Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации"
Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (Соглашение) и Протокол по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности (Протокол) к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года подписаны Россией, Бельгией, Данией, Финляндией, Францией, Германией, Нидерландами, Норвегией, Швецией, Великобританией, Европейским сообществом, Европейским сообществом по атомной энергии (ЕВРАТОМ). США подписали Соглашение и не подписали Протокол.
Целью указанных многосторонних документов является развитие организационно-правовой основы долгосрочного сотрудничества в решении вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности на Северо-Западе России при утилизации атомных подводных лодок, обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Особое значение Соглашения состоит в том, что в нем содержится ряд принципиальных положений, необходимых для успешной реализации инициативы "Группы восьми" - Глобальное партнерство против распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Возможно использование Соглашения в качестве ориентира и для двусторонних договоренностей по Глобальному партнерству.
Реализация Соглашения и Протокола явится значительным вкладом сторон в выполнение обязательств по Конвенции о ядерной безопасности от 17 июня 1994 года и по Объединенной Конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 года.
Соглашение обеспечивает преемственность и последовательность в развитии договорной базы в области иностранной помощи России в ликвидации сокращаемых вооружений и укреплении режима нераспространения ОМУ. Деятельность по его реализации будет дополнять сотрудничество в рамках других многосторонних и двусторонних механизмов без их дублирования.
Соглашение и Протокол отвечают национальным интересам Российской Федерации. Их реализация позволит ускорить решение задачи обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований.
Депозитариями Соглашения и Протокола определены Министр иностранных дел Российской Федерации и Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития.
Предусмотрены условия финансовой транспарентности и налоговых освобождений, позволяющие обеспечить строгое целевое использование выделяемых донорами средств.
Соглашением и Протоколом определено, что они подлежат ратификации, принятию или утверждению в соответствии с внутригосударственными процедурами каждой из сторон и вступают в силу на тридцатый день с даты получения депозитарием соответствующего документа.
В Российской Федерации Соглашение и Протокол подлежат ратификации в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в положениях об освобождении от налогообложения и от гражданской ответственности за ущерб, содержатся правила иные, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Реализация Соглашения и Протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения и Протокола составлен с учетом опыта подготовки федеральных законов о ратификации других международных соглашений в области иностранного финансового и технического содействия России.
Принятие Федерального закона о ратификации Соглашения и Протокола будет способствовать укреплению международно-правовой базы в одной из важных областей сотрудничества и явится важным вкладом в упрочение международной безопасности и укрепление режима нераспространения ОМУ.
Финансово-экономическое обоснование
по проекту федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации"
В связи с истечением срока службы, а также в связи с выполнением Россией своих международных обязательств в области сокращения вооружений с середины 1980-х годов начался интенсивный вывод из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ) и надводных кораблей (НК) с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). К 2003 году из состава ВМФ Российской Федерации было выведено в общей сложности 192 АПЛ.
До 1998 года судоремонтные и судостроительные заводы России утилизировали не более 2 - 5 АПЛ в год, что привело к стремительному накоплению в пунктах отстоя АПЛ, подлежащих утилизации.
С 1999 года функции координатора работ по утилизации АПЛ возложены на Минатом России. Основные усилия Минатом России сосредоточил на работах по выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из активных зон реакторов АПЛ, обеспечению безопасного обращения с ОЯТ, экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов ВМФ Российской Федерации. Предпринятые меры позволили обеспечить выгрузку ОЯТ из 18 - 20 АПЛ в год. Достигнутые темпы выгрузки увязаны с техническими возможностями промышленной инфраструктуры обеспечения хранения, транспортирования и переработки ОЯТ.
Дальнейшее увеличение темпов выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ ограничивается темпами последующих работ по утилизации АПЛ (вырезание реакторного отсека и его подготовка к длительному хранению). Применяемая технология утилизации заключается в формировании трехотсечного блока, его герметизации и последующего хранения на плаву.
За период с 1994 по 2002 год утилизировалось с формированием реакторных блоков от 5 до 16 АПЛ в год.
К 2003 году утилизировано с формированием блоков 89 АПЛ, выгружено отработавшее ядерное топливо из 116 АПЛ.
Кроме того, за прошлые годы эксплуатации АПЛ и НК с ЯЭУ ВМФ и атомного ледокольного флота в Северном и Тихоокеанском регионах России накоплено порядка 14000 куб.м жидких радиоактивных отходов (РАО) и около 7500 куб.м твердых радиоактивных отходов. Накопление РАО продолжается и в настоящее время, хотя и значительно более низкими темпами.
После ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (Соглашение) и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (Протокол) на мероприятия по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при утилизации атомных подводных лодок в Северо-Западном регионе России странами, подписавшими Соглашение и Протокол, могут быть безвозмездно выделены финансовые средства в объеме до 3 млрд. долл. США, что позволит резко ускорить темпы утилизации АПЛ, обеспечить решение проблемы обращения с РАО.
В соответствии с пунктом 1 Статьи 9 Соглашения Российская Сторона освобождает Содействие, оказываемое по Соглашению, от налогов и сборов.
Если предположить, что объем безвозмездной финансовой помощи составит до 3 млрд. долл. США и оценить объем всех налоговых платежей в 30% от указанной суммы, то освобождение от налогообложения составит порядка 1 млрд. долл. США. Эти средства не могут быть направлены в российский бюджет, поскольку освобождение Содействия, оказываемого по Соглашению, от налогов и сборов являлось обязательным условием подписания Соглашения, вытекающим из однозначного требования западных партнеров о направлении всех выделяемых средств на финансирование работ по утилизации АПЛ и об исключении любой возможности их "переключения" на другие цели, в том числе через налоговые поступления в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Ратификация Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации не наносит финансовый ущерб Российской Федерации поскольку позволит сэкономить значительные бюджетные средства на мероприятия по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при утилизации атомных подводных лодок, обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Перечень
федеральных законов, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации" не потребуется внесение изменений в другие федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.