г. Краснодар |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А32-53708/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Алексеева С.С. (доверенность от 03.08.2021), Кошевец А.Д. (доверенность от 03.08.2021), в отсутствии истца - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь", соответчика - Калининского районного казачьего общества, рассмотрев кассационные жалобы Калининского районного казачьего общества, общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь", Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А32-53708/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Калининскому районному казачьему обществу (далее - казачье общество) со следующими требованиями:
- признать недействительной сделкой договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 13.09.2019 N 0000007074;
- применить последствия недействительности сделки в виде возложения на казачье общество обязанности возвратить земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 департаменту;
- обязать департамент в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, направить в адрес общества проект договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного от 30.07.2021, признан недействительной сделкой договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 13.09.2019 N 0000007074. Применены последствия недействительности сделки в виде возложения на казачье общество обязанности возвратить земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 департаменту. Суд обязал департамент организовать в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) торги в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, площадью 25050 кв. м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край. Калининский район, в границах плана СПК "Октябрь". В удовлетворении требования об обязании департамента направить в адрес общества проект договора, отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент, общество и казачье общество обжаловали их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
В кассационной жалобе департамент указывает, что публичные процедуры департаментом реализованы, так как общество участвовало в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка путем подачи заявки 03.08.2018, после проведения торгов общество не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка. Наличие у общества преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка также не подтверждено, соответственно, и законный интерес на обращение в суд с иском отсутствует. Заявитель указывает, что заключил договор аренды с казачьим обществом без проведения торгов в силу прямого указания закона, в связи с этим не имеется оснований для признания сделки недействительной.
Общество в кассационной жалобе ссылается на то, что судами необоснованно отказано в удовлетворении требования об обязании департамента направить проект договора аренды спорного земельного участка как участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение о цене предмета аукциона. По мнению заявителя, судом неправомерно применены положения пункта 26 статьи 39.12 Земельного кодекса, поскольку проведение новых торгов не восстановит нарушенные права общества.
В кассационной жалобе казачье общество заявляет доводы о том, что нормы о предоставлении земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам не могут применяться к сельскохозяйственным организациям. Кроме того, департаментом выполнены мероприятия, предусмотренные статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса, в связи с этим он правомерно распорядился земельным участком по своему усмотрению, заключив договор аренды с казачьим обществом.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы своей кассационной жалобы, просили судебные акты нижестоящих судов отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Общество и казачье общество явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Кассационные жалобы рассмотрены в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятия обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Изучив материалы дела, доводы жалоб, выслушав представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, расположенный по адресу: Краснодарский край, район Калининский, в границах плана земель СПК "Октябрь", площадью 25050 кв.м, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю.
03 августа 2018 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса, пунктов 5.1, 8 статьи 10, статьи 19.2 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101 (далее - Закон N 101-ФЗ).
Департаментом издан приказ от 26.11.2018 N 2558 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации".
Извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе 20.12.2018 размещено на сайте в сети Интернет http://torgi.gov.ru N 181218/0015474/12 и обнародовано администрацией Старовеличковского сельского поселения Калининского района.
В установленные извещением сроки в КГКСУ "Фонд госимущества Краснодарского края" поданы заявления о намерении участвовать в аукционе от Муренького О.С. и главы КФХ Башкатова В.В.
Учитывая наличие указанных заявлений, департамент письмом от 25.01.2019 N 52-2476/19-32-12 на основании пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса отказал обществу в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378.
Извещение о проведении аукциона 06.02.2019 размещено на сайте в сети Интернет http://torgi.gov.ru N 310119/0015474/08 и обнародовано администрацией Старовеличковского сельского поселения Калининского района.
В установленные извещением сроки приняты заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 от главы КФХ Шевченко А.В., Тюльпинова С.Н., Забиранова А.Б., Чубарь Н.А., ООО "СК "Октябрь", главы КФХ Пискуна М.А. и Асратяна Р.Х.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона N 8 от 19.03.2019 последнее предложение о цене предмета аукциона в сумме 201 852 руб. 09 коп. внесено главой КФХ Шевченко А.В., предпоследнее предложение о цене предмета аукциона в сумме 201 696 руб. 38 коп. также внесено главой КФХ Шевченко А.В. Победителем аукциона признан глава КФХ Шевченко А.В.
Департамент с сопроводительным письмом от 28.03.2019 N 52-12475/19- 32-12 в адрес главы КФХ Шевченко А.В. направил проект договора аренды N 0000006625 земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 для подписания и последующего представления в департамент для государственной регистрации.
Глава КФХ Шевченко А.В. в сроки, установленные пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса, не подписал и не представил в департамент договор аренды земельного участка, заключенный по результатам торгов.
09 августа 2019 года казачье общество направило в департамент заявление о предоставлении в аренду спорного земельного участка на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
На основании заявления казачьего общества Департаментом издан приказ от 12.09.2019 N 1868 "О заключении с Калининским районным казачьим обществом Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества без проведения торгов договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 в муниципальном образовании Калининский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства" и заключен договор аренды N 0000007074 указанного земельного участка.
Полагая, что договор заключен департаментом в обход обязательных публичных процедур и, соответственно, является недействительным, общество обратилось с настоящим иском в суд.
Частично удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что договор аренды спорного земельного участка является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), поскольку заключен департаментом в нарушение действующего законодательства без проведения торгов с нарушением публичных интересов. С учетом обязанности департамента провести торги на право получения в аренду спорного земельного участка для соблюдения установленной статьей 39.11 Земельного кодекса процедуры предоставления земельного участка, в удовлетворении требования об обязании департамента направить в адрес общества проект договора аренды отказано.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом.
Подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий с учетом целей и задач государственной политики в области развития российского казачества, сложившихся исторических традиций законодательно определяют территории, которые создаются в названных целях. В пределах таких территорий земельные участки могут предоставляться казачьим обществам с учетом нуждаемости конкретного общества в земельном участке, намерении его использовать в законодательно установленных целях и наличия у общества соответствующих возможностей.
Земельный участок может быть предоставлен казачьему обществу без торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельным кодексом, если соответствующая территория, в пределах которой расположен участок, определена законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующим земельным законодательством установлен специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для казачьих обществ.
Вместе с тем законом прямо не урегулирована ситуация, когда с заявлениями о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обратилось несколько субъектов, имеющих в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации право претендовать на предоставление земельных участков без торгов.
Применительно к схожим правоотношениям в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, выработана правовая позиция, согласно которой при наличии заявок нескольких специальных субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
В целях выявления таких лиц законом предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Соответственно, льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных специальных субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что следует из принципа "par in parem non habet imperium" (лат. "равный над равным власти не имеет").
Суды установили, что департамент в отношении заявления казачьего общества наличие иных заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка не устанавливал, опубликование сведений о возможности предоставления участка казачьему обществу не производил.
При этом департаменту было известно о наличии иных заинтересованных лиц, ранее участвующих в торгах на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378.
Кроме того, суды справедливо отметили, что предусмотренное пунктом 26 статьи 39.12 Земельного кодекса право департамента по своему усмотрению распорядиться земельным участком после неподписания договора победителем аукциона в рассматриваемом случае значение не имеет. Исходя из системного толкования норм земельного законодательства, в подобном случае имеет приоритетное правовое значение наличие нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении одного и то же земельного участка, которое предопределяет необходимость проведения торгов.
Соответственно, предоставление казачьему обществу спорного земельного участка, при наличии ранее поданных заявлений иных субъектов на заключение договора аренды участка, без проведения публичных процедур, является неправомерным, влекущим признание договора аренды недействительным.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса доказательства по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что договор аренды спорного земельного участка заключен в обход обязательных публичных процедур и является недействительным по смыслу статьи 168 Гражданского кодекса, и удовлетворили требование о применении последствий недействительности сделки, обязав казачье общество возвратить спорный земельный участок в распоряжение департамента.
Отказывая в удовлетворении иска в оставшейся части, суды правомерно руководствовались следующим.
По результатам торгов предпоследнее предложение о цене предмета аукциона в сумме 201 696 руб. 38 коп. внесено главой КФХ Шевченко А.В. Общество данные результаты не оспорило, не представило иных доказательств, подтверждающих преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка после отказа от его заключения победителя аукциона. Помимо заявления общества имелись иные заинтересованные лица, которые намеревались получить право на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Таким образом, общество не имеет правовых оснований на обязание департамента направить ему проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378.
Суды нижестоящих инстанции пришли к верному выводу о том, что для соблюдения установленной Земельным кодексом процедуры предоставления земельного участка, департамент должен повторно провести торги на право получения в аренду спорного земельного участка в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса.
Суд округа также полагает необходимым отметить следующее.
В спорных правоотношениях департамент выступает не только как представитель арендодателя (публично-правового образования), но и как орган государственной власти, который должен обеспечить соблюдение норм действующего земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, в том числе закрепленного в действующем земельном законодательстве принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", к основным задачам департамента относятся обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
Из материалов дела следует, что по результатам торгов от 19.03.2019 последнее предложение о цене договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 составляло 201 852 руб. 09 коп., однако спустя полгода департамент заключил договор аренды от 13.09.2019 N 0000007074 этого же земельного участка с казачьим обществом в размере годовой платы 3115 руб. 02 коп.
Кроме того, департамент, представив казачьему обществу спорный земельный участок в аренду без проведения торгов, не проверил нуждаемость казачьего общества в земельном участке, намерение использовать испрашиваемый земельный участок в законодательно установленных целях, а также наличие у казачьего общества соответствующих возможностей для использования земельного участка по его целевому назначению.
Таким образом, заключение департаментом договора в льготном порядке, по цене, явно заниженной, не может быть квалифицировано как действие, направленное на обеспечение защиты имущественных прав публичного собственника.
Довод об отсутствии правового интереса общества на обращение с иском в суд, отклоняется судом, поскольку льготный порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения фактически использован казачьим обществом в целях ограничения прав иных лиц, заинтересованных в предоставлении таких земель, в том числе и прав общества.
Иные доводы кассационных жалоб повторяют доводы, заявленные в апелляционных жалобах, и направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
В связи с этим суд округа приходит к выводу, что материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, содержащиеся в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Основания для изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Определением кассационного суда от 31.08.2021 по ходатайству департамента исполнение решения и постановления приостановлено на срок до окончания рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку жалоба рассмотрена, приостановление исполнения судебных актов надлежит отменить.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А32-53708/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2021 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды нижестоящих инстанции пришли к верному выводу о том, что для соблюдения установленной Земельным кодексом процедуры предоставления земельного участка, департамент должен повторно провести торги на право получения в аренду спорного земельного участка в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса.
...
В спорных правоотношениях департамент выступает не только как представитель арендодателя (публично-правового образования), но и как орган государственной власти, который должен обеспечить соблюдение норм действующего земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, в том числе закрепленного в действующем земельном законодательстве принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2021 г. N Ф08-9883/21 по делу N А32-53708/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9883/2021
30.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9534/2021
16.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53708/20
23.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53708/20