Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 ноября 2003 г. N 2.2-1/7750
по проекту федерального закона N 362797-3 "О федеральном бюджете на 2004 год"
(четвертое чтение)
Досье на проект федерального закона
Замечания, изложенные в заключении Правового управления (от 20.11.2003 N 2.2-1/7750), учтены не полностью.
1. Составление проекта бюджета должно осуществляться на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета (статья 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В то же время, законопроект подготовлен с учетом изменений налогового законодательства, находящихся в настоящее время на стадии законопроектов.
2. Статья 4 законопроекта не согласуется со статьей 124 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей раздельное утверждение предельного объема государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам (за исключением государств - участников Содружества независимых Государств), их юридическим лицам и международным организациям, и предельного объема государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам - участникам Содружества Независимых Государств.
3. Положения статьи 28 (устанавливающие направления использования средств, поступивших от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным и другим государственным учреждениям) и статьи 86 (об использовании средств, полученных от проведения товарных интервенций и реализации зерна) не согласуются с принципом общего (совокупного) покрытия расходов, установленным статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и означающим, что доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
4. Часть первая статьи 69 законопроекта устанавливает, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Данное положение не согласуется со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которых нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, а также изъятие средств, используемых не по целевому назначению.
5. Положения статей 102 и 103 законопроекта, регулирующие вопросы материального обеспечения военнослужащих (в том числе получение военнослужащими денежных компенсаций вместо предметов вещевого имущества и продовольственного пайка), противоречат пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому правовые и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их материального обеспечения, не могут быть отменены или снижены федеральными законами иначе как путем внесения изменений в названный Федеральный закон. Аналогичное замечание касается всех норм вышеназванного Федерального закона, действие которых приостанавливается подпунктом 37 пункта 1 приложения 20 к законопроекту.
6. Положение части третьей статьи 126 законопроекта о том, что Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по ряду обязательств без проверки финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации не соответствует пункту 5 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае предоставления государственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации. Аналогичное замечание относится к части третьей статьи 127 законопроекта.
7. Несмотря на наличие приложения 20, предусматривающего перечень законодательных актов, подлежащих приостановлению действия на 2004 год, в законопроекте присутствуют статьи (статьи 59, 94, 146 и 150), также предусматривающие приостановление действия отдельных законодательных актов.
Замечания к приложениям
8. Ряд положений в приложениях к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" основаны не на действующей на момент составления и принятия проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2004 год бюджетной классификации Российской Федерации, а на положениях проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". Однако, на основании главы 4 ("Бюджетная классификация Российской Федерации") Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законом.
9. По приложению 20 ("Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2004 году") имеется следующее замечание:
Приостановление действия пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (подпункт 35 пункта 1 приложения 20 к законопроекту) в части финансирования медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за счет средств федерального бюджета при первоначальной постановке граждан на воинский учет не согласуется со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании которой национальная оборона финансируется исключительно из федерального бюджета.
Замечания юридико-технического характера
По тексту законопроекта и по приложениям 7, 21 и 29 замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
По приложению 20:
В связи с опубликованием федеральных законов в Собрании законодательства Российской Федерации в текст необходимо внести следующие поправки:
подпункт 2 пункта 1 после слов "ст.4929" дополнить словами "; 2003, N 43, ст.4108";
в подпункте 37 пункта 1 слова "Парламентская газета, 2003, 15 ноября" заменить словами "2003, N 44, ст.4437";
в подпункте 38 пункта 1 слова "Парламентская газета, 2003, 15 ноября" заменить словами "N 46, ст.4443, 4444".
Лингвостилистическая экспертиза законопроекта проведена. Замечаний не имеется.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.