г. Краснодар |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А25-2330/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном онлайн-заседании от третьего лица - Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840, ИНН 0901023652) - Лепшоковой Р.Р. (доверенность от 30.07.2021), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "БулВел" (ИНН 0542036159, ОГРН 1140542000455), ответчика - администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0902011226, ОГРН 1020900777260), третьего лица: Управления архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации Карачаевского городского округа (ИНН 0902012357, ОГРН 1060916015599), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по делу N А25-2330/2020, установил следующее.
ООО "БулВел" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация) с требованием взыскать 40 млн рублей в порядке субсидиарной ответственности по задолженности управления архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации Карачаевского городского округа (далее - управление), взысканной решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2017 по делу N А25-141/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление и Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением от 04.02.2021 суд взыскал с администрации за счет казны Карачаевского городского округа в порядке субсидиарной ответственности в пользу общества денежные средства в размере 40 млн рублей.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 30.06.2021 удовлетворил заявление Ахмедова Камиля Юсуповича о процессуальном правопреемстве и произвел замену истца (взыскателя) - ООО "БулВел" на правопреемника - Ахмедова Камиля Юсуповича; решение от 04.02.2021 оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что на момент вынесения решения по делу N А25-141/2017 управление имело организационно-правовую форму бюджетного учреждения, следовательно, оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности не имеется. Кроме того, заявитель выражает несогласие с произведенным судом процессуальным правопреемством общества на Ахмедова К.Ю. и указывает, что апелляционным судом не учтено определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.05.2021 по делу N А25-2460/2017, которым приняты обеспечительные меры в виде запрета обществу совершать действия, направленные на уступку.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике сообщил суду, что по существу спора у него нет пояснений.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суды установили, что в рамках дела N А25-141/2017 прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в арбитражный суд с иском к управлению имущественных и земельных отношений администрации Карачаевского городского округа (правопредшественник управления) и обществу с требованием признать недействительными торги по продаже муниципального имущества - пакета акций ОАО "Карачаевск-Теплоэнерго" в количестве 75 499 штук, проведенные 08.04.2015; признать недействительным договор купли-продажи акций от 24.04.2015 N 1 и применить последствия недействительности сделки.
Решением от 27.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного суда от 25.09.2017 по делу N А25-141/2017, требования прокурора удовлетворены: договор купли-продажи акций от 24.04.2015 N 1 признан недействительным, применены последствия недействительности сделки в виде обязания АО ВТБ Регистратор осуществить перевод бездокументарных акций ОАО "Карачаевск-Теплоэнерго" на лицевой счет администрации Карачаевского городского округа и обязания Управления имущественных и земельных отношений возвратить обществу денежные средства в размере 40 млн рублей.
26 октября 2017 года обществу выдан исполнительный лист ФС N 014920856.
Согласно уведомлению от 28.02.2020 исполнительный лист поступил на исполнение в управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике 26.02.2020.
Информационным письмом от 16.03.2020 N 01-42/3 управление уведомило управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о наличии задолженности перед обществом в размере 40 млн рублей.
Письмом от 16.03.2020 N 01-42/4 управление обратилось с просьбой в Финансовое управление Карачаевского городского округа предоставить денежные средства для погашения задолженности по исполнительному листу.
27 мая 2020 года управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в связи с неисполнением исполнительного листа приостановлены операции по расходованию средств должника.
Письмом от 27.05.2020 управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике уведомило общество о неисполнении должником требований исполнительного документа и о возможности предъявления исковых требований главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в суд с соответствующим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно Решению Думы Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2018 N 81-5 "Об утверждении Положения об Управлении архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа" управление является муниципальным казенным учреждением Карачаевского городского округа, образуемым для осуществления управленческих функций, с особенностями, определяющими правовой статус органа местной администрации (пункт 1.4). Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Карачаевского городского округа, обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, закрепленное в установленном порядке на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде, имеет счета, открываемые в установленном законодательством порядке, а также печать со своим полным наименованием, штампы и бланки установленного образца (пункт 1.3).
В соответствии с абзацем 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем управления является администрация Карачаевского городского округа.
В силу части 6 статьи 61 решения Думы Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики от 11.11.2013 N 49-4 "О принятии устава Карачаевского городского округа" администрация Карачаевского городского округа от имени Карачаевского городского округа субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Суды установили, что общество до предъявления требований к субсидиарному должнику предприняло меры, направленные на получение исполнения от основного должника (управления) в принудительном порядке, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, однако в течение предусмотренного законом срока, со дня предъявления исполнительного листа, требования по нему не исполнены, следовательно, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества в отношении субсидиарного должника.
Доводы администрации о том, что на момент принятия решения по делу N А25-141/2017 управление являлось бюджетным учреждением, в связи с чем, оснований для привлечения администрации к субсидиарной ответственности не имеется, отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные, поскольку являются голословными, не подтверждаются документально и не опровергают выводы судебных инстанций, основанные на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с которыми управление является муниципальным казенным учреждением, и указанную организационно-правовую форму имело, в том числе, на момент принятия решения по делу N А25-141/2017.
Оснований для иных выводов в указанной части у суда кассационной инстанции не имеется.
Однако суды не учли следующего.
Из пунктов 55 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что при признании сделки недействительной, взаимные предоставления сторонами в порядке реституции должны производиться одновременно и на основе принципа равноценности (эквивалентности).
При разрешении спора суды не установили исполнено ли решение суда по делу N А25-141/2017 в части зачисления бездокументарных акций ОАО "Карачаевск-Теплоэнерго" с лицевого счета общества на лицевой счет администрации Карачаевского городского округа.
Таким образом, суды не установили факт исполнения решения суда по делу N А25-141/2017 в части возвращения акций на лицевой счет администрации Карачаевского городского округа и не дали правовой оценки основанию иска, из которого вытекает право требования истца, не установили момент с которого право общества на получение денежных средств является нарушенным с учетом правила о единовременности реституции.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что вышеприведенное обстоятельство также имеет правовое значение и для правильного рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве общества на Ахмедова К.Ю.
(не владельца акций), поскольку в отсутствие доказательств возвращения акций на лицевой счет администрации также нарушается правило об одновременности реституции.
В связи с изложенным судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы администрации о том, что пакет акций, подлежащий возвращению, обесценился в результате недобросовестных действий общества и его учредителей, что подтверждено судебными актами по делу N А25-2460/2017 (определение суда первой инстанции от 08.10.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.01.2021); все имущество ОАО "Карачаевск-Теплоэнерго" реализовано по итогам несостоятельности (банкротства) указанного предприятия; стоимость акций неэквивалентна 40 млн рублей не могут быть проверены судом кассационной инстанции, поскольку не заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций.
Администрация не лишена права привести указанные доводы при новом рассмотрении дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения требований министерства, решение и апелляционное постановление не могут быть признаны законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по делу N А25-2330/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
...
В соответствии с абзацем 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
...
Из пунктов 55 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что при признании сделки недействительной, взаимные предоставления сторонами в порядке реституции должны производиться одновременно и на основе принципа равноценности (эквивалентности)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2021 г. N Ф08-7971/21 по делу N А25-2330/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5778/2023
05.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/2021
27.06.2022 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-2330/20
18.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7971/2021
30.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/2021
04.02.2021 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-2330/20