Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 480923-8 "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (в части повышения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 29 ноября 2023 г. N 3.25-5/92)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 480923-8 "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.Ю. Святенко, И.В. Рукавишниковой, С.А. Мартыновым, Д.С. Лантратовой, И.Ю. Кастюкевичем, С.Н. Перминовым, депутатами Государственной Думы А.Ю. Кузнецовой, Ш.В. Кара-оолом, Д.Ф. Вяткиным, В.В. Гутеневым, П.Н. Завальным, А.Г. Сидякиным, А.Л. Красовым, Я.Е. Ниловым, Я.В. Лантратовой, Ш.Ю. Саралиевым, К.К. Тайсаевым, А.О. Ткачёвым, А.В. Туровым, А.А. Бичаевым (далее - законопроект, проект федерального закона) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях усиления безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) от актов незаконного вмешательства, совершаемых при помощи беспилотных аппаратов, и наделения работников частных охранных организаций правом противодействия беспилотным аппаратам в отношении тех объектов ТЭК, которые имеют категорию опасности в зависимости от потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий.
В настоящее время данный вопрос приобрел неоспоримую актуальность, учитывая, что в отношении объектов ТЭК не прекращаются акты незаконного вмешательства, имеющие террористический характер, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов.
При этом статистика в части актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных аппаратов отражает только официально зафиксированные случаи таких актов в порядке, установленном Правилами информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2013 года N 861.
В действительности же таких актов кратно больше, учитывая, что в некоторых случаях невозможно достоверно установить, в отношении какого объекта (территории) планировалось совершить акт незаконного вмешательства с использованием беспилотного аппарата (при поражении беспилотного аппарата средствами ПВО, а также при его подавлении средствами радиоэлектронной борьбы на значительном удалении от объекта).
Правом противодействия беспилотным аппаратам изначально были наделены силовые ведомства и их структуры (МВД, МЧС, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, ФСБ, ФСИН, ФСО, ВСР, Национальная гвардия, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации), причем войска национальной гвардии обеспечивают охрану лишь тех объектов ТЭК, которые включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 928-р. Часть объектов охраняется ФГУП "Охрана" Росгвардии.
Затем указанное право было предоставлено ведомственным охранам, которые вправе обеспечивать защиту объектов только головной организации и ее дочерних обществ (в части ТЭК только три организации имеют ведомственную охрану - ПАО "Газпром", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Транснефть").
В настоящее время безопасность более 80% объектов ТЭК обеспечивают частные охранные организации, в том числе "корпоративные", создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ), в котором установлены требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 440-ФЗ) право противодействия беспилотным аппаратам предоставлено работникам частных охранных организаций, обеспечивающих антитеррористическую защищенность объектов.
Однако в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, в настоящее время сотрудники частных охранных организаций, обеспечивающие антитеррористическую защищенность объектов ТЭК, не наделены правом противодействия беспилотным аппаратам.
Комитет отмечает, что предлагаемое законопроектом нормативно-правовое регулирование позволит устранить правовые пробелы действующего законодательства Российской Федерации о безопасности и антитеррористической защищенности.
В соответствии с заключением Правительства Российской Федерации на законопроект требуется дополнительная проработка вопроса распространения пространственных пределов зон безопасности вокруг объектов ТЭК на воздушное пространство. Так, проектируемые законопроектом изменения в понятие "зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" ограничивают возможность заблаговременного пресечения противоправного применения беспилотных аппаратов в отношении объектов ТЭК и могут повлиять на обеспечение их безопасности.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что целесообразно считать зоной безопасности объекта ТЭК определяемую в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 9 Федерального закона N 256-ФЗ часть территории, водного, воздушного пространства вокруг отдельного объекта топливно-энергетического комплекса, в границах которых реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства.
Комитет также считает целесообразным в проектируемой части 1 статьи 6.1 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотреть подход в части делегирования подразделениям и (или) организациям, указанным в части 4 статьи 9 Федерального закона N 256-ФЗ, полномочий по пресечению функционирования беспилотных аппаратов, аналогичный закрепленному Федеральным законом N 440-ФЗ для сотрудников государственных военизированных организаций, а также работников ведомственной охраны. Для чего следует предоставить сотрудникам частных охранных организаций право пресекать функционирование беспилотных аппаратов, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.
Кроме того, по мнению Комитета, проектируемое положение части 2 статьи 6.1 Федерального закона N 256-ФЗ, определяющее лиц, уполномоченных на пресечение функционирования беспилотных аппаратов, представляется избыточным и подлежит исключению из текста законопроекта.
На основании вышеизложенного Комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 480923-8 "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.