Письмо Правительства РФ от 6 ноября 2002 г. N 6405п-П13
"Заключение по проекту федерального закона "О порядке погашения и обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации по сберегательным вкладам граждан Российской Федерации, помещенным в системе Сберегательного банка Российской Федерации до 20 июня 1991 года", вносимому в Государственную Думу Рязанской областной Думой"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект предусматривает перевод денежных сбережений граждан, помещенных в системе Сберегательного банка Российской Федерации до 20 июня 1991 г. в виде вкладов, в целевые долговые обязательства Российской Федерации (ЦДО РФ) в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и установление предельного размера по каждому вкладу не более 20 тыс. долговых рублей. При этом сумму, причитающуюся к выплате по вкладу, предполагается рассчитывать путем умножения суммы ЦДО РФ в долговых рублях на величину долговой стоимости на момент получения вклада.
По данным Сбербанка России, сумма гарантированных сбережений, помещенных на вклады по состоянию на 20 июня 1991 года, составляет 315,3 млрд. рублей СССР. Сумма указанных гарантированных сбережений, рассчитанная с применением долгового рубля (ДОР) и с учетом различных сроков закрытия вкладов, составит 7,38 трлн. рублей (по состоянию на 14 октября 2002 г. ДОР - 29,25 рублей; понижающий коэффициент - 0,8). Таким образом, объем государственного внутреннего долга возрастет в 14,2 раза.
Следует отметить, что установление предельного размера ЦДО РФ по каждому вкладу в 20 тыс. долговых рублей (статья 4) не соответствует Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 законопроекта предусматривается осуществить перевод вкладов путем нанесения филиалом Сбербанка России штампа на лицевом счете сберегательного вклада и на каждой сберегательной книжке вкладчика, в котором указываются сведения о переводе остатков вклада (с процентами) по состоянию на 20 июня 1991 года в ЦДО РФ по государственному внутреннему долгу Российской Федерации. Сведения заверяются подписью заведующего филиалом Сбербанка России, скрепленной печатью. Согласно статье 4 законопроекта сберегательная книжка после нанесения штампа о переводе сберегательного вклада в ЦДО РФ по государственному внутреннему долгу Российской Федерации приобретает статус именного целевого долгового обязательства.
Данные положения противоречат Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", согласно которому целевые долговые обязательства Российской Федерации являются государственными ценными бумагами.
Сберегательные книжки Сбербанка России не могут быть отнесены к государственным ценным бумагам. При этом государственный долг, в том числе по гарантированным сбережениям граждан, не может удостоверяться штампом и печатью филиала Сбербанка России и подписью заведующего филиалом. Принятие такой концепции может привести к различного рода злоупотреблениям.
Статья 3 законопроекта предусматривает исчисление в федеральном бюджете суммы ежегодных компенсационных выплат в долговых рублях, что, по существу, означает введение новой денежной единицы. Введение такой денежной единицы противоречит статье 75 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Согласно статье 4 законопроекта закрытые после 20 июня 1991 г. вклады, а также специальные счета, открытые по состоянию на 1 марта 1991 г. в размере 40% от каждого вклада, в ЦДО РФ не переводятся.
Специальные счета открывались по состоянию на 1 марта 1991 года в размере 40% от каждого вклада только в том случае, если сумма компенсации превышала 200 рублей. Суммы компенсации менее 200 рублей зачислялись на действующие счета без открытия специальных счетов. В связи с этим, запрет на перевод специальных счетов в ЦДО РФ ставит в неравное положение владельцев крупных и мелких счетов. Необходимо отметить также, что в соответствии с Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" государственные ценные бумаги СССР и сертификаты Сбербанка СССР подлежат переводу в ЦДО РФ с учетом 40% компенсации.
Таким образом, вклады, указанные в статье 4 законопроекта, подпадают под действие данного закона и подлежат переводу в ЦДО РФ.
Статьей 6 законопроекта предусмотрены возраст и категории граждан, имеющих право на погашение ЦДО РФ, в частности, граждане с 60 лет и старше и наследники первой очереди.
Учитывая, что в настоящее время проводятся выплаты предварительной компенсации гражданам по 1940 год рождения включительно, решение о погашении вкладов гражданам начиная с 60 лет вызовет крайне негативную реакцию у населения.
Включение в категории граждан, имеющих право на погашение ЦДО РФ, только наследников первой очереди противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и вызовет многочисленные обращения граждан в законодательные, исполнительные и судебные органы.
В соответствии со статьей 6 законопроекта (Примечания) в филиалах Сбербанка России должны вестись автоматизированные долговые книги установленной формы.
По состоянию на 20 июня 1991 года в Сбербанке России насчитывается порядка 196 млн. счетов по вкладам. Создание автоматизированных долговых книг потребует значительных материальных затрат и большого количества времени. Учитывая, что вклады на указанную дату признаны государственным долгом, затраты по созданию таких книг подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 9 законопроекта предприятиям и организациям, производящим и реализующим товары, разрешается принимать к оплате счета и чеки, выдаваемые филиалами Сбербанка России в счет погашения ЦДО РФ, что, по существу, означает введение иной денежной единицы. Данное положение противоречит статье 75 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой денежной единицей в Российской Федерации является рубль.
Кроме того, в законопроекте отсутствует методика реализации этой статьи, что может привести к большим злоупотреблениям, так как проконтролировать количество законно выданных и использованных счетов и чеков практически невозможно.
Статья 10 носит декларативный характер. В ней как и в статье 9 отсутствует методика реализации.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О порядке погашения и обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации по сберегательным вкладам граждан Российской Федерации, помещенным в системе Сберегательного банка Российской Федерации до 20 июня 1991 года".
Заместитель Председателя Правительства |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 6 ноября 2002 г. N 6405п-П13 "Заключение по проекту федерального закона "О порядке погашения и обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации по сберегательным вкладам граждан Российской Федерации, помещенным в системе Сберегательного банка Российской Федерации до 20 июня 1991 года", вносимому в Государственную Думу Рязанской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был