Изменение N 1 ГОСТ 33754-2016
"Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения"
(введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2023 г. N 970-ст)
МКС 45.020
Дата введения - 25 июля 2025 г.
Содержание. Приложение Г. Исключить слова: "(при сертификационных испытаниях)".
Раздел 1 изложить в новой редакции:
"Настоящий стандарт распространяется на тепловозы, газотепловозы, газотурбовозы, дизель-поезда, рельсовые автобусы, автомотрисы и другие типы автономного тягового и моторвагонного подвижного состава, а также на тяговые агрегаты, дизель-электровозы и дизель-электропоезда, оборудованные тяговыми и (или) вспомогательными силовыми установками на базе двигателей внутреннего сгорания (далее - двигателей), и устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов.
Настоящий стандарт не распространяется на паровозы".
Раздел 2. Заменить ссылки: датированные на недатированные;
заменить ссылки:
"ГОСТ 12.4.051-87 * Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний" на "ГОСТ EN 13819-1 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Методы испытаний. Часть 1. Методы физических испытаний"; сноску * исключить;
"ГОСТ 305-2013 **" на "ГОСТ 305 *";
сноску ** изложить в новой редакции:
"------------------------------
*В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 52368-2005 (EN 590:2009) "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия";
"ГОСТ 10448-80 *** Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний" на "ГОСТ 10448 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний"; сноску *** исключить;
"ГОСТ 13320-81 ****" на "ГОСТ 13320 **";
сноску **** изложить в новой редакции:
" **В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 50759-95 "Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия";
"ГОСТ 30574-89 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний" на "ГОСТ ISO 8178-4-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах";
дополнить ссылками:
"ГОСТ 8.586.5 Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Часть 5. Методика выполнения измерений
ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 17.2.4.06 Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения
ГОСТ 5542 Газ природный промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия
ГОСТ 6376 Анемометры ручные со счетным механизмом. Технические условия
ГОСТ ИСО 11453 Статистические методы. Статистическое представление данных. Проверка гипотез и доверительные интервалы для пропорций
ГОСТ 20440 Установки газотурбинные. Методы испытаний
ГОСТ 27577 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия
ГОСТ 31814 * Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия
ГОСТ 32511 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия
ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
ГОСТ 34894 Газ природный сжиженный. Технические условия;
дополнить сноской *:
"------------------------------
*В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58972-2020 "Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия";
примечание изложить в новой редакции:
"Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (и классификаторов) на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку".
Раздел 3. Первый абзац изложить в новой редакции: "В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34056, а также следующие термины с соответствующими определениями:".
Пункт 3.23 исключить.
Раздел 4. Пункт 4.1 дополнить словами: "F - параметр атмосферных условий".
Пункт 4.2. Исключить слова: "ПЭК - пункт экологического контроля".
Раздел 5. Пункт 5.1 изложить в новой редакции:
"5.1 Для нормирования выбросов ВВ с ОГ ТПС и МВПС определяют следующие параметры:
- удельный средневзвешенный выброс оксидов азота ;
- удельный средневзвешенный выброс оксида углерода e CO;
- удельный средневзвешенный выброс углеводородов e CH".
Пункты 5.1.1-5.1.3 исключить.
Пункт 5.2. Последнее перечисление исключить.
Пункт 5.3 изложить в новой редакции:
"5.3 Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов ВВ с ОГ ТПС и МВПС с новыми (с "нулевой" наработкой двигателя) или модернизированными дизельными и газодизельными (в дизельном цикле) силовыми установками должны соответствовать приведенным в таблице 5.1, а с новыми (с "нулевой" наработкой двигателя) или модернизированными газовыми и газодизельными (в газодизельном цикле) силовыми установками - приведенным в таблице 5.1а.
Рекомендуется в технической документации для конкретных серий ТПС и МВПС, вновь поставленных на производство, указывать стадию (таблицы 5.1 и 5.1а). Допускается в технической документации вместо стадии приводить значения удельных средневзвешенных выбросов ВВ с ОГ. По согласованию с заказчиком для газодизельных ТПС и МВПС до 2030 г. вместо значений по таблице 5.1а допускается принимать нормативные значения удельных средневзвешенных выбросов ВВ с ОГ из технической документации на ТПС и МВПС или двигатель.
ТПС и МВПС, поставляемые на экспорт, должны соответствовать нормативным документам заказчика.
Таблица 5.1 - Значения предельно допустимых удельных средневзвешенных выбросов ВВ с ОГ ТПС и МВПС с дизельными и газодизельными (в дизельном цикле) силовыми установками 1)
В г/кВт·ч
Стадия |
Применение |
Удельные средневзвешенные выбросы |
||
оксид углерода |
суммы оксидов азота |
суммы углеводородов |
||
e CO |
e CH |
|||
0 |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) до 2000 г. |
10 |
25 |
Не нормируется |
1 |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2000 г. до 2016 г. |
6 |
18 |
2,4 |
2 |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2016 г. до 2030 г. |
3,5 |
12 |
1 |
3А |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2030 г. до 2040 г. с двигателями, изготовленными в странах ЕАЭС |
3,5 |
7,4 |
0,5 |
3Б |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2025 г. до 2040 г., кроме ТПС и МВПС с двигателями, изготовленными в странах ЕАЭС ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2040 г. с двигателями любых производителей |
3,5 |
4,0 3) |
|
1) Нормы выбросов ВВ двигателей для вспомогательных нужд устанавливают в соответствии с ГОСТ 31967. 2) ТПС и МВПС постановки на производство в соответствии с ГОСТ 15.902 и опытные образцы, изготовленные по ГОСТ 15.902. Датой постановки на производство ТПС и МВПС является дата утверждения акта приемочной комиссии председателем приемочной комиссии в соответствии с ГОСТ 15.902. 3) Сумма NO x+CH. |
Таблица 5.1а - Значения предельно допустимых удельных средневзвешенных выбросов ВВ с ОГТПС и МВПС с газовыми и газодизельными (в газодизельном цикле) силовыми установками 1)
В г/кВт·ч
Стадия |
Применение |
Значение концентрации ВВ с ОГ |
||
оксид углерода |
суммы оксидов азота |
суммы углеводородов 4) |
||
e CO |
e CH |
|||
2г |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2016 г. до 2030 г. 3) |
6,0 |
12 |
10,0 |
3Аг |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2030 г. до 2040 г. с двигателями, изготовленными в странах ЕАЭС |
3,5 |
7,4 |
0,19+(9·GER) 5) |
3Бг |
ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2025 г. до 2040 г., кроме ТПС и МВПС с двигателями, изготовленными в странах ЕАЭС ТПС и МВПС постановки на производство 2) с 2040 г. с двигателями любых производителей |
3,5 |
3,81 |
0,19+(9·GER) 5) |
1) Нормы выбросов ВВ двигателей для вспомогательных нужд устанавливают в соответствии с ГОСТ 31967. 2) ТПС и МВПС постановки на производство в соответствии с ГОСТ 15.902 и опытные образцы, изготовленные по ГОСТ 15.902. Датой постановки на производство ТПС и МВПС является дата утверждения акта приемочной комиссии председателем приемочной комиссии в соответствии с ГОСТ 15.902. 3) Допускается устанавливать иной период в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государства - участника Соглашения, принявшего настоящий стандарт. 4) Сумма углеводородов - сумма всех несгоревших углеводородов (метановых и неметановых). 5)GER - среднее соотношение низшей теплоты сгорания газового и дизельного топлива, определяемое по формуле
,
где - низшая теплота сгорания дизельного топлива, равная 42,7 мДж/кг; - низшая теплота сгорания газового топлива, принимают по паспортным данным топлива; - часовой расход дизельного топлива на j-м режиме испытательного цикла; - часовой расход газового топлива на j-м режиме испытательного цикла; W j - весовой коэффициент для j-го режима испытательного цикла. Если расчетный предел для CH превышает значение 6,19, то предел для CH устанавливается равным 6,19. |
".
Пункт 5.4 изложить в новой редакции:
"5.4 Для серийно выпускаемых ТПС и МВПС стадий 0-2 допускается оценивать при приемо-сдаточных и периодических испытаниях выбросы ВВ по фактическим концентрациям в соответствии с таблицей 5.2, с учетом требований пунктов 5.8, 5.9 и 5.10.
Нормативы концентраций ВВ с ОГ для ТПС или МВПС стадии 3 и выше устанавливают по среднестатистическим результатам испытаний партии, состоящей из не менее 5 единиц ТПС или МВПС.
Отбор образцов для испытаний осуществляют по ГОСТ 31814.
Статистическая обработка результатов - по ГОСТ ИСО 11453.
В качестве нормативного значения принимают верхний доверительный предел с учетом погрешности измерений по 6.3 при вероятности 95 %.
Нормативное значение концентраций ВВ с ОГ производитель должен указать в ТУ, паспорте, формуляре или ином документе.
Таблица 5.2 - Объемная доля предельно допустимого содержания ВВ с ОГ
В объемных процентах
Стадия |
Применение |
Значение концентрации ВВ с ОГ |
||||||||
суммы оксидов азота |
оксид углерода |
суммы углеводородов |
||||||||
e CO |
e CH |
|||||||||
Режим по ГОСТ ISO 8178-4 | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||
0 |
ТПС и МВПС постановки на производство 1) до 2000 г. |
0,290 |
0,310 |
0,065 |
0,195 |
0,210 |
0,050 |
Не нормируется |
||
1 |
ТПС и МВПС постановки на производство 1) с 2000 г. до 2016 г. |
0,270 |
0,290 |
0,050 |
0,150 |
0,170 |
0,035 |
0,060 |
0,070 |
0,050 |
2 |
ТПС и МВПС постановки на производство 1) с 2016 г. до 2030 г. |
0,230 |
0,240 |
0,045 |
0,065 |
0,070 |
0,020 |
0,025 |
0,030 |
0,020 |
1) ТПС и МВПС постановки на производство в соответствии с ГОСТ 15.902 и опытные образцы, изготовленные по ГОСТ 15.902. Датой постановки на производство ТПС и МВПС является дата утверждения акта приемочной комиссии председателем приемочной комиссии в соответствии с ГОСТ 15.902.
Примечание - Пересчет содержания ВВ в ОГ из объемных долей C вво (об. %) в массовые концентрации C ввм(г/м 3) выполняют по формуле
,
где ВВ - молярная масса ВВ (компонента), г/моль: =46, CO=28, =44; C вво - объемная доля ВВ, % (об. %). Пересчет NO x производят по NO 2, а CH по C 3H 8 |
".
Пункты 5.5, таблица 5.3; 5.6; 5.12, таблица 5.5; 5.13 исключить.
Пункт 5.7 дополнить абзацем:
"Рекомендуется в технической документации для конкретных серий вновь поставленных на производство ТПС и МВПС приводить стадию (таблица 5.4). Допускается в технической документации вместо стадии приводить значения дымности ОГ";
таблицу 5.4 изложить в новой редакции:
"Таблица 5.4 - Предельно допустимые значения дымности ОГ для установившихся режимов работы силовых установок ТПС и МВПС 1)
В процентах
Режим по ГОСТ ISO 8178-4 |
Стадия |
||||
0 |
1 |
2 |
3А |
3Б |
|
1 |
43,6 |
41,0 |
17 |
15 |
12 |
2 |
29,6 |
28,0 |
|||
3 |
19,5 |
17,5 |
|||
1) Нормы дымности ОГ двигателей для вспомогательных нужд устанавливают в соответствии с ГОСТ 24028. |
".
Пункты 5.8-5.11 изложить в новой редакции:
"5.8 Для всех эксплуатируемых ТПС и МВПС нормы выбросов ВВ (кроме оксидов азота) и дымности ОГ увеличивают по сравнению с ТПС и МВПС с нулевой наработкой двигателя:
- на 15 % - при наработке от 15 % до 30 % (от установленного в конструкторской и (или) нормативной документации показателя ресурса двигателя до его капитального ремонта);
- на 25 % - при наработке от 30 % до 50 % (от установленного в конструкторской и (или) нормативной документации показателя ресурса двигателя до его капитального ремонта);
- на 30 % - при наработке от 50 % до 75 % (от установленного в конструкторской и (или) нормативной документации показателя ресурса двигателя до его капитального ремонта);
- на 35 % - при наработке более 75 % (от установленного в конструкторской и (или) нормативной документации показателя ресурса двигателя до его капитального ремонта).
Допускается для всех эксплуатируемых ТПС и МВПС увеличение норм выбросов ВВ (кроме оксидов азота) и дымности ОГ по отношению к нормам нулевого пробега принимать в зависимости от пробега ТПС и МВПС:
- на 15 % - после пробега свыше 150 тыс. км или при наработке свыше 18 месяцев в зависимости от того, что наступит быстрее;
- на 25 % - после пробега свыше 300 тыс. км или при наработке свыше 36 месяцев в зависимости от того, что наступит быстрее;
- на 30 % - после пробега 500 тыс. км или при наработке свыше 60 месяцев в зависимости от того, что наступит быстрее;
- на 35 % - со сроком эксплуатации свыше 90 месяцев.
5.9 Для эксплуатируемых ТПС и МВПС стадий 0 и 1 с силовой установкой, находящейся в эксплуатации свыше 20 лет, параметры, приведенные в таблице 5.2 и определяемые по 5.8, увеличивают для оксида углерода и углеводородов на 5 %, для дымности - на 15 %.
5.10 Для ТПС и МВПС после капитального ремонта без замены силовой установки на новую предельно допустимые значения выбросов ВВ и дымности ОГ по отношению к указанным в таблицах 5.1, 5.1а, 5.2 и 5.4 допускается увеличивать по отношению к нормам для ТПС и МВПС после постройки не более (раз):
оксид углерода ... 1,10;
углеводороды ... 1,05;
дымность ... 1,10.
5.11 Таблицы 5.1, 5.1а, 5.2 и 5.4 применимы для ТПС и МВПС с силовыми установками, не предназначенными для постоянной работы с ограниченным воздухообменом. Для ТПС и МВПС, постановки на производство начиная с 2016 г., с силовыми установками, предназначенными для постоянной работы с ограниченным воздухообменом, предельно допустимые значения выбросов ВВ и дымности ОГ должны быть снижены по отношению к приведенным в таблицах 5.1, 5.1а, 5.2 и 5.4 на 50 %".
Раздел 6.1. Пункт 6.1.6 исключить.
Дополнить пунктами 6.1.8-6.1.11:
"6.1.8 Испытания многотопливных ТПС и МВПС (газодизельного и т.п.) проводят на каждом виде топлива и в различных комбинациях видов топлива, предусмотренных РЭ.
6.1.9 Сертификационные, приемочные и периодические испытания многосекционных и (или) многодвигательных ТПС и МВПС допускается проводить на одной силовой установке и (или) секции в случае применения силовой установки одной модификации на всех секциях (в том числе многодвигательных), идентичности конструкции каждой секции (каждой силовой установки многодвигательных ТПС и МВПС) ТПС и МВПС и синхронности нагружения силовых установок с учетом допуска настройки. В случае если указанные условия не выполняются, выбросы суммируются согласно формуле (6.4) от каждого источника выбросов (силовой установки и (или) секции).
6.1.10 Объем испытаний и метод контроля должны быть определены в программе и методике испытаний ТПС и МВПС.
6.1.11 В случае адаптивной настройки тепловозной характеристики силовых установок ТПС и МВПС измерение выбросов ВВ и дымности ОГ проводят для каждого варианта настройки тепловозной характеристики ТПС и МВПС (например, при энергоснабжении и без энергоснабжения поезда)".
Пункт 6.2.1 изложить в новой редакции:
"6.2.1 Тяговые силовые установки ТПС и МВПС испытывают в соответствии с испытательным циклом F по ГОСТ ISO 8178-4.
Вспомогательные силовые установки ТПС и МВПС испытывают в соответствии с испытательным циклом D2 по ГОСТ ISO 8178-4.
Силовые установки ТПС и МВПС, имеющие возможность работы в режиме электростанции на внешние потребители, испытывают в соответствии с испытательным циклом D1 по ГОСТ ISO 8178-4.
Если силовые установки ТПС и МВПС имеют различную область применения в составе ТПС и МВПС, то их испытывают отдельно для каждой области применения в соответствии с испытательными циклами по ГОСТ ISO 8178-4";
таблицу 6.1 исключить.
Пункт 6.2.2 исключить.
Подраздел 6.3. Таблица 6.2. Строку 20 изложить в новой редакции:
"
20 |
Концентрация CO 2 |
+ |
";
таблицу 6.3 изложить в новой редакции:
"Таблица 6.3
Измеряемый или определяемый параметр |
Относительная погрешность средств измерений, % |
Частота вращения двигателя |
2,0 |
Крутящий момент 1) |
1,5 |
Мощность |
2,5 (или расчет по ГОСТ 10448) |
Расход топлива 1) |
1,0 |
Расход воздуха 1) |
5 (или расчет по 6.6.2) |
Расход отработавших газов * |
5 (или расчет по 6.6.2) |
Температура |
2,5 |
Давление |
2,5 |
Концентрация NO |
10 |
Концентрация NO 2 |
10 |
Концентрация NO x |
10 |
Концентрация CO |
5 |
Концентрация CO 2 |
5 |
Концентрация CH |
5 |
Концентрация O 2 |
5 |
Дымность |
2 |
Остальные параметры |
5 |
1) Указанные параметры не определяют при измерении фактических концентраций ВВ с ОГ ТПС и МВПС. |
".
Пункт 6.4.1. Заменить слова: "в таблице 6.4" на "в таблице 6.3";
сноску * изложить в новой редакции:
"------------------------------
*В Российской Федерации действует "Порядок проведения поверки средств измерений, приказом Минпромторга России от 31 июля 2020 года N 2510".
Пункт 6.4.2. Заменить слова: "ПЭК и рабочее место должно быть оборудованы" на "Рабочее место должно быть оборудовано";
сноску ** изложить в новой редакции:
" **В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50759-95 "Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия".
Пункт 6.4.3. Первый абзац. Исключить слова: "- технологические инструкции по использованию приборов на ПЭК".
Подпункт 6.4.5.2 изложить в новой редакции:
"6.4.5.2 Дымомер должен соответствовать требованиям нормативных документов * и работать по методу просвечивания столба ОГ определенной длины и иметь линейную измерительную шкалу коэффициента ослабления светового потока N, %. Если дымомер имеет измерительную шкалу в других единицах измерения, то результаты измерений должны быть переведены в коэффициент ослабления светового потока N, %, в соответствии с приложением А";
сноску * изложить в новой редакции:
"------------------------------
*В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 11614-2011 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые с воспламенением от сжатия. Прибор для измерения дымности и определения коэффициента поглощения светового потока в отработавших газах".
Подпункт 6.4.5.3. Заменить слова: "в таблице 6.4" на "в таблице 6.3".
Пункт 6.5.1. Последний абзац. Заменить выражение: "0,96F1,06" на "0,93F1,07".
Пункт 6.5.2. Второй абзац. Исключить слово: "сертификационных".
Подпункт 6.6.1.1. Исключить слова: "на ПЭК,".
Подпункт 6.6.1.2. Первый абзац исключить;
пояснения к формуле (6.3). Заменить слова: "- концентрация компонента ВВ, в процентах объемных" на "- концентрация компонента ВВ, в млн -1";
"- расход ОГ, кг/ч" на "- массовый расход ОГ, кг/ч";
таблица 6.4. Графа "u". Заменить значение: "15,9" на "15,19";
пятый абзац и формулу (6.5) изложить в новой редакции:
"Удельные средневзвешенные выбросы каждого компонента ОГ e i определяют по формуле
,
(6.5)
где W j - весовой коэффициент режима по ГОСТ ISO 8178-4;
P j - мощность на режиме, кВт;
или
,
(6.5а)
где i - молярная масса ВВ (компонента), г/моль: =46 кг/кмоль; CO=28 кг/кмоль; CH=13,85 кг/кмоль;
c ij - концентрация i-го вещества на j-м режиме;
V exhj - объемный расход ОГ, приведенный к нормальным атмосферным условиям (T 0=273,15 К, P 0=101,3 кПа), м 3/ч, во "влажном" или "сухом" состоянии;
- относительная мощность двигателя(ей) на j-м режиме;
P e - номинальная мощность двигателя(ей), кВт;
или
,
(6.5б)
где =15,87; CO=9,66; CH=4,79 (см. таблицу 7 ГОСТ ISO 8178-1-2013);
G exhwj - Расход ОГ, кг/с;
m - количество режимов испытаний в испытательном цикле;
j - порядковый номер режима испытаний в испытательном цикле;
i - индекс вредного вещества;
- отношение эффективной мощности дизеля на данном режиме испытаний к номинальной эффективной мощности.
Объемный расход ОГ V exh, м 3/ч, измеряют любым прямым способом с последующим приведением к стандартным атмосферным условиям либо рассчитывают по измеренным значениям расхода воздуха на впуске и топлива на каждом режиме испытаний по формуле
,
(6.5в)
где V air - объемный часовой расход воздуха, приведенный к нормальным атмосферным условиям (T 0=273,15 К, P 0=101,3 кПа), м 3/ч, по формуле
,
(6.5г)
где - фактический объемный часовой расход воздуха, м 3/ч;
P a - атмосферное давление, кПа;
T a - температура атмосферного воздуха на всасывании, К;
F f - коэффициент приведения к нормальным атмосферным условиям расхода неразбавленных продуктов сгорания различных топлив (м 3/кг), принимаемый по таблице 5 для "сухого" или "влажного" состояния ОГ (или коэффициент состава топлива);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "таблице 5" следует читать "таблице 6.5"
B f - массовый расход топлива, кг/ч.
Таблица 6.5
Вид топлива |
Значение коэффициента состава топлива, м 3/кг, для состояния отработавших газов |
|
"влажное" |
"сухое" |
|
Дизельное |
0,75 |
-0,77 |
Природный газ |
1,33 |
-1,34 |
Пропан-бутан |
0,98 |
-1,00 |
Метанол |
1,05 |
-0,35 |
Этанол |
0,97 |
-0,49 |
"Влажное" состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, соответствует полному составу продуктов сгорания. "Сухое" состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, не более равновесного при температуре менее 298 К".
Подпункт 6.6.1.4 исключить.
Подпункт 6.6.1.5. Первый абзац изложить в новой редакции:
"6.6.1.5 Метод сверки параметров допускается применять, если ранее для данной серии ТПС или МВПС были проведены инструментальные замеры выбросов ВВ и дымности ОГ с определением удельных средневзвешенных значений выбросов ВВ и дымности ОГ и их значения приведены в соответствующей документации на ТПС или МВПС".
Подпункты 6.6.2.1, 6.6.2.2 изложить в новой редакции:
"6.6.2.1 Метод измерения расхода воздуха и/или ОГ непосредственным замером при помощи напорных трубок по ГОСТ 17.2.4.06, анемометром по ГОСТ 6376 или термоанемометром.
6.6.2.2 Метод измерения расхода воздуха и/или ОГ непосредственным замером при помощи сужающих устройств по ГОСТ 8.586.5".
Пункт 6.6.2.3. Формулы (6.7) и (6.8) изложить в новой редакции:
",
(6.7)
где G AIRW - расход воздуха, кг/с;
- стехиометрически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива (рекомендуется для дизельного топлива по ГОСТ 305 принимать равным 14,3, для дизельного топлива по ГОСТ 32511 - 14,5, для компримированного природного газа по ГОСТ 27577, природного горючего газа по ГОСТ 5542 и сжиженного природного газа по ГОСТ 34894 - 17,1 с корректировкой по фактическому химическому составу).
Коэффициент избытка воздуха а для дизельного топлива по ГОСТ 32511 определяют по формуле
,
(6.8)".
где - "сухая" измеренная концентрация CO 2 (%), ppm;
C CO - "сухая" измеренная концентрация CO, ppm;
C CH - измеренная концентрация CH, ppm.
Допускается использовать значение коэффициента избытка воздуха по показаниям газоанализатора, если его показания обеспечивают эквивалентность в соответствии с приложением D ГОСТ ISO 8178-1-2013";
дополнить абзацем:
"Коэффициент избытка воздуха а для всех видов топлива определяют по формуле
.
(6.8a)".
Подпункт 6.6.2.4. Первый абзац изложить в новой редакции:
"6.6.2.4 Метод определения расхода ОГ по концентрации пробного газа".
Пункт 6.6.3 изложить в новой редакции:
"6.6.3 Измерение остальных параметров должно производиться в соответствии с ГОСТ 10448 для поршневых двигателей и ГОСТ 20440 * для газотурбинных двигателей";
дополнить сноской *:
"------------------------------
*В Российской Федерации действуют также ГОСТ Р 52782-2007 "Установки газотурбинные. Методы испытаний. Приемочные испытания" и ГОСТ Р 55798-2013 (ИСО 2314:2009) "Установки газотурбинные. Методы испытаний. Приемочные испытания".
Пункт 6.7.1. Формулы (6.11), (6.12) изложить в новой редакции:
";
(6.11)";
",
(6.12)";
четвертый абзац (формула (6.13) и поясняющие данные) исключить.
Пункт 6.7.4. Второй абзац. Заменить выражение: "0,96Fa1,06" на "0,98Fa1,02";
последний абзац. Заменить обозначение: "F" на "F a" (2 раза);
заменить слова: "в приложении И" на "в приложении К".
Раздел 6 дополнить подразделом 6.8 в редакции:
"6.8 Оценка экологической опасности выбросов ВВ
При расчете технико-экономического обоснования ТПС и МВПС суммарную приведенную удельную экологическую опасность выбросов ВВ с ОГ можно оценивать по удельному интегральному показателю eЭ, г/(кВт·ч), определяемому по формуле
,
(6.21)
где - коэффициент относительной экологической опасности по каждому ВВ, поступающему в атмосферу с ОГ, принимают равным для:
- оксидов азота - 16,5;
- монооксида углерода - 0,4;
- углеводородов - 0,7;
- выбросов взвешенных частиц (по саже) ;
e i - удельный средневзвешенный выброс i-го компонента ОГ, определяемого для ВВ по формулам (6.5), (6.5а) или (6.5б).
Удельный средневзвешенный выброс сажи e c, г/(кВт·ч), определяют по формуле
,
(6.22)
где V exhj - по формуле (6.5а);
W j - по формуле (6.5);
- по формуле (6.5б);
P e - по формуле (6.5а).
Массовое содержание (концентрацию) сажи c jc, г/м 3, для каждого режима определяют в соответствии с приложением А или по формуле
,
(6.23)
где K - натуральный показатель ослабления светового потока, м -1, (коэффициент поглощения) определяют по формуле
,
(6.24)
N - коэффициент ослабления светового потока, %, приведенный к измерительной базе L, равной 0,43 м".
Пункты 7.2, 7.4, 7.6. Исключить слова: "или ПЭК".
Пункт 7.7. Заменить ссылку: "по ГОСТ 12.4.051-87 *" на "ГОСТ EN 13819-1";
сноску * исключить.
Приложение А. Таблицу А.1 дополнить строками в редакции:
"Таблица А.1
Коэффициент ослабления светового потока (единицы дымности Хартриджа, HSU), % |
Натуральный показатель ослабления светового потока (коэффициент поглощения), м -1 |
Единицы дымности по шкале Bosch (BSU, BSN)/ Дымовое число фильтра FSN |
Массовое содержание (концентрация) сажи в ОГ, г/м 3 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,000 |
1 |
0,02 |
0,12 |
0,003 |
2 |
0,05 |
0,24 |
0,006 |
3 |
0,07 |
0,36 |
0,010 |
4 |
0,09 |
0,48 |
0,013 |
5 |
0,12 |
0,59 |
0,016 |
6 |
0,14 |
0,70 |
0,019 |
7 |
0,17 |
0,81 |
0,023 |
8 |
0,19 |
0,91 |
0,026 |
9 |
0,22 |
1,02 |
0,030 |
".
Приложение Г. Наименование изложить в новой редакции:
"Схема пробоотбора для анализа дымности отработавших газов".
Приложение Е. Наименование изложить в новой редакции:
"Схема установки газоотборного зонда".
Приложение Ж. Подраздел Ж.6. 16-й абзац. Заменить слова: "по СТН Ц-01-95, [2]," на "по [1]".
Приложение К. Диаграмму зависимости коэффициента атмосферных условий F a от атмосферного давления Pa и температуры окружающей среды T a изложить в новой редакции:
"
";
таблица К. Наименование. Заменить обозначение: "F" на "F a".
Элемент стандарта "Библиография" изложить в новой редакции:
Библиографические данные. Заменить код МКС: "45.020" на "45.060";
ключевые слова изложить в новой редакции:
"Ключевые слова: выбросы, вредные вещества, дымность, отработавшие газы, автономный тяговый состав, моторвагонный подвижной состав, автомотрисы, дизель-поезда, дизель-электровозы, дизель-электропоезда, газотурбовозы, газотепловозы, двигатели внутреннего сгорания, нормы и методы определения".
(ИУС N 1 2024 г.)
------------------------------
*Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 25 июля 2025 г. с правом досрочного применения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 1 ГОСТ 33754-2016 "Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения" (введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2023 г. N 970-ст)
Опубликование:
ИУС "Национальные стандарты", 2024 г., N 1
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 165-П от 25 сентября 2023 г.)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 17036
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KZ, KG, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации *
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2024 г., N 4)
Изменения вступают в силу с 28 марта 2024 г.