Постановление Верховного Суда РФ от 13 ноября 2023 г. N 5-АД23-82-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ХотелХот" Удаловой И.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 23 сентября 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ХотелХот" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 23 сентября 2022 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 года, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по предоставлению гостиничных услуг в хостеле, расположенном в цокольном этаже дома по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 9 на срок 90 суток. Срок административного наказания постановлено исчислять с 11 часов 00 минут 29 августа 2022 года.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник общества Удалова И.В. просит отменить вышеуказанные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно части 1 статьи 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в числе прочего выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
Эти санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
Данные санитарные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими вышеперечисленные услуги населению на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Юго-Восточном административном округе г. Москвы в период с 16 часов 00 минут до 18 часов 30 минут 18 августа 2022 года проведен осмотр помещений, расположенных по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 9, используемых обществом под хостел.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований статей 11 и 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 7.3, 7.16, 7.17, 7.22 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", а именно: хостел расположен в подвальном помещении (цокольный этаж) здания, постельное белье хранится в подсобном помещении вместе с дезинфицирующем средством, уборочный инвентарь хранится неупорядоченно.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, картой инфекционного больного, фотоматериалом, видеозаписью и иными материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние общества, имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, однако не принявших всех зависящих от него мер по их соблюдению, квалифицировано по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства, подлежащего применению.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о том, что общество могло эксплуатировать помещения, расположенные на цокольном этаже здания под хостел, со ссылкой на положения пункта 3(1) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", подлежат отклонению, поскольку положения указанного пункта не отменяют требования пункта 7.3 названного постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которым запрещается размещать номера гостиниц в подземных и (или) цокольных этажах, а также в помещениях, расположенных непосредственно над автостоянкой, размещенной в подземных и (или) цокольных этажах здания.
Здание, введенное в эксплуатацию до вступления указанного постановления в законную силу, может эксплуатироваться в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой оно было построено, при этом размещение номеров гостиниц в подземных и (или) цокольных этажах, а также в помещениях, расположенных непосредственно над автостоянкой, размещенной в подземных и (или) цокольных этажах здания не допускается.
Следует отметить, что помимо нарушения пункта 7.3 названного выше постановления обществом допущены иные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение в жалобе о том, что судами не дана оценка отсутствию причинно-следственной связи между основанием проведения проверки и ее результатами, является не обоснованным.
Поводом к проведению проверки в отношении общества послужил факт выявления инфекционного больного Мамиржонова Х.М.у. (менингит неясной этиологии), проживающего в хостеле.
По результатам проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, причинно-следственная связь между основанием проведения проверки и ее результатами очевидна.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в приделах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с учетом характера административного правонарушения и степени его опасности, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1, 4.2, 4.3 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 23 сентября 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2023 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "ХотелХот" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ХотелХот" Удаловой И.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 13 ноября 2023 г. N 5-АД23-82-К2
Опубликование:
-