г. Краснодар |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А53-22995/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Конопатова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Ростовской области (судья Чернышева И.В.) от публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" - Кочиной Н.С. (доверенность от 29.08.2020), от Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области - Климовой Ю.М. (доверенность от 26.02.2021), в отсутствие конкурсного управляющего акционерного общества "Исток" (ИНН 6145010490, ОГРН 1106191001070) Ирхина Сергея Петровича, администрации г. Донецка Ростовской области, иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу от публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 18 июня 2021 года (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 года (судьи Шимбарева Н.В., Демина Я.А., Стрекачев А.Н.) по делу N А53-22995/2012, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "Исток" (далее - должник) конкурсный управляющий должника Ирхин С.П. (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд к Министерству финансов Российской Федерации и администрация г. Донецка Ростовской области (далее - администрация) с требованием взыскать в солидарном порядке из казны Российской Федерации 158 318 755 рублей 30 копеек убытков (уточненные требования).
К участию в обособленном споре в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
Определением суда от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10 августа 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, несмотря на отсутствие возможности включить спорные объекты в конкурсную массу должника, учитывая, что объекты находились в собственности должника, должник и кредиторы должника вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости. Размер компенсации, подлежащей взысканию, необходимо определить в размере реестра требований кредиторов должника.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС по Ростовской области поддержало доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представители ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и УФНС по Ростовской области поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что решением суда от 07.11.2014 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
В ходе процедуры конкурсного производства установлено, что должнику на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, которые представляют собой объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (социально-значимое имущество), в том числе объекты водоснабжения и водоотведения г. Донецка Ростовской области.
Определением суда от 29.01.2018 разрешены разногласия между конкурсным управляющим и конкурсными кредиторами путем утверждения Порядка и условий продажи имущества должника в редакции, предложенной конкурсным управляющим с учетом принятых судом изменений.
Предметом торгов являлось движимое и недвижимое имущество должника (997 позиции), представляющее собой единый технологический комплекс для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению. Перечень имущества, подлежащего продаже в составе лота N 1, который является неотъемлемой частью Положения. Названое имущество является объектом коммунальной инфраструктуры, относится к системам жизнеобеспечения (социальное значимое имущество), подлежит использованию в условиях естественной монополии, поэтому выставляется на продажу единым лотом в соответствии с пунктом 1 статьи 201 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Рыночная (начальная) стоимость имущества в размере 169 366 020 рублей, без НДС определена в соответствии с отчетом оценщика от 01.09.2017 N ОН 58/08-17, выполненным ООО "Союз" и мотивированным заключением Территориального управления Росимущества по Ростовской области от 20.09.2017 N 06-8039/04.
Из пункта 24 Положения следует, что в случае, если повторные торги по продаже имущества должника будут признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не будет заключен с их единственным участником, то согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве имущество должника, продаваемое в соответствии с настоящим Положением, подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего Муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Повторные торги с ценой имущественного комплекса 152 429 418 рублей в форме конкурса, назначенные на 15.05.2018, признаны несостоявшимися.
Постановлением администрации от 24.12.2018 N 150 все нереализованное с повторных торгов имущество передано в муниципальную собственность по его балансовой стоимости.
Полагая, что администрация должна компенсировать должнику стоимость имущества, выбывшего из конкурсной массы, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 131 и 132 Закона о банкротстве, статьями 9, 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Суды установили и участники обособленного спора не оспаривают, что имущество должника, переданное в муниципальную собственность, относится к объектам централизованных систем холодного водоснабжения, используемого для обеспечения водоснабжения территории г. Донецка Ростовской области.
Оценивая вопрос об оборотоспособности спорного имущества, суды учли следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Закона N 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) (в редакции указанного Закона) признаются ограниченными в обороте, сохраняется.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 142-ФЗ указанный Закон вступил в силу с 01.10.2013.
Поскольку с 04.08.2013 в силу части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть данные объекты признавались изъятыми из оборота, то и после вступления в силу Закона N 142-ФЗ (01.10.2013) за ними сохраняется правовой режим объектов, изъятых из оборота.
По смыслу указанных положений до 04.08.2013 объекты водоснабжения являлись полностью оборотоспособными и могли быть переданы физическим и юридическим лицам на праве собственности.
Из материалов дела видно, что должник создан в порядке приватизации муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", имущественный комплекс передан должнику по передаточному акту, должник с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица стало собственником спорного имущества, а муниципальное образование город Донецк, которое ранее являлось собственником спорного имущества, утратило на него право собственности.
Поскольку спорное имущество принадлежало должнику на праве собственности, то такое имущество не могло быть ограниченным в обороте в силу части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.
Оценивая ссылку на то, что право установлено статьей 9 Закона о водоснабжении и сложившейся правоприменительной практикой, суды пришли к выводу о том, что положения статьи 9 Закона о водоснабжении к спорному имуществу не применимы.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Указанный Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Суды установили, что для применения указанных норм необходимо, чтобы объекты коммуникации принадлежали должнику на праве хозяйственного ведения, а сам должник являлся муниципальным предприятием.
Однако в данном случае должник является открытым акционерным обществом, а спорные объекты принадлежали ему на праве собственности в связи с приватизацией на основании постановления от 26.08.2010 N 1358 и передаточного акта от 26.08.2010; данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации.
Несмотря на социальную значимость объектов, спорное имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве выставлялось на торги, которые признаны несостоявшимися.
Учитывая, что имущество принадлежало должнику на праве собственности, должник муниципальным предприятием не является, а само имущество передано не связи с ограничением его оборотоспособности, а в связи с признанием торгов несостоявшимися, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего о взыскании убытков в размере 158 318 755 рублей 30 копеек.
Суды учли, что правовым основанием для взыскания компенсации является часть 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, которая не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие на основании договоров, которые предусматривали переход права собственности на объекты централизованного водоснабжения до 01.01.2012, что предусмотрено частью 1 статьи 42 Закона о водоснабжении.
Переход прав на имущество к должнику состоялся 26.08.20210.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды отказали в удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 18 июня 2021 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 года по делу N А53-22995/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Указанный Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
...
Несмотря на социальную значимость объектов, спорное имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве выставлялось на торги, которые признаны несостоявшимися.
...
Суды учли, что правовым основанием для взыскания компенсации является часть 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, которая не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие на основании договоров, которые предусматривали переход права собственности на объекты централизованного водоснабжения до 01.01.2012, что предусмотрено частью 1 статьи 42 Закона о водоснабжении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2021 г. N Ф08-10894/21 по делу N А53-22995/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10894/2021
10.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12735/2021
06.08.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
18.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2424/19
29.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21053/18
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11858/18
12.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15375/18
21.09.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
13.07.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
09.07.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
08.05.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
20.10.2016 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
07.11.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12
27.09.2012 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-22995/12