Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Комитета по образованию
от 29.11.2023 N 1520-р
Положение
о региональной стажировочной площадке
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия создания и порядок функционирования региональной стажировочной площадки, координацию деятельности которой осуществляет центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
1.2. Стажировочные площадки создаются на базе государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга (далее - образовательные организации), реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования), основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), дополнительные образовательные программы (дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы, дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
1.3. В своей деятельности руководствуются:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
настоящим Положением.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
региональная стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
стажировка педагогических работников и управленческих кадров - форма непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе в ходе освоения программ ДПО, предполагающая обучение педагогических работников, управленческих кадров в процессе трудовой деятельности;
стажер - лицо, проходящее обучение с целью закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных или организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или новой должности.
1.5. Деятельность стажировочной площадки направлена на проектирование стажерами собственных вариативных моделей профессиональной деятельности на основе включенности в практический опыт работы образовательной организации.
1.6. Стажировка педагогических работников и управленческих кадров (далее - стажировка) может проходить в рамках реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки) либо в иных форматах непрерывного образования (мастер-классы, тренинги и др.).
1.7. Основной целью стажировки, вне зависимости от формы ее реализации, является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также освоение эффективных практик работы, приобретение профессиональных и организаторских навыков для эффективного выполнения обязанностей по должности педагогического работников или управленческих кадров.
1.8. Стажировка, как форма реализации дополнительных профессиональных программ, может быть организована образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки) либо иными образовательными организациями в рамках договора о сетевой форме реализации дополнительных профессиональных программ.
1.9. Стажировка, как форма повышения профессионального мастерства педагогических работников, может быть организована образовательной организацией (объединениями образовательных организаций) вне содержания дополнительных профессиональных программ, т.е. в форматах непрерывного образования.
1.10. Стажировочная площадка создается по представлению Экспертного совета по рассмотрению заявок и документов на присвоение статуса "Региональная стажировочная площадка" (далее - Экспертный совет), ежегодно создаваемого на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского (далее - СПб АППО) в соответствии с распоряжением Комитета по образованию.
1.11. Экспертный совет создается ректором СПб АППО по представлению заведующего ЦНППМ.
1.12. В состав Экспертного совета входят представители системы образования Санкт-Петербурга из числа субъектов РСНМС.
Экспертный совет возглавляет председатель.
Делегирование полномочий председателя Экспертного совета другим лицам членами Экспертного совета не допускается.
На первом заседании Экспертного совета избирается секретарь Экспертного совета.
Секретарь Экспертного совета готовит протоколы решений по итогам заседания.
Основной формой деятельности Экспертного совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости/ Экспертный совет вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседании присутствует не менее 2/3 членов Экспертного совета.
Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав Экспертного совета.
При равенстве голосов членов Экспертного совета решающим является голос председательствующего на заседании.
Решения Экспертного совета оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем Экспертного совета. В протоколах указывается особое мнение членов Экспертного совета (при его наличии).
Экспертный совет вправе принимать решения путем проведения заочного голосования, осуществляемого при помощи заполнения опросных листов, подписанных членами Экспертного совета собственноручно и направленных в Экспертный совет.
Решение о проведении заочного голосования принимается председателем Экспертного совета или в случае отсутствия председателя - его заместителем по поручению председателя.
В случае проведения заочного голосования члены Экспертного совета уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить свою позицию по вопросам, вынесенным на заочное голосование.
1.13. Организация деятельности стажировочной площадки осуществляется на основании договора о сотрудничестве между ЦНППМ и образовательной организацией - стажировочной площадкой. На основании договора ЦНППМ оказывает стажировочной площадке организационно-правовую поддержку, методическое сопровождение и консультативную помощь.
1.14. Признание образовательной организации стажировочной площадкой не приводит к изменению организационно-правовой формы и типа образовательной организации и в уставе данной образовательной организации не фиксируется.
1.15. На статус стажировочной площадки может претендовать:
образовательная организация, вошедшая в публикуемую часть рейтингов образовательных организаций Санкт-Петербурга по результатам проведения оценки качества образования;
образовательная организация, в которой работают педагогические работники и управленческие кадры - победители конкурсов профессионального мастерства федерального или регионального уровней;
образовательное организация - победитель городского конкурса инновационных продуктов;
образовательная организация, успешно завершившая инновационную деятельность в статусе федеральной инновационной площадки и/или региональной инновационной площадки по тематике, значимой для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга.
1.16. Стажировочная площадка организует свою работу по программе стажировки, обеспеченной высококвалифицированными педагогическими кадрами, современными средствами обучения, оборудованием, позволяющим качественно организовать эффективную практику стажеров.
2. Цель и задачи деятельности стажировочной площадки
2.1. Целью деятельности стажировочной площадки является развитие профессиональных компетенций педагогических работников и(или) управленческих кадров Санкт-Петербурга путем реализации программы стажировки.
2.2. Стажировочная площадка способствует реализации следующих задач:
расширение возможностей непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, управленческих кадров посредством их включения в практическую деятельность стажировочной площадки - носителя эффективной педагогической практики;
организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров по формированию и развитию их профессиональных компетенций;
совершенствование ресурсного обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
2.3. Продуктом деятельности стажировочной площадки является проектирование стажерами на основе полученных/усовершенствованных профессиональных компетенций собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям работы своей образовательной организации.
3. Порядок присвоения статуса стажировочной площадки образовательной организации
3.1. Присвоение статуса стажировочной площадки образовательной организации происходит на срок от 1 до 3 лет, что позволяет обеспечить оперативность реагирования на образовательные запросы педагогических работников, управленческих кадров и актуальность их потребностей с целью достижения высокого качества образования Санкт-Петербурга.
3.2. Ежегодно по итогам мониторинга качества образования в Санкт-Петербурге ЦНППМ формируется примерный перечень актуальных тем программ стажировок.
3.3. Для присвоения статуса стажировочной площадки образовательная организация обращается в ЦНППМ с письменной заявкой, составленной по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению, и копии документов, подтверждающих соответствие образовательной организации критериям, установленным пунктом 1.14 настоящего Положения (далее - заявка и документы), а в случае, когда сведения, подтверждающие соответствие образовательной организации критериям, установленным пунктом 1.14 настоящего Положения, опубликованы в открытом доступе, в заявку включается ссылка на соответствующий источник.
3.4. Заявка и документы на присвоение статуса стажировочной площадки представляются в ЦНППМ лично руководителем образовательной организации либо лицом, действующим на основании доверенности в соответствии со статей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подача заявки и документов почтовым отправлением не допускается.
3.5. Заявка и документы должны быть вместе прошиты, пронумерованы и заверены путем указания на обороте последнего листа наименования должности лица, уполномоченного на подписание заявки и документов, проставления его собственноручной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии), даты заверения и оттиска печати образовательной организации. Первой должна быть прошита опись заявки и документов с указанием страниц, на которых находятся соответствующие заявка и документы.
Документы подаются также в электронном виде в формате .doc или .docx на электронном носителе (флеш-накопитель, CD-диск).
3.6. Сроки подачи документов определяются ЦНППМ и доводятся до сведения образовательных организаций.
3.7. Экспертиза заявки образовательной организации (далее - экспертиза) проводится экспертами, назначаемыми председателем Экспертного совета из числа членов Экспертного совета. По итогам проведения экспертизы оформляется форма экспертной оценки заявки и документов на организацию деятельности стажировочной площадки согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.8. Экспертный совет рассматривает экспертные заключения, представленные заявку и документы, принимает решение о рекомендации либо об отказе в рекомендации установления статуса стажировочной площадки образовательной организации.
3.9. Экспертный совет организует:
проведение экспертизы;
подготовку заключений о результатах экспертизы.
Срок проведения экспертизы и подготовки экспертного заключения не может превышать одного месяца со дня регистрации заявки в ЦНППМ.
3.10. Решение Экспертного совета о рекомендации установления образовательной организации статуса стажировочной площадки направляется ЦНППМ на рассмотрение в Комитет по образованию.
3.11. Распоряжением Комитета по образованию образовательной организации присваивается статус региональной стажировочной. Указанное распоряжение может быть основанием для учредителя по планированию вариантов поддержки работы образовательной организации в статусе стажировочной площадки.
3.12. Основаниями для отказа в присвоении статуса стажировочной площадки являются:
отражение в заявке неполной информации, указанной в пункте 3.3 настоящего Положения;
отсутствие документации, подтверждающей эффективность деятельности организации-соискателя по заявленному(ым) направлению(ям) деятельности в соответствии с пунктом 1.15 настоящего Положения;
недостоверность представленной в заявке и прилагаемых документах информации.
4. Организация деятельности стажировочной площадки
4.1. Организационно-методическое сопровождение деятельности стажировочной площадки осуществляет ЦНППМ.
4.2. ЦНППМ:
организует разработку документации, регулирующей деятельность стажировочных площадок по реализации программ стажировок;
согласует программы мероприятий, проводимых на базе стажировочных площадок, с планами мероприятий ЦНППМ, учреждений дополнительного профессионального образования в рамках функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга;
проводит инструктивно-методические совещания с руководителями стажировочных площадок;
организует систему семинаров по технологии тьюторского сопровождения для работников стажировочных площадок;
проводит мониторинг деятельности стажировочных площадок;
осуществляет информационно-методическую поддержку стажировочных площадок по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
4.3. Руководство деятельностью стажировочной площадки осуществляет руководитель образовательной организации, на базе которой создана стажировочная площадка (далее - руководитель стажировочной площадки). Руководитель стажировочной площадки в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, перспективным и текущим планированием работы стажировочной площадки, выполняет следующие функции:
определяет оптимальный график работы, состав и объем групп стажеров, обучающихся по программе стажировки;
обеспечивает качественную подготовку сотрудников стажировочной площадки - специалистов по заявленному направлению деятельности;
назначает наиболее опытных и компетентных по теме стажировки педагогических и(или) управленческих работников, на которых возложены обязанности по выполнению функционала тьюторов для сопровождения стажеров (далее - тьютор);
организует и контролирует деятельность по накоплению образовательных ресурсов и их диссеминации;
осуществляет информационную поддержку деятельности стажировочной площадки;
организует и контролирует деятельность по эффективному использованию ресурсов, выделяемых для функционирования площадки;
несет ответственность за результаты деятельности стажировочной площадки.
4.4. Информация о деятельности стажировочных площадок размещается на официальном сайте ЦНППМ в информационно-телекоммуникационной системе "Интернет" и содержит следующие разделы:
перечень стажировочных площадок;
программы мероприятий стажировочной площадки и формы их проведения;
сроки проведения мероприятий программы стажировки;
способы участия педагогических работников, управленческих кадров в работе стажировочных площадок;
форма подачи заявки на прохождение стажировки;
контактные данные лиц, ответственных за реализацию программы стажировки на базе стажировочной площадки и др.
4.5. Работники образовательной организации - стажировочной площадки, ответственные за реализацию программы стажировки:
участвуют в формировании перечня мероприятий, осуществляемых в рамках программы стажировочной площадки;
проводят занятия по темам стажировочной площадки;
участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки;
осуществляют тьюторское сопровождение стажеров;
повышают свою квалификацию по направлениям деятельности стажировочной площадки.
5. Структура и варианты реализации программы стажировки
5.1. Программа стажировки является формой организации практики слушателей на базе образовательной организации. В рамках программы стажировки стажер знакомится с примером эффективной реализации профессиональной компетенции, а также принимает непосредственное участие в решении профессиональных задач.
5.2. Для организации стажировки руководителем стажировочной площадки назначаются тьюторы стажеров.
Тьюторы обеспечивают организацию работы стажеров по этапам согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
5.3. Методическое обеспечение реализации программы стажировки:
система кейсов, описывающих ситуации применения профессиональной компетенции педагогическими работниками и управленческими кадрами;
диагностические материалы, позволяющие обеспечить проведение мониторинга уровня развития профессиональной компетенции стажера;
наличие подготовленного тьютора, организующего работу стажера по развитию профессиональной компетенции.
6. Финансирование стажировочной площадки
6.1. Финансирование деятельности стажировочной площадки осуществляется в рамках текущего финансирования.
6.2. Стажировочная площадка может использовать дополнительные средства, добровольно выделяемые юридическими и физическими лицами на осуществление деятельности стажировочной площадки.
7. Закрытие стажировочной площадки
7.1. Основаниями для закрытия стажировочной площадки являются:
заявление стажировочной площадки;
завершение программы деятельности стажировочной площадки;
утрата актуальности направления деятельности площадки, его перспективности для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
изменения в кадровом составе образовательной организации, являющейся стажировочной площадкой, влияющие на работу стажировочной площадки;
невостребованность программы стажировки педагогическими работниками и управленческими кадрами;
возникновение непредвиденных обстоятельств (форс-мажор), препятствующих продолжению деятельности стажировочной площадки в течение 1 года.
7.2. Решение о закрытии стажировочной площадки вступает в силу со дня издания соответствующего распоряжения Комитета по образованию о закрытии стажировочной площадки.
Приложение N 1
к Положению о региональной
стажировочной площадке
Заявка
на организацию деятельности стажировочной площадки
Тема стажировочной площадки ______________________________________
1. Наименование и информация об образовательной организации (нескольких образовательных организаций), претендующем(-их) на статус стажировочной площадки:
наименование образовательной организации;
контактные данные руководителя (ей) образовательной (ых) организации (й);
краткое описание эффективной образовательной практики образовательной организации;
подтверждение результативности эффективной образовательной практики.
2. Данные о специалистах, ответственных за деятельность стажировочной площадки:
Фамилия, имя, отчество ответственных специалистов, должность, контактные данные;
описание опыта работы специалистов по предложенной теме, публикации, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства.
3. Обоснование актуальности и значимости заявленной темы стажировочной площадки для развития системы образования Санкт-Петербурга.
4. Описание компетенции, которую предстоит сформировать в процессе стажировки:
Трудовое действие и/или необходимое умение |
Профессиональная компетенция стажера (необходимое умение с опорой на знания) |
Профессиональные дефициты стажера, которые предстоит устранить в ходе стажировки |
Показатели оценки профессиональной компетенции (для входного и итогового тестирования) |
|
|
|
|
5. Программа стажировки:
цель, задачи, сроки и целевая группа программы стажировки;
описание этапов стажировки с указанием необходимых учебно-методических материалов.
Этап стажировки |
Количество часов |
Фамилия, имя, отчество педагога-тьютора |
Учебно-методические материалы |
|
|
|
|
6. Диагностический инструментарий мониторинга результатов реализации программы стажировки.
7. Организационно-педагогические условия реализации программы стажировки:
частота проведения мероприятий программы стажировки, возможное количество стажеров, сроки реализации программы, фамилия, имя, отчество тьютора программы и др.;
сотрудничество в нескольких образовательных организациях - стажировочных площадках;
сотрудничество с учреждениями дополнительного профессионального образования;
возможность включения программы стажировки в качестве модуля дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации и(или) профессиональной переподготовки.
Приложение N 2
к Положению о региональной
стажировочной площадке
Форма
экспертной оценки заявки и документов на организацию деятельности стажировочной площадки
Наименование образовательной организации __________________________
_________________________________________________________________
Наименование темы стажировочной площадки _________________________
Критерии оценки |
Показатели экспертной оценки |
Оценка эксперта |
||
Соответствие качества работы образовательной организации целям деятельности стажировочной площадки (да/нет с кратким обоснованием) | ||||
| ||||
1 |
Актуальность и значимость программы стажировки для повышения качества образования |
1.1 |
Содержание программы стажировки соответствует направлениям развития системы образования Санкт-Петербурга |
2 |
1.2 |
Цели и содержание программы стажировки частично соответствуют направлениям развития системы образования Санкт-Петербурга |
1 |
||
1.3 |
Цели и содержание программы стажировки не соответствуют направлениям развития системы образования Санкт-Петербурга |
0 |
||
|
|
|
||
2 |
Актуальность заявленных для формирования профессиональных компетенций |
2.1 |
Заявленные для формирования профессиональные компетенции соответствуют актуальным направлениям государственной политики в сфере образования, полностью соответствуют профессиональному стандарту |
2 |
2.2 |
Заявленные для формирования профессиональные компетенции частично соответствуют актуальным направлениям государственной политики в сфере образования, частично соответствуют профессиональному стандарту |
1 |
||
2.3 |
Заявленные для формирования профессиональные компетенции не соответствуют актуальным направлениям государственной политики в сфере образования, профессиональному стандарту |
0 |
||
|
|
|
||
3 |
Практико-ориентированный характер реализации программы стажировки |
3.1 |
Программа стажировки обеспечивает достижение заявленных целей в формате практической профессиональной работы слушателей по развитию профессиональных компетенций и устранению актуальных профессиональных дефицитов |
2 |
3.2 |
Программа стажировки реализуется с использованием тренингов, интерактивных технологий, деловых игр и в других интерактивных формах |
1 |
||
3.3 |
Программа стажировки реализуется с использованием форматов лекций, семинаров и выполнения заданий репродуктивного характера |
0 |
||
|
|
|
||
4 |
Обеспеченность Программы стажировки тьюторами и методическим обеспечением |
4.1 |
Реализация программы стажировки обеспечена наличием базы практики (с участием подготовленных тьюторов стажировочной площадки, методических и оценочных материалов, электронного индивидуального сопровождения) |
2 |
4.2 |
Для реализации программы стажировки подготовлены тьюторы стажировочной площадки, раздаточные методические и диагностические материалы |
1 |
||
4.3 |
Для реализации программы стажировки подготовлены только тьюторы стажировочной площадки |
0 |
||
5 |
Мониторинг результатов реализации программы стажировки |
5.1 |
Мониторинг результатов реализации программы стажировки проводится в форме экспертной оценки динамики профессионального развития стажера |
2 |
5.2 |
Мониторинг результативности программы стажировки проводится как сравнение результатов входной, промежуточной и итоговой диагностики |
1 |
||
5.3 |
Мониторинг результатов реализации программы стажировки проводится как самооценка стажером результативности своего профессионального развития |
0 |
||
|
|
|
Особое мнение эксперта (до 5 баллов)
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Общая оценка заявки и документов
на организацию деятельности стажировочной площадки: _________________
(максимально - 15 баллов)
|
/ |
|
/ |
Подпись эксперта |
|
Расшифровка |
|
Дата проведения экспертизы ________________________________________
Приложение N 3
к Положению о региональной
стажировочной площадке
Примерное
содержание этапов стажировки
Этап стажировки |
Содержание работы стажера |
Форма стажировки |
Инструмент контроля результативности |
Освоение практики профессиональной деятельности |
Посещение и анализ открытых занятий, наблюдение за практикой работы тьютора и другие формы работы |
Самоанализ профессиональных дефицитов в процессе заполнения карт анализа открытых занятий, практики работы тьютора. Совместное с тьютором решение кейсов профессиональной деятельности, участие в тренингах, помощь тьютору в проведении мероприятий |
Самоконтроль уровня сформированности профессиональной компетенции. Текущий контроль формирования профессиональной компетенции |
Демонстрация владения практикой профессиональной деятельности |
Проведение стажером открытого мероприятия с демонстрацией владения профессиональной компетенцией |
Анализ проведенного стажером мероприятия |
Итоговый контроль - внешняя оценка тьютором уровня сформированности профессиональной компетенции |
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29 ноября 2023 г. N 1520-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.