Письмо Комитета Совета Федерации по социальной политике от 8 октября 2003 г. N 3.10-06/1166
Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел в соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Государственной Думы N 178 от 08.09.2003 проект федерального закона N 345101-З "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) в 2002 году составили 815,5 млрд. рублей (104,4% к бюджетным назначениям), расходы - 789,6 млрд. рублей (106,8% к бюджетным назначениям), что позволило Фонду в условиях начала пенсионной реформы обеспечить выплату пенсий и пособий. Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта. Вместе с тем, имеются следующие замечания.
1. В соответствии с абзацами 30 - 32 статьи 3 законопроекта были произведены расходы в сумме 2,9 млрд. рублей, обозначенные как "Прочие расходы" (включая расходы на социальное развитие Фонда), что не предусмотрено Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год".
2. По заключению Счетной палаты Российской Федерации в нарушение Федерального закона от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" Минфин России не в полном объеме перечислил поступившие средства единого социального налога, зачисляемые в федеральный бюджет. Задолженность по ним на 01.01.2003 составила 7,9 млрд. рублей.
3. Сумма поступивших страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не подтвержденных данными персонифицированного учета и не учтенных на лицевых счетах застрахованных составила 4,8 млрд. рублей, то есть 4,8 млрд. рублей потерянных пенсионных прав.
В это связи статьями 7 и 8 законопроекта устанавливается, что датой окончательного уточнения страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2002 год считается 31 декабря 2003 года. Далее, в соответствии со статьей 10 законопроекта, остаток страховых взносов, не учтенных в лицевых счетах застрахованных лиц, образовавшийся по состоянию на 01.01.04, расходуется Фондом в порядке, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Прежде всего, в такой редакции статьи 10 законопроекта, по существу, использованию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, подлежат все страховые взносы, поступившие за 2003 год, поскольку отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена 1 раз в год до 1 марта следующего за отчетным года. Учитывая сроки отчетности, нецелесообразно также устанавливать дату окончательного уточнения сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету до срока очередного представления отчетности.
Принимая во внимание, что целью уплаты указанных страховых взносов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является пенсионное обеспечение граждан, и Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечить своевременный учет в соответствующих разделах специальной части их индивидуальных лицевых счетов поступивших страховых взносов (абзац 13 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 9 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"), для чего наделен соответствующими полномочиями по проведению проверок и истребованию документов (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), полагаем, что распоряжение средствами страховых взносов в соответствии со статьей 10 законопроекта должно осуществляться только по исчерпании всех предусмотренных законом возможностей по истребованию от страхователей необходимых сведений. При этом следует иметь в виду, что суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации, входят в состав пенсионных накоплений и как таковые не могут являться предметом обеспечения обязательств Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений (абзацы 2 и 3 статьи 3, статья 5 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации).
4. Страховые взносы в виде фиксированного платежа поступили в сумме 0,8 млрд. рублей, что составляет только 4,3% от бюджетных назначений, во многом вследствие того, что своевременно не был установлен порядок уплаты фиксированных платежей. Необходимая для исчисления фиксированного платежа, превышающего минимальный, величина стоимости страхового года в нарушение Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не утверждена Правительством Российской Федерации до настоящего времени.
Член Совета Федерации, |
В.А.Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.