г. Краснодар |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А25-1248/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245) - Хутова Б.Э. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Джандубаева Альберта Рабизоновича (ИНН 091000181356, ОГРНИП 312091813500037), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Джандубаева Альберта Рабизоновича на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А25-1248/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к ИП главе КФХ Джандубаеву А.Р. (далее - предприниматель) о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии в размере 2 400 200 рублей.
Решением от 30.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2021, суд удовлетворил заявленное министерством требование. Судебные акты мотивированы нарушением предпринимателем Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета на поддержку мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.09.2013 N 303 (далее - Порядок) и Соглашения о предоставлении субсидий на поддержку мясного скотоводства и достижении показателей результативности от 05.06.2018 (далее - Соглашение), выразившимся в невыполнении основного условия получения субсидии - приобретения товарного продуктивного маточного поголовья скота и достижения показателя результативности.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования. По мнению предпринимателя, суды не учли, что в соответствии с пунктом 9 Порядка, договоры на приобретение скота с приложением накладных (приемо-сдаточных актов) на принятое количество голов крупного рогатого скота с ветеринарными сопроводительными документами предоставляются получателем субсидии после получения субсидии, но не позднее трех дней с момента получения скота. ООО "Экопродукт" в рамках исполнения обязательств по заключенному с предпринимателем агентскому договору от 16.05.2018 N 7 направило предпринимателю товарно-транспортную накладную от 10.01.2019 N 1, по которой предприниматель должен был получить 22 головы маточного поголовья скота мясных пород и их помесей, однако указанная поставка не состоялась по причинам, не зависящим от предпринимателя. В связи с неисполнением ООО "Экопродукт" обязательств по агентскому договору от 16.05.2018 N 7 предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о расторжении указанного договора и взыскании с ООО "Экопродукт" уплаченных ему по агентскому договору денежных средств в размере 2 399 980 рублей. Предприниматель полагает, что его вина в нарушении условий Порядка и Соглашения относительно приобретения скота, представления документов о его приобретении, достижения показателей результативности отсутствует, поскольку им принимались меры к их исполнению, а, следовательно, отсутствуют основания для взыскания с предпринимателя денежных средств, полученных им в качестве субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.05.2018 предприниматель (принципал) и ООО "Экопродукт" (агент) заключили агентский договор N 7, по условиям которого предприниматель поручает, а агент принимает на себя обязательство от своего имени, но за счёт предпринимателя осуществить заготовку маточного поголовья скота мясных и мясомолочных пород в количестве 22 голов массой 10 909 кг. Пунктом 1.2 агентского договора от 16.05.2018 N 7 определена стоимость подлежащего приобретению скота - 2 399 980 рублей.
21 мая 2018 года предприниматель обратился в министерство с заявлением о выплате субсидии на приобретение товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей, представив с заявлением пакет документов, в том числе агентский договор от 16.05.2018 N 7, заключенный с ООО "Экопродукт", предметом которого является заготовка ООО "Экопродукт" маточного поголовья скота мясных и мясомолочных пород для предпринимателя на сумму 2 399 980 рублей.
На основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.09.2013 N 303 "О Порядке предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета на поддержку мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике" министерство и предприниматель заключили Соглашение от 05.06.2018 о предоставлении и использовании субсидии в целях приобретения товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей за пределами республики, в соответствии с пунктом 2.1 которого размер субсидии составил 2 400 200 рублей.
Согласно пункту 3.1.2 Соглашения, субсидия предоставляется при представлении получателем министерству документов, подтверждающих факт произведённых получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидии и Соглашением, а также иных документов, определённых в соответствии с Порядком и Соглашением.
В случае установления министерством факта нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком, министерство обязано направить получателю требование о возврате субсидии (пункт 4.1.7 Соглашения).
Согласно пункту 6.1.1 Соглашения нарушение получателем субсидии условий Соглашения влечёт за собой возврат полученной субсидии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.5 Соглашения предусмотрена возможность расторжения Соглашения в одностороннем порядке в случае недостижения получателем показателей результативности или иных показателей, установленных Соглашением.
Приложением N 1 к Соглашению определены показатели результативности расходования субсидии на поддержку мясного скотоводства, предусматривающие обеспечение сохранности приобретённого за счёт субсидии поголовья крупного рогатого скота в течение трёх лет с момента получения субсидии в размере 97%, выход телят на 100 коров по истечении 12 месяцев с момента получения субсидии в размере 85%.
Платежным поручением от 18.06.2018 N 461338 министерство перечислило предпринимателю 2 400 200 рублей субсидии.
Предприниматель перечислил ООО "Экопродукт" 2 399 980 рублей в рамках исполнения обязательств по агентскому договору от 16.05.2018 N 7 (платежное поручение от 28.09.2018 N 24).
Письмом от 21.12.2018 N 4092-04/1 министерство направило предпринимателю запрос о предоставлении документов, подтверждающих целевое расходование средств предоставленной ему субсидии, а также отчёт о достижении целевых показателей, в ответ на которое предприниматель письмом от 14.01.2019 сообщил, что доставка скота запланирована на 16.01.2019, после наступления указанной даты в адрес министерства будут направлены соответствующие документы.
Письмом от 29.04.2020 N 1380-04/1 министерство направило предпринимателю претензию с требованием о возврате денежных средств в размере 2 400 200 рублей, обоснованным отсутствием доказательств целевого расходования средств субсидии и не достижением предпринимателем предусмотренных приложением к соглашению целевых показателей результативности.
В ответ на претензию министерства предприниматель сообщил о невозможности предоставления соответствующих документов, в связи с неисполнением ООО "Экопродукт" обязательств по агентскому договору от 16.05.2018 N 7 и отсутствием доказательств приобретения товарного продуктивного маточного поголовья скота и достижения показателя результативности.
Неисполнение предпринимателем требования о возврате спорной суммы субсидии послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 78, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного министерством требования
Пунктом 1 Порядка установлены условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики, независимо от форм собственности за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), в целях поддержки мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике в рамках реализации мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года" (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 358.
Для целей Порядка под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются юридические и физические лица, соответствующие определению, установленному статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (пункт 2 Порядка).
Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий, является министерство (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 6.1 Порядка субсидии предоставляются, в том числе, по направлению - "покупка товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей за пределами республики (в том числе по импорту)".
Согласно пункту 9 Порядка для получения субсидий по направлению "покупка товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей за пределами республики (в том числе по импорту)" сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в министерство следующие документы, необходимые для получения субсидии: заявление на предоставление субсидии с указанием потребности в субсидии и направления государственной поддержки по форме согласно приложению 1 к Порядку; справку-расчет размера субсидии по форме, установленной министерством субсидии по форме согласно приложению 2 к Порядку; внутрихозяйственный отчет о движении скота и птицы на ферме, заверенный руководителем и главным бухгалтером получателя субсидии (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, претендующих на получение поддержки в рамках подпункта 6.1 пункта 6 Порядка); документы, подтверждающие наличие животноводческих помещений и кормовой базы для содержания скота, заключенные договоры на приобретение скота с приложением накладных (приемо-сдаточных актов) на принятое количество крупного рогатого скота с ветеринарными сопроводительными документами (в случае если поголовье скота уже принято, если доставка поголовья на момент подачи документов не осуществлена, то данные документы предоставляются получателем субсидии после получения субсидии, но не позднее трех дней с момента получения скота) (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, претендующих на получение поддержки в рамках подпункта 6.1 пункта 6 Порядка).
Предоставление субсидии её получателю осуществляется на основании типовой формы соглашения, утверждаемой Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики, соглашение заключается между Министерством и получателем субсидии, предусматривающее следующие основные положения: сведения об объеме субсидии, предоставляемой получателю субсидии, и ее целевое назначение; показатели результативности и (или) порядка расчета показателей результативности использования субсидии; порядок предоставления получателем субсидии бухгалтерской отчетности по итогам отчетного периода, в котором получена субсидия, и отчетности о движении скота и птицы на ферме; обязательства получателя субсидии своевременно осуществлять исчисление и уплату налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды и заработной платы; ответственность сторон за нарушение условий соглашения (пункт 17 Порядка).
Получатель субсидии представляет в министерство отчет о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственного товаропроизводителя - по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Порядка).
В силу пункта 19 Порядка ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных получателями субсидий, несут получатели субсидий.
В случаях выявления в представленных документах недостоверных сведений, лишающих получателей субсидии права на получение субсидии, перечисленные субсидии подлежат возврату в бюджет.
Контроль за целевым использованием субсидий и выполнением получателем субсидии условий Соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 17 Порядка, осуществляется министерством.
Судебные инстанции установили, что на момент подачи заявления о предоставлении субсидии и до настоящего времени предприниматель не представил министерству предусмотренный пунктом 9 Порядка договор на приобретение скота с приложением накладных (приемо-сдаточных актов) на принятое количество крупного рогатого скота с ветеринарными сопроводительными документами. Поголовье крупного рогатого скота, в соответствии с Соглашением, предпринимателем не приобретено; целевые показатели, предусмотренные приложением N 1 к Соглашению о предоставлении субсидии, предпринимателем не достигнуты. Данное обстоятельство не оспаривается предпринимателем, что следует из кассационной жалобы, при этом предприниматель полагает, что нарушение условий Соглашения произошло в связи с недобросовестным поведением ООО "Экопродукт", не выполнившим условия агентского договора по приобретению для предпринимателя 22 голов нетелей симментальской породы.
Доводы предпринимателя, в том числе об отсутствии его вины в неисполнении условий Соглашения и отсутствии оснований для возврата выданной ему субсидии с целью приобретения товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей за пределами республики, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вывод судебных инстанций о нарушении условий выдачи субсидии (без предоставления документов, подтверждающих несение получателем субсидии расходов на приобретение поголовья крупного рогатого скота), невыполнении предпринимателем условий предоставления субсидии, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы денежных средств, полученных им в качестве субсидии, и обоснованно удовлетворили заявленное министерством требование.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А25-1248/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Порядка установлены условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики, независимо от форм собственности за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), в целях поддержки мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике в рамках реализации мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года" (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 358.
Для целей Порядка под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются юридические и физические лица, соответствующие определению, установленному статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (пункт 2 Порядка)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2021 г. N Ф08-10383/21 по делу N А25-1248/2020