г. Краснодар |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А15-4918/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Ахтынская центральная районная больница" (ИНН 0504007069, ОГРН 1030500606091) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А15-4918/2019, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Ахтынская центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела (инспекции) государственного надзора республик Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244; далее - управление) от 23.07.2019 N 48 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 50 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 01.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях учреждения состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.19 Кодекса, соблюдение процедуры и срока привлечения учреждения к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса. Суд указал, что нарушение Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) допущенное структурным подразделением учреждения (Луткунской врачебной амбулаторией), выявленное по результатам одной проверки, является самостоятельным правонарушением, влекущим ответственность по части 1 статьи 19.19 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось учреждение с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требование учреждения в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что даты и время, указанные в акте проверки от 04.07.2019 N 28 и протоколе об административном правонарушении от 04.07.2019 N 66, свидетельствуют о следующем: представители управления не проводили проверку в месте совершения административного правонарушения; по результатам проверки, оформленной актом от 04.07.2019 N 28 и постановлением от 23.07.2019 N 50, учреждение уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса. В акте проверки от 04.07.2019 N 28, протоколе об административном правонарушении от 04.07.2019 N 66 и оспариваемом постановлении не указано, что на момент проверки в учреждении применялись не соответствующие обязательным требованиям средства измерения в количестве 70 единиц и их конкретные наименования. Суды сослались на инвентарные ведомости, которые не указаны в акте проверки от 04.07.2019 N 28, и являются недопустимыми доказательствами по делу. По данным управления, выявлено применение учреждением и его структурными подразделениями не прошедших в установленном порядке поверки средств измерений в количестве 73 единиц, а в акте проверки от 04.07.2019 N 28 и постановлениях управления - 70 единиц средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 08.05.2019 N 01-30/463 управление провело плановую выездную проверку учреждения, в ходе которой установило, что в нарушение части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ и Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 N 1815 (далее - Порядок N 1815), учреждение применило не прошедшие в установленном порядке поверку средства измерения в количестве 3-х единиц в своем структурном подразделении - Луткунской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: Республика Дагестан, Ахтынский район, село Луткун.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 04.07.2019 N 28, где присутствовавшими при проверке лицами названы главный врач ГБУ РД "Ахтынская ЦРБ" Мурсалов М.С. и главная медсестра Шуаева М.Ш.
По данному факту управление составило протокол от 04.07.2019 N 66 и вынесло постановление от 23.07.2019 N 48 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа за применение не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) учреждение обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
В суде первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовал, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса и сделали обоснованный вывод о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.19 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
Суды указали, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ учреждение, осуществляя деятельность больничных организаций, выполняет измерения, относящиеся к сферам государственного регулирования обеспечения единства измерений: "Здравоохранение", "Безопасность при эксплуатации опасного производственного объекта" и "Торговля и товарообменные операции". Однако, в нарушение требований части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ и Порядка N 1815 учреждение применило в своем структурном подразделении - Луткунской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: Республика Дагестан, Ахтынский район, село Луткун, три не прошедшие в установленном порядке поверку средства измерения: фотометры биохимические специализированные ФБС-01-2 "Микролаб 600" и ФБС-01-2 "Микролаб 540", экспресс-анализатор мочи Laura Smart номер (далее - спорные средства измерений).
Документально учреждение не опровергло выводы судов и, заявив о том, что управление не проводило проверку по месту расположения структурного подразделения учреждения (Республика Дагестан, Ахтынский район, село Луткун), а провело проверку по месту расположения учреждения (Республика Дагестан, Ахтынский район, село Ахты), не представило доказательства того, что спорные средства измерений поверены в установленном законом порядке. Отсутствуют в материалах дела и доказательства наличия у учреждения на момент проводимой управлением проверки соответствующих документов (подлинных экземпляров или копий) в подтверждение этого факта, а также невозможности их представить в месте проведения управлением проверки (Республика Дагестан, Ахтынский район, село Луткун).
Суды отметили, что целью поверочных действий является подтверждение пригодности средств измерений к применению. Непрохождение данной процедуры обоснованно ставит под сомнение исправность технического состояния средства измерения и его допустимость к применению в той или иной сфере государственного регулирования. Средства измерений, не прошедшие поверку в установленном законом порядке, не могут обеспечить достоверные результаты измерений и соответствующие установленным обязательным метрологическим характеристикам показатели точности измерений, необходимые при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, осуществлении деятельности в области здравоохранения, обеспечении безопасности дорожного движения.
Применение медицинским учреждением (в данном случае - структурным подразделением учреждения - Луткунской врачебной амбулаторией) неповеренных спорных средств измерений представляет угрозу здоровью и жизни граждан, получающих медицинскую помощь в данном медицинском учреждении, поскольку неверные результаты исследований, полученные с применением таких средств измерений, влекут установление неправильного медицинского диагноза и назначение пациенту неправильного лечения, что подвергает его здоровье и жизнь опасности.
Суды обоснованно исходили из того, что факт совершения учреждением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса, подтвержден материалами дела об административном правонарушении, представленными в материалы дела доказательствами и документально учреждением не опровергнут.
Суды правильно указали, что вина учреждения заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.19 Кодекса. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые учреждение не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Довод о том, что учреждение совершило единое многоэпизодное правонарушение, за которое должно быть назначено одно наказание, суд проверил и дал ему надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в данном случае каждое из выявленных правонарушений является самостоятельным, совершено при использовании в разных структурных подразделениях учреждения разных средств измерений, не прошедших поверку в соответствии с Законом N 102-ФЗ и Порядком N 1815.
Суды указали, что аналогичные правонарушения совершены учреждением еще по месту расположения его структурных подразделений в селах Гдым, Джаба, Хкем, Фий, Смугул, Зрых, Ялак, Хрюг, Калук, Кака, Курукал, Хнов Ахтынского района Республики Дагестан (участковые больницы, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории), и мотивированно отклонили довод учреждения о том, что по результатам одной проверки (оформленной актом от 04.07.2019 N 28) постановлением управления от 23.07.2019 N 50 учреждение уже привлечено к ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса, и повторному привлечению к ответственности за одно и то же правонарушение не подлежит.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Глава 4 Кодекса определяет порядок назначения административного наказания, в том числе устанавливает правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как видно из материалов дела, учреждение допустило нарушения требований Закона N 102-ФЗ и Порядка N 1815 в разных структурных подразделениях, расположенных по разным адресам и в отношении различных средств измерений (три из которых используется в Луткунской врачебной амбулатории), то есть совершило несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, в связи с чем подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения учреждения к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения учреждения к административной ответственности не истек. Основания для применения статьи 2.9 Кодекса суды не усмотрели.
Руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса, суды оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и сделали обоснованный вывод о законности постановления управления от 23.07.2019 N 48 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса в виде взыскания 50 тыс. рублей штрафа.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов учреждения.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса, основания для удовлетворения кассационной жалобы учреждения отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А15-4918/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
...
Как видно из материалов дела, учреждение допустило нарушения требований Закона N 102-ФЗ и Порядка N 1815 в разных структурных подразделениях, расположенных по разным адресам и в отношении различных средств измерений (три из которых используется в Луткунской врачебной амбулатории), то есть совершило несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, в связи с чем подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2021 г. N Ф08-10451/21 по делу N А15-4918/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10451/2021
24.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2026/2021
01.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4918/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4918/19