Решение Калининградского областного суда от 31 марта 2023 г. N 3а-79/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЗАО "М." об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
ООО "М." обратилось с административным иском в суд, указав, что Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2020, 2021, 2022 г.г. Под п. 866 на 2020 год, под п. 7029 на 2021 год, под п. 2562 на 2022 год включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое помещение N, площадью 3188,8 кв. м. Данное помещение находится в нежилом здании N, расположенном по адресу: <адрес>. Однако, помещение N не обладает перечисленными в ст. 378.2 НК РФ признаками объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Фактическое его использование перед включением его в Перечни уполномоченным государственным органом не проверялось, акты обследования не составлялись. Просит признать недействующими с даты принятия п. 866 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, п. 7029 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, п. 2562 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Представитель административного истца ООО "М." К.А.Х. заявленные административные исковые требования поддержал, указал на нарушение уполномоченным органом установленного порядка внесения объекта недвижимого имущества в Перечни. Договора аренды помещения N на периоды 2020-2022 г.г. представить отказался, вместе с тем, не отрицал отправку электронного письма с реестром арендаторов в адрес Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, пояснив, что не может отвечать за достоверность имеющихся в нем сведений, представленных ему бухгалтерией предприятия. Настаивал на том, что без проведения обследования помещения N до отчетных периодов оснований для включения его в Перечни на 2020-2022 г.г. не имелось.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву, помещение расположено в здании N, имеющем наименование: административное, на земельном участке N, имеющем вид разрешенного использования: под существующее административное здание. Согласно СНиП II-A.3-62 "Классификация зданий и сооружений. Основные положения проектирования" от 29 мая 1962 года, СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" от 1 сентября 2003 года к общественным зданиям относятся административные (дворцы культуры, управления, офисные здания и т.д.). Согласно п. 5.1 СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" помещения в зданиях административного назначения, как правило, составляют следующие основные функциональные группы: кабинеты руководства; рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций; помещения для совещаний и (или) конференц-залы; помещения информационно-технического назначения, в том числе: технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др. в зависимости от задания на проектирование; входная группа помещений, в том числе: вестибюль, аванвестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны; помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживающего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.; помещения технического обслуживания здания, в том числе: ремонтные мастерские, кладовые различного назначения и т.п.; помещения для инженерного оборудования, в том числе: венткамеры, электрощитовые и т.п. При обследовании помещения N, состоявшемся 15 февраля 2023 года, установлено, что в период 2020-2022 г.г. оно находилось в аренде под офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания: в 2020 году - 20% от общей площади помещения, в 2021 году - 22% от общей площади помещения, в 2022 году - 33% от общей площади помещения. Конкретно эти обстоятельства подтверждаются реестром арендаторов, направленным представителем административного истца Министерству. Таким образом, помещение N обоснованно включено в Перечни на 2020-2022 г.г. по критериям, установленным п.п. 3, 4 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ЗАО "М." является плательщиком налога на имущество организаций.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ООО "М." является собственником нежилого помещения N, назначение - нежилое, площадью 3188,8 кв. м., по адресу: <адрес>.
Данное помещение находится в нежилом здании N, имеющем наименование: административное, расположенном по адресу: <адрес>.
Здание N расположено на земельном участке N, площадью 1629 кв. м., имеющем вид разрешенного использования: под существующее административное здание.
Наименование здания - административное, как и вид разрешенного использования земельного участка, на которых оно расположено, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении объекта в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем существенное значение имеет фактическое использование помещения либо его предназначение.
Между тем, имеется достаточно данных, позволяющих сделать вывод о фактическом использовании помещения N для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в налоговые периоды 2020-2022 г.г.
Здание N, в котором расположено помещение N, включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 г.г. под п.п. 3255, 7030, 2575, то есть отнесено к категории административно-деловых центров и/или торговых центров (комплексов).
Позиция ФНС России, изложенная в письме от 11.01.2018 NБС-4-21/195 "О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", сводится к тому, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
Согласно выписке из ЕГРН, помещение находилось в аренде на основании договора аренды N 12 от 13.12.2017 года с ООО "К." (до 12.12.2022).
Как следует из акта обследования о фактическом использовании помещения N, в отношении него в периодах 2020-2022 г.г. действовал ряд договоров аренды.
Согласно реестру арендаторов доля площади, помещение N находилось в аренде: с 2020 года - ООО "П." (118,7 кв. м.), ООО "К." (70,2 кв. м.), ООО "Ф." (87,3 кв. м.), ООО ТПК "Р." (35,6 кв. м.), ООО "К.г.б." (116 кв. м.), ООО "О." (56,1 кв. м.), ООО "Б." (25,1 кв. м.), ИП М.С.В. (12,4 кв. м.), Е.А.А. (10,7 кв. м.), М.Е.А. (13,8 кв. м.), ООО "М." (7,4 кв. м.), ООО "Г." (28 кв. м.), ООО "А." (12,5 кв. м.), ООО "С." (9,6 кв. м.), ООО "Га." (34,4 кв. м.), всего - 641 кв. м.; с 2021 года - ООО "Р.т." (26,2 кв. м.), ИП Т.А.С. (20,4 кв. м.), ИП Д. (18,1 кв. м.), ИП Ф.А.А. (11,5 кв. м.), всего - 717,2 кв. м.; с 2022 года - ИП Ж.Е.Ю. (24,6 кв. м.), ООО "Б." (15,7 кв. м), Р.М.А. (16,8 кв. м.), Д.А.А. (17,4 кв. м.), К.Н. (15,6 кв. м.), ООО "К." (34,4 кв. м.), Д.Е.А. (33,4 кв. м.), И.Н.Н. (31,8 кв. м.), М.Ю.В. (10,8 кв. м.), Я.Л.П. (33,1 кв. м.), С.А. (12,4 кв. м.), П.А.Р. (28,1 кв. м.), ООО "М.д." (35,3 кв. м.), С. (10,4 кв. м.), всего 1037 кв. м.
Таким образом, доля площади спорного объекта, находившейся в аренде под офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания составляла: в 2020 году - 20% от общей площади помещения, в 2021 году - 22% от общей площади помещения, в 2022 году - 33% от общей площади помещения.
Этот реестр направлен в адрес Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области электронным письмом представителем ЗАО "М." К.А.Х., что он не отрицал. Договора аренды за 2020-2022 г.г. сторона административного истца представить отказалась, как и сообщить, каким образом спорное помещение использовалось в эти периоды.
Оценивая в совокупности перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о достоверности приведенных выше сведений об аренде помещений в 2020-2022 г.г., предоставленных стороной административного истца. Следовательно, в отчетные периоды в помещении N использовалось не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, в связи с чем основания для включения его в Перечни имелись по признаку, указанному в п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Кроме того, поскольку помещение N расположено в здании, являющимся административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включенного в Перечни в периоды 2020-2022 г.г., принимая по внимание приведенное выше разъяснение ФНС России, исходя из принципа достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой, оно и по этому признаку должно быть отнесено к объектам, налогообложение которых определяется исходя из их кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах помещение N обоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 г.г., оснований для отмены соответствующих Приказов Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области не имеется, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ЗАО "М." следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административных исковых требований ЗАО "М." - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 7 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 31 марта 2023 г. N 3а-79/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании