Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 7 октября 2003 г. N 3.7-20/1886
по проекту федерального закона N 345101-3 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 345101-3 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации исполнен за 2002 год по доходам в сумме 815,46 млрд. рублей (с превышением утвержденных показателей на 4,1%), по расходам в сумме 789,6 млрд. рублей (с превышением утвержденных показателей на 6,8%) и с превышением доходов над расходами в сумме 25,86 млрд. рублей.
В 2002 году доходы Фонда формировались в основном за счет:
переходящего остатка средств в сумме 116,6 млрд. рублей;
поступлений единого социального налога в сумме 331,6 млрд. рублей (117,9% к утвержденным показателям);
страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 260,5 млрд. рублей с учетом авансовых платежей за 2003 год (105,8% к утвержденным показателям);
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 37,6 млрд. рублей с учетом авансовых платежей за 2003 год (107,2% к утвержденным показателям);
полностью перечислены Фонду средства федерального бюджета в размере 49,49 млрд. рублей, в том числе возмещена задолженность федерального бюджета в сумме 5,47 млрд. рублей за 2000 - 2001 годы;
поступлений недоимки, пеней и штрафных санкций в сумме 4,0 млрд. рублей (в 9 раз больше, чем утверждено бюджетом Фонда);
страховых взносов по дополнительному тарифу для членов летных экипажей в сумме 0,42 млрд. рублей (в 2 раза больше, чем утверждено бюджетом Фонда);
средств Минатома РФ в сумме 0,47 млрд. рублей (100%).
Фактическое превышение поступлений единого социального налога на 50,37 млрд. рублей и страховых взносов на 16,8 млрд. рублей сверх утвержденных показателей в основном связано с занижением размера фонда оплаты труда при утверждении бюджета Фонда: фактически он составил 2648 млрд. рублей против 2380 млрд. рублей, увеличившись в отношении к ВВП с 21,7% до 24,4%.
Не выполнены утвержденные бюджетом Фонда доходы по поступлению:
страховых взносов в виде фиксированного платежа - 0,81 млрд. рублей (4,3% к утвержденным показателям);
от мобилизации просроченной задолженности - 10,15 млрд. рублей (29% к утвержденным показателям);
средств, передаваемых Минтрудом России - 0,47 млрд. рублей (83,4% к утвержденным показателям).
Поступления, не предусмотренные бюджетом Фонда, составили:
1,38 млрд. рублей от размещения временно свободных средств финансового резерва фонда;
1,52 млрд. рублей от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
1,35 млрд. рублей прочих поступлений (0,88 млрд. рублей - погашение векселей, принятых в счет погашения задолженности, 0,21 млрд. рублей - возврат госпошлины, 0,09 млрд. рублей - выручены от реализации продовольствия).
Расходы Фонда в 2002 году составили в сумме 789,62 млрд. рублей, из них на выплату трудовых пенсий израсходовано 604,68 млрд. рублей или 96,9% к утвержденным показателям на 2002 год.
В связи с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Фондом была проведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц и осуществлен перерасчет пенсий, начислены трудовая и страховая части трудовой пенсии, проведена индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии с 1 февраля 2003 года на 6,5%, с 1 августа - на 9% против 7%, предусмотренных бюджетом Фонда. Суммарные затраты Фонда на проведение мероприятий по повышению пенсионного обеспечения составили 107,6 млрд. рублей, в том числе 99,06 млрд. рублей - на повышение страховой и базовой частей трудовой пенсии и 8,54 млрд. рублей - на повышение пенсий, финансируемых из федерального бюджета.
Невыполнение утвержденных показателей по расходам на выплату трудовых пенсий (даже с учетом более высокой индексации их с 1 августа 2002 года) связано с меньшими размерами базовой (на 51,2 рубля) и страховой (на 14,2 рубля) частей трудовой пенсии при проведении их начисления, чем это планировалось бюджетом Фонда, а также меньшей численностью пенсионеров труда, чем это предусматривалось при утверждении бюджета более, чем на 0,3 млн. человек.
Расходы Фонда на выплату пенсий и пособий, финансируемых из федерального бюджета, составили 45,78 млрд. рублей или с превышением утвержденных сумм на 1,75 млрд. рублей, что связано, в основном с увеличением затрат по выплате социальных пенсий и гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Компенсация из федерального бюджета произведенных Фондом расходов предусмотрена проектом федерального бюджета и бюджета Фонда на 2004 год.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2002 N 681 "О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" году произведено приобретение облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом на сумме 45,0 млрд. рублей и еврооблигаций на сумму 26,0 млрд. рублей с учетом приобретенного купонного дохода, что в общей сумме составило 71 млрд. рублей.
Фондом осуществлены выплаты получателям досрочных пенсий за счет средств федерального бюджета, передаваемых Минтрудом России в сумме 0,499 млрд. рублей при утвержденных показателях в сумме 0,568 млрд. рублей или 87,8%, дополнительного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса в сумме 0,47 млрд. рублей (100,9% утвержденного объема). Доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации составили 0,36 млрд. рублей (157,5% от утвержденного уровня). Вместе с тем, остаток неиспользованнных средств на указанные доплаты составил 0,23 млрд. рублей, и предполагался Фондом к выплатам в январе-феврале 2003 года.
На финансовое и материальное обеспечение деятельности Фонда в 2002 году было направлено 16,43 млрд. рублей или 71,9% к утвержденным показателям, что в первую очередь связано с тем, 2002 год был первым годом формирование единых пенсионных служб и в ряде регионов они были созданы в конце года. Кроме того, из произведенных Фондом прочих расходов в сумме 2,9 млрд. рублей - 2,85 млрд. рублей были израсходованы на социальное развитие Фонда.
С 2002 года Фондом начато формирование накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования: поступило страховых взносов в сумме 37,88 млрд. рублей, доходы от временного их размещения составили 1,52 млрд. рублей, пени и штрафы 0,024 млрд. рублей. Таким образом общий объем поступлений составил 39,4 млрд. рублей. Направлены на временное размещение на 01.01.2003 - 34,9 млрд. рублей, из них расходы, связанные с временным размещением и приобретением купонного дохода, составили в 2002 году - 0,44 млрд. рублей.
Средства пенсионных накоплений, сформировавшиеся в 2002 году (страховые взносы, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, плюс чистый финансовый результат от их размещения) сформировались в сумме 35,52 млрд. рублей.
Сумма средств, связанных с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, включающая в себя средства пенсионных накоплений 2002 года (35,52 млрд. рублей), авансовые платежи по страховым взносам за 2003 год (2,58 млрд. рублей) и страховые взносы, не учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (0,89 млрд. рублей) оценивается в сумме 38,98 млрд. рублей.
По мнению Комитета, в целях контроля за формированием и использованием средств, связанных с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, при подготовке законопроекта ко второму чтению его необходимо дополнить отдельным приложением по накопительной составляющей бюджета Фонда, как это было сделано при принятии Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год".
В соответствии со статьей 5 законопроекта на 01.01.2003 резерв Фонда, определяемый как разница между остатком средств бюджета Фонда 01.01.2003 и суммы средств, связанных с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (38,98 млрд. рублей), определен в размере 106,03 млрд. рублей (21,36 млрд. рублей в денежных средствах и 84,67 млрд. рублей в ценных бумагах). В связи с этим, остаток средств на конец года определяется в размере 145,01 млрд. рублей (106,03 млрд. рублей + 38,98 млрд. рублей).
Вместе с тем, в статье 4 остаток средств бюджета фонда 01.01.2003 определяется в денежном выражении в сумме 25,86 млрд. рублей и в ценных бумагах - 121,84 млрд. рублей и общая сумма размера остатка средств составляет 147,7 млрд. рублей.
Таким образом, положения статей 4 и 5 законопроекта определяют размер остатков бюджета Фонда на 01.01.2003 в разных суммах и нуждаются в уточнении при подготовке законопроекта ко второму чтению. Кроме того, как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации размеры остатков денежных средств на начало и конец 2002 года определялись как суммы денежных средств на консолидированных счетах исполнительной дирекции Фонда без включения в них остатков средств, находящихся на счетах управлений Фонда.
Комитет считает необходимым отметить, что комплексная ревизия исполнения доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, проведенная Счетной палаты Российской Федерации не выявила существенных нарушений в работе Фонда.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.