В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проектом федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Проектом федерального закона предусматривается отменить порядок признания доходов и расходов по методу начисления при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и предоставить право организациям определять доходы и расходы по кассовому методу, а также восстановить льготу, согласно которой налоговая база уменьшается на сумму затрат, направленных предприятиями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения и погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
Согласно статьям 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Применение этого метода предоставляет налогоплательщику право учитывать расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы оплаты расходов и вне зависимости от получения доходов, формировать резервы по сомнительным долгам, переносить убытки на последующие десять лет, а также принимать на текущий налоговый период всю сумму ранее полученного убытка.
Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для целей налогообложения прибыли организаций порядок признания доходов и расходов по методу начисления соответствует международной практике налогообложения прибыли и основным принципам налоговой реформы.
Кроме того, в случае отмены порядка признания доходов (расходов) по методу начисления потребуется пересмотреть систему налогового учета, установленную статьями 318 - 333 Кодекса, что не отражено в законопроекте.
Что касается восстановления льготы, согласно которой налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на сумму затрат, направленных организациями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, то следует отметить, что концепция главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса направлена на отмену налоговых льгот при одновременном снижении ставки налога. При этом расширен перечень расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, отменен целый ряд ограничений по видам расходов, установлен более гибкий механизм амортизации, предусматривающий снижение срока эксплуатации основных средств и изменение порядка начисления амортизации. Концепция главы 25 Кодекса устанавливает единый подход к налогообложению прибыли организаций различных отраслей экономики.
Восстановление льготы по налогу на прибыль организаций приведет к потерям бюджетов всех уровней, однако в финансово-экономическом обосновании не указаны реальные источники их возмещения.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 13 ноября 2002 г. N 6530п-П13 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Новгородской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был