Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
Комитета по образованию
от 29.11.2023 N 1520-р
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга (далее - Положение, РСНМС) определяет, цели и задачи, принципы формирования, структуру и функциональную нагрузку РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, основные направления и системообразующие мероприятия, показатели эффективности в целях обеспечения реализации мероприятий федерального перечня проектов "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Санкт-Петербурга.
1.2. Правовая основа создания и функционирования РСНМС:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге";
методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, направленные письмом федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации от 06.07.2021 N 2163 "О методических рекомендациях";
методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленные совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации и общероссийским Профсоюзом образования от 21.12.2021 N АЗ-1128/08.
2. Понятия и определения, используемые в настоящем положении
Для целей настоящего Положения применяются следующие понятия и определения:
"горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров;
дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки;
дефицит профессиональных компетенций - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, различные затруднения в реализации трудовых функций;
диагностика профессиональных компетенций - комплекс независимых оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями;
единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней;
информационно-аналитическая система "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста" - информационная система, обеспечивающая автоматизацию функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга на основе профессиональной диагностики и построения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов;
инфраструктура методического сопровождения Санкт-Петербурга - совокупность образовательных организаций и общественных институтов, обеспечивающих институциональную возможность достижения высоких образовательных результатов в рамках профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга, в том числе через реализацию индивидуального образовательного маршрута, построенного с учетом профессиональных запросов работников и потребностей на дальнейший профессиональный и карьерный рост, а также повышение квалификации и переподготовку;
каскадная модель повышения квалификации - научно обоснованная и отвечающая современным нормативным требованиям система организационно-управленческих действий, объединенных в специальные стратегии, которые могут быть предприняты и реализованы для обеспечения доступности педагогическим работникам и управленческим кадрам образовательных организаций оперативной и компетентной поддержки (помощи) в части обеспечения современного качества образования на основе эффективного планирования и использования ресурсов на всех уровнях управления: региональном, районном, институциональном;
методическое объединение педагогических работников - организация деятельности педагогических работников, объединенных предметной или проблемной профессиональной областью, обеспечивающая системное повышение их профессионального мастерства;
методическая работа - комплекс мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее развитие профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров;
методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
научно-методический центр сопровождения педагогических работников - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в региональной системе научно-методического сопровождения не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - региональный сегмент единой федеральной системы научно-методического сопровождения; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня (организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга, имеющие соответствующую лицензию на дополнительное образование (дополнительное профессиональное образования), образовательные организации высшего и среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей "Образование и педагогические науки", структуры в составе органа управления образованием или образовательной организации, уполномоченные осуществлять методическое (научно-методическое) сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, а также лица, ответственные за организацию методической (научно-методической) работы в образовательных организациях, региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, профессиональные педагогические сообщества), обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий в различных формах информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
региональный методический актив - объединение региональных и районных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
стажировка педагогических работников и управленческих кадров - форма непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе в ходе освоения программ дополнительного профессионального образования, предполагающая обучение педагогических работников, управленческих кадров в процессе трудовой деятельности;
тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования, в том числе в формате стажировки, программ дополнительного профессионального образования Федерального реестра, обеспечивающий таким образом персонифицированное сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в процессе повышения их квалификации и развития профессионального мастерства;
управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в региональной системе научно-методического сопровождения относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
федеральный реестр дополнительных профессиональных программ - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам, отвечающим современным задачам системы образования;
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - структурное подразделение государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, осуществляющее координацию деятельности субъектов региональной системы научно-методического сопровождения в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
3. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития РСНМС
3.1. Анализ результатов функционирования РСНМС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития РСНМС в перспективе до 2024 года:
3.1.1. Вызовы в области управления РСНМС:
недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления РСНМС с учетом региональных условий;
недостаточная сформированность сетевого взаимодействия субъектов РСНМС;
недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов РСНМС регионального и районного уровней; рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней;
отсутствие разработанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования РСНМС с учетом региональных условий.
наличие в системе образования города учреждений дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), имеющих лицензию, но реализующих формальный подход к ДПО педагогических работников и управленческих кадров;
отсутствие автоматизированной системы мониторинга региональных систем дополнительного профессионального образования.
3.1.2. Вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе дополнительного профессионального образования;
диагностика предметных, методических и иных дефицитов педагогических и управленческих компетенций осуществляется несколькими субъектами РСНМС;
формальный подход педагогических работников и управленческих кадров к реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);
несформированность системы адресного сопровождения РСНМС, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;
несистемный характер выявления, анализа и трансляции эффективных практик, в том числе по итогам участия педагогических работников и управленческих кадров в конкурсном движении;
несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые три года работы;
несистемный характер управления РСНМС, в том числе организации методической работы на региональном уровне;
несистемный характер внедрения стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки;
отсутствие разработанных механизмов посткурсового сопровождения программ ДПО;
недостаточность внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику.
3.2. Целью РСНМС является развитие единого научно-методического пространства, являющегося компонентом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС), для осуществления сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства в соответствии с приоритетными задачами в области образования, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов, а также использования ресурсов стажировочных площадок и реализации системы (целевой модели) наставничества.
3.3. Стратегические задачи РСНМС:
3.3.1. В области управления РСНМС:
развитие "гибких" механизмов управления РСНМС;
развитие сетевого взаимодействия между различными субъектами РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения форм повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
развитие системы "горизонтальных" связей субъектов РСНМС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС с учетом региональных условий;
разработка автоматизированной системы мониторинга региональных систем ДПО, качества работы региональных учреждений ДПО.
3.3.2. В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
координация работы по пополнению федерального реестра дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) программами повышения квалификации, программами профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров (далее - программы ДПО), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров с помощью ресурсов неформального образования, реализации актуальных и качественных программ ДПО, стажировок и участия в системе (целевой модели) наставничества;
пополнение информационно-аналитической системы "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста" качественными ресурсами региональной и районной системы ДПО для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
совершенствование методического/тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
информирование педагогических работников и управленческих кадров о целях, задачах и результатах обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства;
распределение функций и координация работы субъектов РСНМС, осуществляющих диагностику профессиональных дефицитов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность.
3.3.3. В области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе педагогов в возрасте до 35 лет в первые три года работы, в ходе непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности, а также методической работы в образовательной организации (разработка типовых организационно-методических документов, дорожных карт и др.);
стимулирование разработки, апробации и внедрения эффективных форм методической работы, деятельности профессиональных педагогических сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение актуальных профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
построение системы выявления, анализа и трансляции эффективных практик, в том числе по итогам участия педагогических работников и управленческих кадров в конкурсном движении;
развитие системы стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки;
формирование механизмов посткурсового сопровождения программ ДПО;
обеспечение внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику.
3.4. Принципами формирования РСНМС являются:
соответствие деятельности РСНМС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами РСНМС, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней;
консолидация и цифровизация ресурсов системы образования Санкт-Петербурга в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
4. Структура и функциональная нагрузка РСНМС
4.1. В состав РСНМС сходят следующий субъекты регионального и районного уровней, которые обеспечивают преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в системе образования Санкт-Петербурга на всех уровнях.
4.2. Субъекты регионального уровня РСНМС и их функции:
4.2.1. Комитет по образованию:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию РСНМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РСНМС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РСНМС.
4.2.2. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского (далее - СПб АППО):
обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным с учетом выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает и координирует пополнение Федерального реестра программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга, в том числе в партнерстве с другими субъектами РСНМС;
предоставляет данные о реализуемых программах ДПО и образовательных мероприятиях для внесения в информационно-аналитическую систему "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста";
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения и воспитания;
включает работу стажировочных площадок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в реализацию программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки;
участвует в выявлении, анализе и трансляции эффективных практик, в том числе по итогам участия педагогических работников и управленческих кадров в конкурсном движении;
обеспечивает вовлечение профессиональных педагогических сообществ в РСНМС;
проводит прикладные исследования и обеспечивает внедрение их результатов в педагогическую и управленческую практику;
участвует в формировании механизмов посткурсового сопровождения программ ДПО;
выполняет иные задачи и функции в рамках РСНМС, возложенные Комитетом по образованию.
4.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ):
координирует РСНМС, в том числе направления методического сопровождения субъектами РСНМС;
взаимодействует с координатором ЕФС, в том числе осуществляет работу на едином федеральном портале ДПО;
осуществляет интеграцию процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
участвует в синхронизации критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
участвует во внедрении процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС с учетом региональных условий;
развивает сеть методической/тьюторской поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций (с учетом ресурсов административных районов Санкт-Петербурга), в том числе в ходе реализации программ ДПО из Федерального реестра;
организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организует разработку и сопровождение индивидуальных образовательных: маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций;
организует разработку, внедрение и развитие различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников, в том числе в возрасте до 35 лет в первые три года работы;
организует внедрение и развитие системы (целевой модели) наставничества;
выявляет, систематизирует, организует внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик на региональном уровне;
создает условия для непрерывной актуализации и расширения профессиональных компетенций педагогических работников на протяжении профессиональной деятельности для удовлетворения актуальных образовательных потребностей и запросов, своевременной адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовки к выполнению новых видов профессиональной деятельности;
координирует методическую (научно-методическую) деятельность региональных общественно-профессиональных объединений, профессиональных педагогических сообществ;
осуществляет отбор стажировочных площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
организует сопровождение стажировочных площадок педагогических работников и управленческих кадров;
организует вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
обеспечивает организацию образовательных событий субъектами РСНМС, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогических работников;
обеспечивает организацию образовательных событий субъектами РСНМС, направленную на оказание методической помощи работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
обеспечивает координацию функционирования региональной системы повышения квалификации районных методических служб;
обеспечивает сопровождение работников районных методических служб;
координирует функционирование информационно-аналитической системы "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста";
организует информационное и методическое сопровождение деятельности инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
участвует в формировании запроса на проведение научных (научно-практических) исследований;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров в вопросах применения современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм;
обеспечивает и сопровождает деятельность регионального методического актива;
участвует в формировании механизмов посткурсового сопровождения программ ДПО;
обеспечивает ведение реестра работников районных методических служб, работников методических служб образовательных организаций Санкт-Петербурга и иных реестров, создаваемых в рамках содержания деятельности;
проводит сбор и анализ информации о результатах деятельности субъектов РСНМС по ключевым показателям эффективности с последующим представлением Комитету по образованию, координатору ЕФС;
осуществляет информирование, консультирование педагогических работников и управленческих кадров в вопросах развития РСНМС.
4.2.4. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж N 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга:
участвует во внедрении результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;
в рамках сетевого взаимодействия между различными субъектами РСНМС участвует в развитии форм повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
участвует в экспертизе и пополнении банка эффективных педагогических и управленческих практик, экспертизе методической продукции;
привлекает ресурсы неформального образования, участвует в развитии системы (целевой модели) наставничества для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
разрабатывает и внедряет современные технологии обучения и воспитания;
создает условия для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность.
4.2.5. Научно-методический центр сопровождения педагогических работников на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" (далее - научно-методический центр):
проводит научные и мониторинговые исследования, в том числе по запросу ЦНППМ и участвует во внедрении результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;
в рамках сетевого взаимодействия между различными субъектами РСНМС участвует в развитии форм повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
участвует в экспертизе и пополнении банка эффективных педагогических и управленческих практик, экспертизе методической продукции;
участвует в разработке критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
участвует в отборе процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС с учетом региональных условий;
разрабатывает и внедряет современные технологии обучения и воспитания;
создает условия для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность.
4.2.6. Организации высшего образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации:
проводят совместные с вышеперечисленными субъектами РСНМС научные и мониторинговые исследования;
в рамках сетевого взаимодействия между различными субъектами РСНМС участвуют в образовательных событиях для педагогических работников и управленческих кадров на основе объединения и совместного использования ресурсов;
участвуют в экспертизе методической продукции педагогических работников;
разрабатывают и внедряют современные технологии обучения и воспитания;
разрабатывают и реализуют проекты с иными субъектами РСНМС.
4.2.7. Региональные учебно-методические объединения:
в рамках сетевого взаимодействия между различными субъектами РСНМС участвуют в разработке программ ДПО, развитии форм повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
привлекают ресурсы неформального образования для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
участвуют в экспертизе и пополнении банка эффективных педагогических и управленческих практик;
участвуют в разработке и распространении единых подходов к работе методистов, оценке их эффективности, а также сопровождении методической работы в образовательной организации (типовых организационно-методических документов, дорожных карт и др.).
4.2.8. Методические советы:
участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
участвуют в разработке, апробации и внедрении эффективных форм методической работы, направленных на освоение актуальных профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляют адресную методическую поддержку педагогических работников, в том числе педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
участвуют в формировании регионального методического актива;
участвуют в распространении единых подходов к работе методистов, оценке их эффективности, а также методической работы в образовательной организации (типовых организационно-методических документов, дорожных карт и др.);
участвуют в системе (целевой модели) наставничества.
4.2.9. Региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.):
осуществляют адресную методическую поддержку педагогических работников, в том числе педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
участвуют в формировании регионального методического актива;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию, привлекают ресурсы неформального образования для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
участвуют в разработке, апробации и внедрении эффективных форм деятельности профессиональных педагогических сообществ, ассоциаций и позиционирования их в региональной сфере образования, направленных на освоение актуальных профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
участвуют в системе (целевой модели) наставничества.
4.2.10. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий":
участвует в формировании регионального методического актива;
проводит мониторинговые исследования в рамках РСНМС;
организует работу по оценке и совершенствованию цифровых компетенций педагогических работников и управленческих кадров.
4.3. Субъекты районного уровня РСНМС и их функции:
4.3.1. Информационно-методические центры администраций районов Санкт-Петербурга:
осуществляют деятельность во взаимодействии с ЦНППМ как субъекты распределенной сети адресной методической поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
создают условия для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов посредством заполнения информации о проводимых районом образовательных событиях и реализуемых программах ДПО в информационно-аналитической системе "Конструктор, индивидуальной траектории профессионального роста", а также привлечения ресурсов районной системы образования для сопровождения педагогических работников при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
обеспечивают повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
обеспечивают перенос приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику посредством адресного методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
изучают, обобщают и распространяют районный эффективный опыт педагогической и управленческой деятельности;
организуют работу по предоставлению информации и сопровождению педагогических работников и управленческих кадров района при реализации программ ДПО Федерального реестра и в рамках каскадной модели обучения;
участвуют в синхронизации критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС районного уровня в рамках единого научно-методического пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
организуют работу по сбору, обобщению и предоставлению по запросу информации о районной системе дополнительного профессионального образования в рамках мониторинга региональной системы ДПО;
проводят сбор и анализ информации о результатах своей деятельности по ключевым показателям эффективности в рамках функционирования РСНМС на районном уровне;
координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру районной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
предоставляют информацию в ЦНППМ о наиболее эффективных управленческих и педагогических практиках, в том числе по итогам участия в профессиональных конкурсах, реализуемых в районе, с целью формирования регионального банка лучших практик;
осуществляют взаимодействие с региональными методистами ЦНППМ по развитию РСНМС;
участвуют в формировании регионального методического актива;
предоставляют информацию в реестр работников районных методических служб, работников методических служб образовательных организаций Санкт-Петербурга;
принимают участие в мероприятиях ЦНППМ по сопровождению работников районных методических служб;
участвуют в распространении единых подходов к работе методистов района, оценке их эффективности, а также методической работы в образовательной организации (типовых организационно-методических документов, дорожных карт и др.);
проводят совместно с ЦНППМ образовательные события регионального, межрегионального и всероссийского уровней в рамках актуальных направлений научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам и управленческим кадрам;
осуществляют информирование, консультирование педагогических работников и управленческих кадров в вопросах развития РСНМС.
4.3.2. Районные методические объединения педагогических работников и управленческих кадров:
осуществляют в районе адресную методическую поддержку педагогических работников, в том числе педагогических работников до 35 лет в первые три года работы, по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания во взаимодействии с иными субъектами РСНМС;
создают в районе среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию во взаимодействии с иными субъектами РСНМС;
предоставляют информацию в ЦНППМ о наиболее эффективных управленческих и педагогических практиках, реализуемых районными методическими объединениями с целью формирования регионального банка лучших практик;
участвуют в распространении единых подходов к работе методистов района, оценке их эффективности, а также методической работы в образовательной организации (типовых организационно-методических документов, дорожных карт и др.);
организуют и сопровождают деятельность профессиональных объединений педагогических работников, управленческих кадров, в том числе создают и развивают профессиональные педагогические сообщества района.
4.3.3. Государственные образовательные организации Санкт-Петербурга:
обеспечивают взаимодействие с информационно-методическими центрами администраций районов Санкт-Петербурга и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников, управленческих кадров образовательной организации в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
создают условия для разработки и реализации педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной организации;
участвуют в контроле и мониторинге прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами разработанных индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной организации;
осуществляют адресную методическую поддержку педагогических работников, управленческих кадров, педагогических работников до 35 лет в первые три года работы на местах, в том числе при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной организации;
организуют внедрение и развитие системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации;
развивают профессиональную и личностную мотивацию педагогических работников образовательной организации посредством организации работы с молодыми педагогами, вовлечения педагогов в профессиональные конкурсы и программы, образовательные события;
создают образовательную среду в своей образовательной организации для проявления творческой активности педагогических работников, управленческих кадров, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом на уровне образовательной организации;
принимают участие в повышении квалификации и профессиональной переподготовке в качестве стажировочных площадок;
принимают участие в осуществлении обратной связи в рамках посткурсового сопровождения программ ДПО;
оказывают помощь педагогическим работникам и управленческим кадрам в обобщении и презентации своего опыта работы.
5. Основные направления и системообразующие мероприятия РСНМС
5.1. Взаимодействие субъектов РСНМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
5.1.1. Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Направление 1):
стратегическое планирование и организация ключевых процессов в рамках РСНМС;
организация и координация взаимодействия субъектов РСНМС регионального и районного уровней;
организация и координация деятельности региональных методистов, регионального методического актива;
оценка эффективности РСНМС, отдельных субъектов РСНМС.
5.1.1.1. Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 1 являются:
комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
создание проектных команд;
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования.
5.1.1.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
на региональном уровне:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС (комплексы мер, "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
выстраивание алгоритмов сетевого взаимодействия субъектов РСНМС;
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
5.1.2. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров (далее - Направление 2), включая:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.1.2.1. Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 2 являются:
программы ДПО из Федерального реестра;
программы ДПО, реализуемые субъектами РСНМС в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые субъектами РСНМС по каскадной модели повышения квалификации;
программы ДПО, реализуемые субъектами РСНМС;
образовательные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и цифровых компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал ДПО;
информационно-аналитическая система "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста";
система (целевая модель) наставничества;
стажировки педагогических работников и управленческих кадров.
5.1.2.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
на региональном уровне:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация образовательных мероприятий на базе региональных стажировочных площадок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
разработка совместно с методистом образовательной организации, региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.1.3. Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования (далее - Направление 3).
5.1.3.1. Механизмами взаимодействия субъектов РСМС в рамках Направления 3 являются:
комплекс типовой организационно-методической документации;
методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РСМС;
региональный методический актив;
создание региональных методических команд;
проекты в сфере образования;
стажировки педагогических работников и управленческих кадров;
реестры (ДПП, реализуемых в Санкт-Петербурге, профессиональных педагогических сообществ, эффективного педагогического и управленческого опыта, стажировочных площадок и т.д.);
информационно-аналитическая система "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста".
5.1.3.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение региональных реестров (ДПП, реализуемых в Санкт-Петербурге, профессиональных педагогических сообществ, эффективного педагогического и управленческого опыта, стажировочных площадок и т.д.);
информирование профессиональной общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью по реализации проектов в сфере образования;
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания обучающихся;
проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех образовательных мероприятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического и управленческого опыта;
обобщение и презентация педагогическими работниками и управленческими кадрами своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
6. Показатели эффективности РСНМС
N |
Наименование показателя |
Минимальное значение в год |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Федеральные показатели | |||||
1 |
Разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РСНМС на период до 2024 года |
|
|
да |
да |
2 |
Разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РСНМС |
|
|
да |
да |
3 |
Доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций, % |
В соответствии с показателем паспорта федерального проекта "Современная школа" |
|||
4 |
Доля управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (руководителей и заместителей руководителей), % нарастающим итогом, % |
10 |
20 |
30 |
40 |
5 |
Количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек) |
|
не более 850 |
не более 750 |
не более 250 |
6 |
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы |
|
не менее 10% |
не менее 30% |
не менее 70% |
7 |
Доля общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций, реализующих целевую модель наставничества педагогических работников, % нарастающим итогом |
10 |
100% |
||
Региональные показатели | |||||
8 |
Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ, % нарастающим итогом |
10 |
20 |
30 |
40 |
9 |
Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых в ЦНППМ разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных компетенций, % нарастающим итогом |
10 |
20 |
30 |
40 |
10 |
Доля педагогических работников образовательных организаций (за исключением общеобразовательных организаций), прошедших повышение квалификации в ЦНППМ, по образовательным программам ДПО, включенным в ФР ДПППО, с учетом диагностики профессиональных дефицитов, % |
В соответствии с показателем паспорта федерального проекта "Современная школа" |
|||
11 |
Доля сотрудников ЦНППМ, прошедших обучение на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации", % нарастающим итогом |
50 |
100 |
||
12 |
Количество проведенных мероприятий регионального уровня в рамках функционирования РСНМС, ед. |
2 |
4 |
4 |
4 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Методы сбора информации и инструменты оценки
6.1. Методами сбора информации являются:
данные федеральных цифровых информационных систем;
информационно-аналитическая система "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста";
данные официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций и иных информационных ресурсов Санкт-Петербурга;
изучение нормативных правовых документов исполнительных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, анализ локальных нормативных актов образовательных организаций.
6.2. Мониторинг эффективности деятельности РСНМС проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга эффективности деятельности РСНМС проводится анализ эффективности функционирования РСНМС, разрабатываются уполномоченными субъектами РСНМС адресные рекомендации для субъектов РСНМС по совершенствованию деятельности в рамках РСНМС.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29 ноября 2023 г. N 1520-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.