г. Краснодар |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А53-8327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" (ИНН 6102027355, ОГРН 1086102000225) - Ткачевой С.В. (доверенность от 23.10.2018), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Павловца Е.П. (доверенность от 19.04.2021), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Олива-Транс" (ИНН 7720289861, ОГРН 1157746031376) - Кондратенко Е.Л. (доверенность от 17.12.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АСТК" (ИНН 1901107618, ОГРН 1121901002300), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А53-8327/2020, установил следующее.
ООО "Еврологистик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) и ООО "АСТК" (далее - компания) о солидарном взыскании 1 642 249 рублей 02 копеек убытков (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Олива-Транс".
Решением от 22.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2021, в иске отказано. Суды исходили из того, что железная дорога исполнила обязательства по перевозке груза, отношения между компанией и обществом по выгрузке груза и его доставке конечному грузополучателю отсутствовали. Общество не возместило ООО "Олива-Транс" взысканные с него решением по делу N А40- 218084/2019 убытки, поэтому не приобрело прав требования возмещения убытков в порядке регресса.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апелляционный суд, установив совершение компанией действий по приемке спорного вагона к выгрузке и железной дорогой по перемещению этого вагона на свои пути для выгрузки, не оценил данные конклюдентные действия на предмет заключения договора в соответствии со статьями 8, 161 и 162 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды не учли, что решением по делу N А33-26829/2019 установлена обязанность компании по выгрузке груза.
В соответствии с заключенным компанией и железной дорогой договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг последняя приняла на себя обязательства по выгрузке и автодоставке груза. Суды не оценили обстоятельства нахождения спорного вагона на крытом складе железной дороги (в перевозочном процессе). Вывод об отсутствии между ООО "Олива-Транс" и компанией договорных отношений не соответствует обстоятельствам дела (по транспортной железнодорожной накладной N ЭГ756264 ООО "Олива-Транс" являлось грузоотправителем, а компания - грузополучателем). Доказательства исполнения железной дорогой обязательств по перевозке груза отсутствуют. Общество предъявило к железной дороге иск не как к перевозчику, а как к привлеченному компанией экспедитору.
В отзывах на жалобу железная дорога и ООО "Олива-Транс" указали на законность и обоснованность решения и постановления.
Определением от 22.09.2021 в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 29.09.2021.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ООО "Олива-Транс" по договору транспортной экспедиции от 01.04.2016 N RU16CM000009901, заключенному с ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", организовало перевозку скоропортящегося груза со станции Соколовской Московской железной дороги до станции Абакан Красноярской железной дороги.
Железная дорога (перевозчик) по заявке ООО "Олива-Транс" (грузоотправитель) N 0030883868 осуществила перевозку указанного груза в вагоне ИВТ N 90836065201 по железнодорожной накладной N ЭГ756264, в которой грузополучателем была указана компания.
Суды установили, что выгрузка названного вагона и доставка груза ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" должна была осуществляться в соответствии с заключенным ООО "Олива-Транс" (заказчик) с обществом (исполнитель) договором от 24.03.2017 N 845-ждК и договором от 27.08.2014 N 22-П, заключенным обществом (заказчик) с компанией (исполнитель).
После прибытия указанного вагона на станцию назначения 24.01.2019, компания 25.01.2019 приняла его (раскредитовала) и получила оригинал накладной.
Согласно памятке приемосдатчика от 25.01.2019 N 93 данный вагон подан под выгрузку на пути общего пользования погрузочного пункта станции Абакан и по акту общей формы от 27.01.2019 N 1/421 поставлен на простой на путях станции назначения по зависящим от грузополучателя причинам (ожидание выгрузки груза из вагона).
В письме от 29.01.2019 компания сообщила обществу о приостановке принятия груза из спорного вагона в связи с наличием у последего задолженности.
В письмах от 01.02.2019 и 07.02.2019 компания уведомила общество о расторжении договора 27.08.2014 N 22-П в связи с систематическим нарушением обществом своих обязательств и об отсутствии возможности акцептовать заявку общества на приемку вагона N 90836065, не соответствующую требованиям договора.
Поскольку спорный груз испортился и не был доставлен конечному получателю ООО "Олива-Транс" компенсировало ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" 1 424 595 рублей 46 копеек его стоимости и расходы по его утилизации.
Решениями Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2020 по делу N А40-218084/2019 и от 05.06.2020 по делу N А40-29608/2020 с общества с пользу ООО "Олива-транс" взыскано 1424 595 рублей 46 копеек указанных убытков и 114 724 рублей 24 копейки убытков, возникших в связи с простоем спорного вагона.
По мнению общества, взысканные с него убытки подлежат солидарному возмещению компанией и железной дорогой в порядке регресса.
Исследовав и оценив доводы сторон и представленные доказательства, суды на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 393, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 29, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Суды исходили из того, что на момент обращения общества к компании с заявкой на выгрузку груза между ними прекратились договорные отношения на совершение названных действий, поэтому у компании отсутствовали правовые основания для выгрузки груза и его доставке конечному грузополучателю. Вместе с тем общество не приняло мер для урегулирования вопроса о получении спорного груза, в связи с чем несет риск наступления неблагоприятных для него последствий неисполнения принятых на себя обязательств.
Апелляционный суд оценил обстоятельства раскредитования компанией груза на станции назначения и установил, что компания совершила их в рамках перевозочного процесса по железнодорожной накладной N ЭГ756264, в которой значилась грузополучателем. Данные обстоятельства и тот факт, что Арбитражный суд Красноярского края решением от 24.12.2019 по делу N А33-26829/2019 обязал компанию принять спорный груз от железной дороги путем его выгрузки из вагона и вывезти его с территории погрузочного пункта станции Абакан, не свидетельствуют о том, что порча груза произошла вследствие неправомерных действий компании. Общество документально не опровергло правомерность расторжения компанией договора от 27.08.2014 N 22-П и правомерность отказа компании от исполнения направленной им заявки на разгрузку спорного вагона. Компания не имела договорных отношений с ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" и (или) с ООО "Олива-Транс" по вызгрузке и доставке спорного груза. Обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А33-26829/2019, и понуждение судом компании принять у железной дороги груз не свидетельствуют об обязанности компании возместить обществу убытки, поскольку названные отношения сложились между ООО "Олива-транс" и железной дорогой, железной дорогой и компанией в рамках отношений по перевозке груза по железнодорожной накладной N ЭГ56264.
Отказывая в иске о взыскании спорных убытков с железной дороги, суды исходили из того, что у общества отсутствовали отношения с железной дорогой по перевозке названного груза.
Суды установили, что компания (заказчик) заключила с железной дорогой (исполнитель) договор от 01.01.2016 N Д-138ДМ на оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с автоперевозкой, погрузкой и выгрузкой, размещением грузов и контейнеров, оформлением перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Компания приняла спорный вагон у железной дороги на станции назначения, вагон подан под выгрузку на пути общего пользования (памятка приемосдатчика от 25.01.2019 N 93) и по акту общей формы от 27.01.2019 N 6l/421 поставлен на простой на путях станции назначения по зависящим от грузополучателя причинам (ожидание выгрузки груза из вагона). ООО "Олива-Транс" и компания уведомили железную дорогу об отказе от получения груза.
Оценив данные обстоятельства, суды пришли к выводу об исполнении железной дорогой обязательств по перевозке груза, данное обязательство прекращено передачей груза компании как грузополучателю, указанному железнодорожной накладной.
В свою очередь у компании, отказавшейся от исполнения заключенного с обществом договора на выгрузку груза, в отсутствие надлежащим образом оформленной заявки общества отсутствовали правовые основания для разгрузки вагона и доставки груза конечному грузополучателю. Однако общество, зная о наличии названных обстоятельств, не приняло мер по исполнению своих обязательств перед ООО "Олива-Транс".
Поскольку, общество указанные обстоятельства не опровергло, суды не усмотрели оснований для удовлетворения его требований.
Кроме того, суды указали на несоответствие требований общества положениям пункта 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим наличие нескольких должников по одному обязательству, в то время как в рассматриваемом споре общество предъявляет требования к железной дороге как экспедитору и к компании как к грузополучателю, вытекающие из различных правоотношений.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы общества, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в абзацах первом и втором пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" о необходимости при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.
С учетом конкретных обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А53-8327/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив доводы сторон и представленные доказательства, суды на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 393, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 29, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
...
Поскольку, общество указанные обстоятельства не опровергло, суды не усмотрели оснований для удовлетворения его требований.
Кроме того, суды указали на несоответствие требований общества положениям пункта 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим наличие нескольких должников по одному обязательству, в то время как в рассматриваемом споре общество предъявляет требования к железной дороге как экспедитору и к компании как к грузополучателю, вытекающие из различных правоотношений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2021 г. N Ф08-6790/21 по делу N А53-8327/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4056/2022
01.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6790/2021
08.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1782/2021
22.12.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-8327/20
27.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13281/20