отбор, комиссия).
9. Отбор получателя для предоставления субсидии осуществляется на основании следующих критериев:
а) наличие заявки муниципального образования о предоставлении субсидии, подписанной руководителем муниципального образования или лицом, его замещающим;
б) объект недвижимого имущества - объект культурного наследия находится в муниципальной собственности;
в) наличие регистрации в качестве объекта культурного наследия в ЕГРОКН (Едином государственном реестре объектов культурного наследия).
10. Состав комиссии, положение о комиссии, порядок проведения отбора утверждаются приказом Агентства.
11. Для участия в отборе муниципальные образования в установленные сроки представляют в Агентство заявки на участие в отборе, подписанные высшим должностным лицом муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом, с приложением необходимых документов.
12. Заявка для участия в отборе на получение субсидии (далее - заявка) составляется по форме, утвержденной приказом Агентства.
13. К заявке прилагаются следующие документы:
а) обращение органа муниципального образования о необходимости предоставления субсидии с соответствующими расчетами и обоснованиями;
б) выписки из муниципального реестра имущества в отношении недвижимого объекта имущества - объекта культурного наследия;
в) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности муниципального образования в отношении объекта недвижимого имущества - объекта культурного наследия;
г) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости на объект (если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);
д) фотоматериалы, отражающие общее и техническое состояние объекта, на котором планируется осуществление мероприятий по сохранению объектов культурного наследия.
14. Агентство уведомляет письмом муниципальные образования о начале и об окончании приема документов для участия в отборе.
15. Агентство регистрирует документы в день их подачи в порядке поступления.
Агентство в течение 5 рабочих дней со дня регистрации рассматривает представленные документы на их соответствие пунктам 12 и 13 настоящего Порядка.
В случае соответствия документов пунктам 12 и 13 настоящего Порядка Агентство направляет в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения указанных документов письменное уведомление получателю о передаче документов на дальнейшее рассмотрение в комиссию по вопросу определения возможности предоставления субсидии в целях финансирования расходных обязательств бюджетов муниципальных образований, возникающих при реализации Программы.
В случае несоответствия документов пунктам 12 и 13 настоящего Порядка Агентство в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения направляет письменное уведомление получателю об отказе в дальнейшем рассмотрении документов.
Получатель после устранения несоответствия вправе повторно представить заявку в течение установленного Агентством срока приема документов для участия в отборе.
16. Комиссия в течение 10 рабочих дней с даты окончания приема документов рассматривает и осуществляет их проверку на соответствие получателя критериям, указанным в пункте 9 настоящего Порядка.
17. Заседание комиссии по вопросу определения возможности предоставления субсидии проходит не позднее 10 рабочих дней с даты окончания приема документов, после чего комиссия принимает протокольное решение о возможности предоставления субсидии.
18. Агентство с учетом решения комиссии, указанного в протоколе заседания комиссии, и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Дагестан на соответствующий год и на плановый период на реализацию мероприятия, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней с даты заседания комиссии принимает решение о предоставлении субсидии с указанием ее объема или об отказе в предоставлении субсидии.
19. Решение о предоставлении субсидии оформляется приказом Агентства, который размещается на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется Агентством в течение 10 рабочих дней с даты принятия данного решения муниципальным образованиям.
20. В случае отказа в предоставлении субсидии Агентство в течение 10 рабочих дней с даты издания приказа направляет муниципальным образованиям уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием мотивированного основания отказа.
В предоставлении субсидии может быть отказано по следующим основаниям:
а) выявление в документах неполных или недостоверных сведений;
б) несоответствие участника критериям отбора;
в) участник по результатам отбора не вошел в число победителей.
21. В случае отказа получателя после заключения соглашения в текущем финансовом году от реализации мероприятия, на реализацию которого предоставлена субсидия, Агентство может принять решение о лишении его права участвовать в отборе в следующем финансовом году.
22. Субсидия предоставляется бюджету муниципального образования в соответствии с соглашением, которое должно соответствовать положениям пункта 11 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Республики Дагестан, на срок, на который утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований.
23. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результативности (результатов) использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением расходных обязательств муниципального образования не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением следующих случаев:
а) невозможность выполнения условий предоставления субсидии вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
б) изменение значений целевых показателей и индикаторов Программы;
в) существенное (более чем на 20 процентов) сокращение размера субсидии.
24. В случае внесения в закон о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и на плановый период изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
25. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета муниципальных образований, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан, не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления финансовых средств, на лицевой счет Агентства, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан.
26. Получатели обеспечивают представление в Агентство отчетов о:
а) расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме, установленной соглашением, ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца;
б) достижении значений показателей результативности использования субсидии по формам, определенным соглашением, не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным годом.
Получатели представляют по запросу Агентства и в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения и оценки эффективности использования субсидии.
27. Значения целевых показателей результативности использования субсидии устанавливаются соглашением.
28. Оценка эффективности использования субсидии, предоставляемой муниципальным образованиям в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при реализации Программы, осуществляется Агентством на основе такого результата использования субсидии, как количество и качество осуществленных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также путем сравнения плановых и фактически достигнутых значений результатов использования со значениями результатов использования субсидии, указанными в соглашении.
29. Ответственность за достоверность представленных в Агентство сведений возлагается на получателя.
30. Неиспользованные остатки подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в соответствии с бюджетным законодательством.
31. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальному образованию при невыполнении ими условий соглашения, порядок последующего использования средств, перечисленных из местных бюджетов в республиканский бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности устанавливаются Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий.
32. Контроль за соблюдением получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Агентством.
33. Уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств субсидии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
34. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 ноября 2023 г. N 476 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 1 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 декабря 2023 г. N 0500202312040018