Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О защите здоровья граждан в производственных, общественных и жилых зданиях и на открытых территориях городских и сельских поселений от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий"
В настоящее время более 20% жителей развитых государств, в том числе и Российской Федерации, страдают от повышенных шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий, которые вызывают серьезные заболевания. Еще около 45% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума, инфразвука и ультразвука. В крупных городах Российской Федерации в зонах повышенного акустического загрязнения проживает свыше 30% населения этих городов. В целом по Российской Федерации в различных регионах под действием сверхнормативного акустического загрязнения находится от 30 до 50% населения.
На рабочих местах в промышленности и сельском хозяйстве граждане также подвергаются действию повышенного шума, инфразвука и вибрации.
Существенный вред зданиям и сооружениям наносит вибрация, источником которой являются промышленные предприятия, автомобильный и железнодорожный транспорт.
В законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствует федеральный закон прямого действия, регулирующий вопросы защиты населения, территорий и окружающей природной среды от шумового, инфразвукового, ультразвукового и вибрационного воздействия от их вредного влияния.
Федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды" и "Об охране атмосферного воздуха" по# отношению# регулирования акустической среды и защиты населения, территорий и окружающей природной среды от шумового, инфразвукового, ультразвукового и вибрационного воздействия имеют декларативный характер и не являются законами прямого действия.
В то же время, Российская Федерация располагает вполне современной нормативной базой в области шума, инфразвука, ультразвука и вибрации. К основным действующим нормативным документам следует отнести:
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.001-89 "Ультразвук. Общие требования безопасности";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.003-89 "Шум. Общие требования безопасности";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.012-90 "Вибрационная безопасность. Общие требования";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.036-81 "Шум. Допустимые уровни жизни в жилых и общественных зданиях";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в помещениях, жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях";
строительные нормы и правила СНиП II-12-77 "Нормы проектирования. Защита от шума.".
Общее число нормативных документов, в той или иной мере регламентирующие# параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300.
Назрела необходимость иметь федеральный закон, который бы логически завершал нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие защиту граждан, территорий и окружающей природной среды от вредных шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий, тем более, что их вредное воздействие на здоровье граждан все время возрастает. Во многих государствах имеются законы, ограничивающие шумовое (вибрационное) воздействие на здоровье граждан, особенно находящихся в больницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах, а также при строительстве, размещении и эксплуатации аэродромов и взлетных площадок. На основании этих законов приняты правовые акты во многих крупных городах мира, которые запрещают создавать вредные шумовые эффекты.
Так, в Берлине, например, существует "Предписание в отношении защиты от шума", в соответствии с которым с 7 часов утра до 20 часов вечера в городе запрещено "производить шум, нарушающий спокойствие других граждан". Документ предназначен в основном музыкантам, уличным торговцам, попрошайкам и демонстрантам.
Свое "Предписание" есть и в Мюнхене, где "запрещается производить шумные работы по дому и в саду, а также производить громкую музыку в определенные часы отдыха граждан.# Жителям Вены после 22 часов запрещено громко хлопать дверями и музицировать.
Во Франции уровень шума, издаваемого автомобилями, регулируется Дорожным кодексом. В частности, статья 70 кодекса запрещает автовладельцам "издавать звуки, которые могут помешать другим участникам движения и людям, живущим в данном районе города". Эта же статья запрещает "движение автотранспортных средств с неисправной выхлопной системой". Штраф за неисполнение этих предписаний - около 70 долларов США.
В Париже обязанности по контролю за шумом возложены на специальную комиссию, созданную в 1996 году при префектуре города. Одной из главных забот борцов с шумом ежегодно становятся моторные лодки, возящие туристов по реке Сене. Владельцам лодок предписано раз в два года проходить тест на шумность плавучих средств.
Жителей Рима от лишнего шума защищает специальный закон, принятый префектурой и запрещающий в вечернее и ночное время "шуметь, злоупотреблять музыкальными инструментами и акустическими сигнализациями, а также дразнить собак". В Югославии штраф за превышение установленных шумовых норм достигает 2500 долларов США. В Венгрии штраф за превышение шумовых норм рассчитывается по сложной формуле, учитывающей, среди прочего, не только уровень шума, но и площадь населенных кварталов, страдающих от шума. В Словакии действуют в основном превентивные меры: в страну не допускают оборудование, шумность которого превышает 85 дБ.
С 1995 года в американском городе Санта-Моника запрещено пользоваться шумовыми аппаратами для сбора листьев. Для нарушителей этого указа предусмотрен штраф в пределах 1000 долларов США или шесть месяцев тюремного заключения. Согласно закона#, принятого# в городе Монтгомери (штат Алабама), автомобилисты не имеют права пользоваться магнитофонами, если их слышно в радиусе больше трех метров. За нарушение предусмотрен штраф в размере 500 долларов США. Ежегодно сумма собираемых штрафов составляет около 250 тыс. долларов США.
Цели законопроекта: реализовать конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепив механизм государственной защиты граждан, территорий, в том числе территорий городской застройки, а также окружающей природной среды от вредного шумового, инфразвукового, ультразвукового и вибрационного воздействия; установить нормы по созданию условий для работ граждан на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности, имеющих источники вредного шумового, инфразвукового, ультразвукового и вибрационного воздействия на здоровье граждан.
В 2001 - 2002 годах 96,2% граждан Российской Федерации, занятых в промышленности страдают от повышенного уровня шума, ультра- и инфразвукового воздействия, вибрации, ионизирующего и неионизирующего излучения, запыленности и загазованности. По данным Москомприроды, в городе Москве более 35% граждан испытывают акустический дискомфорт. По данным Госкомсанэпиднадзора, в структуре профзаболеваний кохлерные невриты ежегодно составляют более 15%. В таблице 1 приведены критерии риска ущерба здоровью граждан в течение суток. Предельные уровни звука отличаются для разных условий жизнедеятельности, оптимальных, допустимых, вредных и опасных (экстремальных). В то же время организм человека вообще беззащитен против ультра- и инфразвука, их действие на человека незаметно, но коварно.
Предлагаемый законопроект уточняет функции органов государственной власти в области защиты населения и территорий от шумовых, ультразвуковых, инфразвуковых и вибрационных воздействий и устанавливает государственное регулирование в области защиты здоровья граждан от их вредного воздействия.
Таблица
Предельные уровни звука (дБА) для различных видов жизнедеятельности при разных классах условий (степенях риска)
Виды жизнедеяте- льности в течение суток |
Оптимальные условия (риск отсутствует) |
Допустимые условия (пренебрежимый риск) |
Вредные условия (переносимый с мерами защиты риск) |
Опасные условия (неприемлемый риск) |
Сон | 15 | 30 | 45 | 60 |
Отдых | 35 | 50 | 65 | 80 |
Работа | 50 | 80 | 100 | 115 |
Принятие предлагаемого федерального закона в области защиты здоровья граждан от вредного шумовых, ультразвуковых, инфразвуковых и вибрационных воздействий создаст благоприятные условия труда и жизни граждан, снизит заболевания, связанные с воздействием повышенных уровней шума, ультразвука, инфразвука и вибрации.
Предлагаемый законопроект позволит стимулировать:
развитие национальных производителей шумо- и вибразащитных изделий с условием соблюдения минимальных уровней создаваемых ими шумовых (вибрационных) воздействий на здоровье граждан;
производство конкурентоспособной продукции с пониженными уровнями шума, инфразвука, ультразвука и вибрации;
увеличить отчисления, взимаемые с нарушителей закона.
Принятие федерального закона может потребовать дополнительное расходование средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на выполнение работ, связанных с выполнением федеральных и региональных целевых программ обеспечения охраны здоровья граждан от вредного шумового (вибрационного) воздействия.
Принятие федерального закона не повлечет увеличения численного состава государственных служащих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О защите здоровья граждан в производственных, общественных и жилых зданиях и на открытых территориях городских и сельских поселений от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий"
Законопроект не предусматривает введение# или отмену# налогов, освобождение# от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение# финансовых обязательств.
Принятие проекта федерального закона "О защите здоровья граждан в производственных, общественных и жилых зданиях и на открытых территориях городских и сельских поселений от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий" предусматривает финансирование из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и средств предприятий, учреждений и организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, имеющих источники вредного шумового (вибрационного) воздействия на здоровье граждан и окружающую природную среду.
Дополнительные расходы из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с введением в действие настоящего законопроекта, складываются из:
финансирования работ, связанных с выполнением федеральных и региональных целевых программ обеспечения охраны здоровья граждан и окружающей природной среды от шумового (вибрационного) воздействия;
предоставления государственных субсидий для развертывания специализированных лабораторий в каждом субъекте Российской Федерации по исследованию влияния различных уровней шума, инфразвука, ультразвука и вибрации на здоровье граждан и окружающую природную среду;
выделения льготных кредитов для приобретения виброакустических средств измерения и контроля для специализированных лабораторий.
Для проведения необходимых работ специализированными лабораториями их следует создать около 100 (при средней численности 10 человек в каждой лаборатории и фонде заработной платы 40 - 50 тыс. рублей на каждого человека в год).
Максимально необходимый комплект приборов для проведения измерений шума, инфразвука, ультразвука и вибрации по данным научных исследований может стоить около 500 тыс. рублей для каждой специализированной лаборатории.
С учетом фонда заработной платы, транспортных и командировочных расходов, расходов на ремонт и проверку средств измерений, накладных расходов, затрат на расходные материалы и других расходов каждой специализированной лабораторией общий расход одной лаборатории может составить около 800 тыс. рублей в год.
Таким образом, суммарные расходы на создание 100 специализированных лабораторий с учетом оборудования их измерительными приборами может составить 150 - 180 млн. рублей в год их создания.
В ходе работы специализированных лабораторий будет формироваться и доходная часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которая может включать:
выплаты в бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации предприятиями, организациями и учреждениями, работа которых сопровождается эксплуатацией изделий, агрегатов, машин, установок, механизмов, устройств и (или) аппаратов с повышенным шумом, инфразвуком, ультразвуком и (или) вибрацией, вредно влияющих на здоровье граждан и окружающую природную среду;
выплаты за выполнение работ и оказание услуг специализированными лабораториями, органами и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с предприятиями, организациями и учреждениями, индивидуальными предпринимателями и гражданами по предупреждению вредного влияния шумового (вибрационного) воздействия на здоровье граждан и окружающую природную среду (40 млн. рублей);
выплаты за проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на предприятиях, организациях и учреждениях, имеющих источники вредного шумового (вибрационного) воздействия, по снижению шумового (вибрационного) воздействия на здоровье граждан и окружающую природную среду (140 млн. рублей);
ежеквартальные платежи за превышение установленных предельных уровней (нормативов) по шуму, инфразвуку, ультразвуку и вибрации в результате эксплуатации транспортных средств (1,1 млрд. рублей);
административные штрафы за вредное шумовое (вибрационное) воздействие на здоровье граждан в жилых домах, театрах, кинотеатрах, ресторанах, барах, кафе, дискотеках, казино, магазинах, других предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания и культуры (220 млн. рублей).
Величина выплат, платежей и штрафов будет определяться исходя из ущерба, наносимого здоровью граждан и окружающей природной среде, в результате шумового (вибрационного) воздействия.
Экономический эффект от внедрения предлагаемого законопроекта может составить около 1500 млрд. рублей в год.
По экспертной оценке в результате принятия законопроекта улучшится экологическая обстановка, в особенности в городах, уменьшится число заболеваний, связанных с длительным воздействием шума, инфразвука ультразвука и вибрации на человека и окружающую природную среду, ускорится процесс внедрения прогрессивных малошумных технологий, увеличатся поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и фонды.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О защите здоровья граждан в производственных, общественных и жилых зданиях и на открытых территориях городских и сельских поселений от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий"
В случае принятия федерального закона "О защите здоровья граждан в производственных, общественных и жилых зданиях и на открытых территориях городских и сельских поселений от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий" потребуется внесения изменений и дополнений в:
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды";
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".
Необходимость внесения изменений и дополнений в перечисленные Федеральные законы диктуется тем, что они частично регламентируют правовые нормы по защите здоровья граждан от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий и поэтому требуют уточнения и изменения.
Одновременно потребуется в административном и уголовном законодательстве установить ответственность должностных лиц предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности), индивидуальных предпринимателей и граждан, виновных в совершении правонарушений в области охраны здоровья граждан и окружающей природной среды от вредного шумового (вибрационного) воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.