В целях повышения эффективности реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2026 года" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 04.06.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2026 года" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "до 2026 года" исключить;
пункт 2 признать утратившим силу;
в государственной программе Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2026 года" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "до 2026 года" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты
государственной программы Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Государственная программа)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Самарская область традиционно характеризуется высокой долей промышленных производств в валовом региональном продукте, занимая одну из лидирующих позиций в России, и в условиях современной рыночной экономики находится в сфере глобальной конкуренции, являясь одним из развитых промышленных центров России.
По итогам 2022 года в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) регион занимает 4 место по объему отгруженных товаров промышленного производства, в том числе 4 место - по добыче полезных ископаемых, 5 место - по обрабатывающим производствам, 3 место - по обеспечению электрической энергией, газом и паром, 2 место - по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов. По объему отгруженной промышленной продукции Самарская область занимает 13 место среди всех субъектов России.
На территории области функционируют более 630 крупных и средних промышленных предприятий. В структуре валового регионального продукта доля промышленности составляет 45,7% (по итогам 2021 года), численность занятых в этом секторе - более 268 тысяч человек.
Безусловно, торговые, технологические, финансовые ограничения, введенные со стороны недружественных стран, сказались на промышленном комплексе региона. По итогам работы в 2022 году индекс промышленного производства в Самарской области составил 96,8% относительно 2021 года, что ниже среднероссийского показателя - 100,6% и значений по ПФО - 101,9%.
Сокращение производства характерно для регионов с выраженной промышленной специализацией, интегрированных в глобальные производственные цепочки года. Объем отгруженной продукции промышленного комплекса составил 2025,5 млрд рублей или 97,1% к уровню 2021 года. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 100,3%.
В структуру промышленного комплекса Самарской области входят следующие виды экономической деятельности:
добыча полезных ископаемых - доля производства в промышленности в 2022 году составила 25,9%, численность занятых - 19,1 тыс. человек, индекс производства составил 100,1% (здесь и далее - относительно уровня 2021 года), темп роста объема отгруженных товаров - 105,9%. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом сложился на уровне 103,8%;
обрабатывающие производства - доля производства в промышленности в 2022 году составила 64,8%, численность занятых - 209,1 тыс. человек, индекс производства составил 94,3%, темп роста объема отгруженных товаров - 93,9%. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом сложился на уровне 98,3%;
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - доля в структуре промышленного производства указанного вида экономической деятельности в 2022 году составила 6,7%, численность занятых - 27,9 тыс. человек, индекс производства составил 96,5%, темп роста объема отгруженных товаров - 101,1%. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 87,3%;
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - в структуре промышленного комплекса доля этого вида экономической деятельности в 2022 году составила 2,6%, численность занятых - 12,1 тыс. человек, индекс производства сложился на уровне 88,4%, темп роста объема отгруженных товаров составил 113,7%.
Основу развития экономики Самарской области составляют высокотехнологичные обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью (автомобилестроение, производство авиационной и космической техники), производства с высокой глубиной переработки (химия, нефтепереработка, металлургия).
По выпуску ряда значимых номенклатурных групп Самарская область занимает существенную позицию в российском производстве. По итогам 2022 года в регионе произведено 42% новых легковых автомобилей, выпускаемых в России, 15% аммиака, 10% топочного мазута, 8% автомобильного бензина, по 6-7% дизельного топлива, полимерных пленок, российского объема первичной переработки нефти, 2-5% пива, минеральных удобрений, пластмасс в первичных формах, подшипников, добыто 3% нефти.
Промышленность региона развивается в условиях санкционной политики недружественных стран, общей мировой геополитической нестабильности. При этом своевременно принимаемые меры поддержки отраслей экономики, предприятий и инвесторов позволяют не только нивелировать негативное влияние санкций, но и перестраиваться на устойчивые тренды развития.
С превышением уровня 2021 года развивались значимые отрасли промышленности, в том числе авиационно-космический комплекс, производство лекарственных средств, машин и оборудования, готовых металлических изделий и пищевых продуктов.
Наиболее чувствительными к санкционному давлению являются предприятия, осуществляющие в значительном объеме экспортную или импортную деятельность. Прежде всего, ограничения влияют на крупные предприятия Самарской области, так как им требуется гораздо больше времени и средств на выстраивание новых логистических цепочек, поиск поставщиков и новых рынков сбыта.
Сдерживающее влияние на развитие промышленности оказывала отрицательная динамика в автомобилестроении, добыче нефти, химии, металлургии, производстве нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, напитков, электрооборудования и энергетическом секторе.
Для Самарской области наиболее важна складывающаяся динамика в ключевых отраслях специализации обрабатывающего сектора экономики, к которым относятся, в первую очередь, автомобилестроение и производство автомобильных компонентов (далее - автокомпоненты), химия и нефтехимия, машиностроение, а также нефтедобыча.
Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей промышленности Самарской области, его доля в промышленном производстве составляет более 11%. Автомобильная промышленность региона включает в себя крупнейшее автосборочное предприятие АО "АВТОВАЗ", производящее автомобили бренда LADA по полному циклу производства, и производителей автокомпонентов ООО "КРИСТА", ООО "Объединенные Автомобильные Технологии", ООО "УК ДСК - групп" (3 предприятия).
В 2022 году автомобильной промышленностью Самарской области произведено 190,8 тыс. легковых автомобилей (64,6% к уровню прошлого года). При этом в связи с уходом с рынка иностранных компаний - производителей автомобилей доля автомобилей бренда LADA на российском рынке легковых автомобилей составила 27,4%.
В автомобилестроении индекс промышленного производства в 2022 году составил 62,1%, объем отгруженной продукции - 228,3 млрд рублей или 57,7%. Отрицательная динамика обусловлена перебоями в поставках комплектующих, изменением производственных планов АО "АВТОВАЗ" и поставщиков автокомпонентов, также зависящих от производственной загрузки предприятия.
Отрасль производства автокомпонентов является одной из наиболее развитых отраслей промышленного комплекса Самарской области. Она ориентирована на производство широкой номенклатуры продукции от элементов интерьера салона, штампованных изделий, автожгутов, аккумуляторных батарей до крупных узлов автомобиля.
В период 2024-2026 годов АО "АВТОВАЗ" планируется существенное увеличение объемов производства. В планах предприятия организация производства новых моделей: массовый легковой автомобиль на новой платформе (Лада Искра) и городской кроссовер в сегменте "В+". Старт производства обеих моделей намечен на 2024 и 2025 годы соответственно.
Производство электрического оборудования в регионе взаимосвязано с автомобильной промышленностью ввиду значительной доли производителей автокомпонентов в этом виде деятельности. Сокращение производства в отрасли в 2022 году составило 6,4%, при этом отмечен рост объема отгруженной продукции (135,7%).
Отрицательная динамика производства электрического оборудования обусловлена снижением производства аккумуляторов и кабелей, так как потребность в них находится в определенной зависимости от работы предприятия автомобилестроения.
Ключевыми предприятиями отрасли являются АО "ГК "Электрощит" - ТМ Самара", АО "Самарская кабельная компания", АО "АКОМ им. Н.М. Игнатьева", ООО "Тольяттинский трансформатор", АО "Самарский завод электромонтажных изделий".
В период 2024-2026 годов на крупнейшем предприятии отрасли АО "ГК "Электрощит" - ТМ Самара" продолжится реализация программы по импортозамещению в сфере электротехники (комплектное распределительное устройство на напряжение 6 (10) кВ). Флагманом решений АО "ГК "Электрощит" - ТМ Самара" являются вакуумные выключатели, локализация которых составляет 100%. К стратегическим направлениям предприятия на период 2024-2026 годов относятся: освоение нового вида трансформаторов с сухими обмотками; разработка и серийное производство станций управления для нефтедобывающих компаний.
В Самарской области сформирован аэрокосмический комплекс, который объединяет ведущие предприятия в области ракетостроения, двигателестроения и производства авиационной техники (далее - комплекс). Особенность состоит в том, что на территории одного региона сконцентрирован полный цикл производства всего спектра авиакосмической техники. Сегодня на предприятиях комплекса разрабатываются и производятся космические летательные аппараты, авиационные и ракетные двигатели, агрегаты и комплектующие для авиационной техники, производится техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и силовых агрегатов.
Основными предприятиями комплекса являются АО "РКЦ "Прогресс", ПАО "ОДК-Кузнецов", АО "Авиакор - авиационный завод", АО "Авиаагрегат", АО "Агрегат", ПАО "Гидроавтоматика", АО "Металлист-Самара".
Ракетно-космический комплекс представляет АО "РКЦ "Прогресс". Это ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения.
В период 2024-2026 годов АО "РКЦ "Прогресс" продолжит работы по созданию двухступенчатой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" и по разработке перспективного космического ракетного комплекса "Амур-СПГ" с многоразовой ракетой-носителем среднего класса "Амур".
В тесной связке с АО "РКЦ "Прогресс" свою деятельность ведет ПАО "ОДК-Кузнецов" - одно из ведущих двигателестроительных предприятий страны, производящее мощнейшие авиационные, ракетные и промышленные газотурбинные двигатели. На предприятии продолжается реализация крупнейшего инвестиционного проекта на общую сумму свыше 40 млрд рублей, в рамках которого введено в эксплуатацию 15 объектов, в том числе новый Центр конструкторских разработок и научных исследований. В 2023-году ПАО "ОДК-Кузнецов" стал головным разработчиком двигателя для отечественных тяжелых вертолетов ПД-8В, адаптированных к платформе вертолетов линейки Ми-26. В рамках диверсификации производства предприятие готово реализовать проект по изготовлению газоперекачивающих двигателей мощностью 32 МВт для ПАО "Газпром" и ПАО "НОВАТЭК".
АО "Авиакор - авиационный завод" - одно из российских авиастроительных предприятий, которое обладает опытом в области серийного производства гражданских и военных самолетов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства.
В производстве прочих транспортных средств и оборудования (включая предприятия авиационно-космической отрасли) индекс промышленного производства в 2022 году составил 138,5%, темп роста объема отгруженных товаров - 148,9%. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 153,5%.
В производстве машин и оборудования индекс промышленного производства в 2022 году составил 124,6%, объем отгруженных товаров - 45,7 млрд рублей или 129,4%. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 181,4%. Ключевыми предприятиями отрасли являются производители сельскохозяйственной техники: ООО "Пегас-Агро", АО "Евротехника", ООО "БСГ", ООО "Сельмаш"; производители подшипников: ОАО "ЕПК Самара", ООО "СреднеВолжский Подшипниковый завод", ООО "Завод приборных подшипников"; иные организации: ООО "Самараволгомаш", АО "Волгабурмаш", ОАО "Волгоцеммаш", ЗАО "Лада-Флект".
В период 2024-2026 годов предприятиями, производящими сельскохозяйственную технику, ООО "Пегас-Агро", ООО "БСГ", ООО "Сельмаш" планируется увеличение объемов производства. ООО "Пегас-Агро" предусмотрена реализация инвестиционного проекта "Разработка и производство самоходного опрыскивателя-разбрасывателя "ТУМАН-5" с двумя типами колес и гидростатической трансмиссией".
В прогнозном периоде предприятиями подшипниковой промышленности запланировано освоение и выпуск новых типов подшипников (шариковых, роликовых, специальных, крупногабаритных подшипников).
Нефтехимический комплекс Самарской области включает нефтедобычу, нефтепереработку и химическое производство. Предприятия нефтехимического комплекса региона традиционно отличаются высокой инвестиционной активностью.
В структуре добычи полезных ископаемых наибольшую долю занимает добыча нефти. В настоящее время на нефтяном рынке области работают порядка 10 крупных недропользователей, в том числе ПАО "НК "Роснефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", АО "ННК" и ПАО "Татнефть". Наибольшую долю в нефтедобыче Самарской области занимает АО "Самаранефтегаз".
После существенного сокращения объема добычи нефти в апреле 2022 года отмечается позитивный тренд восстановления нефтедобычи. По итогам года добыто 15,5 млн. тонн нефти, что составляет 97,9% к уровню 2021 года. Отрицательная динамика добычи нефти обусловлена фактическим снижением стоимости продажи нефти и уменьшением объемов отгрузки в связи с введенными санкционными ограничениями. Вместе с тем значительно возросло предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (154,8%) и увеличена добыча прочих полезных ископаемых (109,8%). В целом по разделу "Добыча полезных ископаемых" демонстрировалась околонулевая динамика (100,1%).
Нефтеперерабатывающая промышленность включает три крупных нефтеперерабатывающих предприятия: АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод", АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" и АО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод", крупнейший в России производитель смазочных материалов ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" и два газоперерабатывающих завода: АО "Отрадненский ГПЗ" и АО "Нефтегорский ГПЗ", входящие в состав ПАО "НК "Роснефть".
Основной продукцией, выпускаемой нефтеперерабатывающими заводами, являются: бензины различных марок и дизельное топливо, технические масла и присадки к ним; продукцией газоперерабатывающих заводов являются: сухой отбензиненный газ, широкая фракция легких углеводородов, фракция этановая и сера техническая.
Суммарный объем переработки нефти нефтеперерабатывающими предприятиями Самарской области за 2022 год составил 17,7 млн. тонн, что соответствует 96,7% к уровню 2021 года, увеличен выпуск автомобильного бензина (107,7%) и дизельного топлива (100,5%). Индекс промышленного производства составил 96,6%, объем отгруженных товаров составил 66,4 млрд рублей или 98,9%. Отрицательная динамика обусловлена снижением объема переработки нефтеперерабатывающими заводами на основании бизнес-планов, утверждаемых головной компанией ПАО "НК "Роснефть".
По итогам 2022 года предприятиями нефтедобывающей промышленности инвестировано в развитие производства 21,4 млрд рублей или 16,2% в общем объеме инвестиций в промышленном комплексе, предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности - 18,1 млрд рублей или 13,7% в общем объеме инвестиций в промышленном комплексе. Основными факторами, определяющими развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в прогнозном периоде, являются сохранение объемов добычи нефти и проведение крупномасштабной модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. При этом сохранение объемов добычи нефти будет достигнуто за счет бурения новых эксплуатационных скважин и применения инновационных технологий.
Вместе с машиностроением и автомобилестроением основным драйвером в обрабатывающем секторе выступает химический комплекс.
Внешнее санкционное давление и нарушение логистических цепочек также оказано влияние на деятельность химических предприятий региона. К ключевым предприятиям химической промышленности относятся ПАО "Куйбышевазот", ПАО "ТОАЗ", ООО "Тольяттикаучук", ООО "ТОМЕТ", ООО "Линде Азот Тольятти", ООО "Праксайр Азот Тольятти", ООО "Волгаферт", ООО "Волгатехноол", ООО "Граниферт", ОАО "ПКК "Весна", АО "Промсинтез" и ЗАО "Химсинтез".
По итогам 2022 года индекс производства в отрасли составил 86,2%, темп роста объема отгруженной продукции - 90,7%. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом сложился на уровне 106,6%.
Основным фактором, повлиявшим на динамику производства в отрасли, стало превращение с февраля 2022 года прокачки аммиака по аммиакопроводу "Тольятти-Одесса" (ПАО "Трансаммиак"), что привело к снижению крупнотоннажного производства аммиака в ПАО "ТОАЗ". В результате производство аммиака в регионе сократилось на 39,2%. При этом за период с начала 2022 года выросло производство минеральных удобрений на 15%.
Сокращение производства было отмечено в производстве резиновых и пластмассовых изделий (индекс производства - 86%). Отрицательная динамика в отрасли обусловлена снижением потребительского спроса на полимерные пленки, напольные покрытия, а также сокращением производства автомобильных комплектующих в связи с сокращением производства автомобилей. Ключевые предприятия отрасли: АО "ТАРКЕТТ", Новокуйбышевский филиал ООО "Биаксплен", ООО "ЛАДА-ЛИСТ", ЗАО "Мегапласт", ООО "Самарский завод слоистых пластиков", ООО "Апал".
Основными факторами, определяющими развитие химической и пластмассовой промышленности Самарской области в условиях санкционных ограничений, являются реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, развитие логистической и транспортной инфраструктуры предприятий, переориентация промышленных предприятий на внутренние рынки и рынки дружественных и нейтральных стран.
В химической промышленности в 2022 году реализовано два ключевых проекта: в ПАО "ТОАЗ" завершено строительство третьего агрегата по производству карбамида мощностью 2,2 тыс. тонн карбамида в сутки и в ПАО "КуйбышевАзот" с участием компании Maire Tecnimont (Италия) завершено строительство нового производства гранулированного карбамида мощностью 1,5 тыс. тонн карбамида в сутки.
По итогам 2022 года предприятиями отрасли инвестировано в развитие производства химической продукции 23 млрд рублей или 17,3% в общем объеме инвестиций в промышленном комплексе.
В производстве лекарственных средств и материалов темп роста объема отгруженной продукции составил 114,6%, индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом сложился на уровне 239,8%. Отрасль представлена такими ключевыми предприятиями как ООО "ОЗОН", ООО "ОЗОН ФАРМ", ООО "ПРАНАФАРМ", ОАО "Самарамедпром", ООО "Фармапол-Волга".
В металлургическом производстве ключевое влияние на развитие отрасли оказывает крупнейшее предприятие региона АО "Самарский металлургический завод", на долю которого приходится более половины отгруженной продукции отрасли. Индекс промышленного производства в 2022 году составил 95%. Отрицательная динамика связана с сокращением экспорта продукции на 50% в связи с введением санкционных ограничений. Индекс промышленного производства в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 124,9%. В прогнозируемом периоде 2024-2026 годов ожидается, увеличение объемов отгрузки и индекса промышленного производства в связи с ростом курса доллара и объема поставок произведенной продукции на внутренний рынок. В период 2024-2026 годов АО "Самарский металлургический завод" продолжит реализацию инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению.
В производстве готовых металлических изделий индекс промышленного производства в 2022 году составил 110,1%, по сравнению с 2014 годом - 140,7%. На ключевые показатели отрасли значительное влияние оказывает деятельность АО "ТЯЖМАШ", обеспечивающего разработку и производство оборудования для объектов энергетики, металлургии, добычи полезных ископаемых, для объектов атомной энергетики. С целью сокращения производственного цикла, исключения влияния на производственный процесс человеческого фактора и улучшения качества изготавливаемой продукции в АО "ТЯЖМАШ" продолжится работа по техническому перевооружению и модернизации производства.
Определенные изменения в промышленном комплексе региона, как и промышленности Российской Федерации в целом, произошли в связи с уходом с российского рынка ряда иностранных компаний. Из состава собственников трех ключевых предприятий Самарской области вышли иностранные компании с мировым именем. Выход из состава собственников иностранных компаний не оказал негативного влияния на развитие предприятий, и по итогам 2022 года по ключевым показателям производственной деятельности отмечается положительная динамика.
В связи с уходом из России французского концерна "Renault" АО "АВТОВАЗ" в мае 2022 года переведено в российскую юрисдикцию, все акции предприятия переданы ООО "ЛАДА АВТО ХОЛДИНГ". Под управлением новой команды на предприятии возобновлено производство автомобилей бренда LADA.
Крупнейшее металлургическое предприятие региона АО "Арконик СМЗ", входившее ранее в состав корпорации "Арконик Корпорэйшн" (США), в ноябре 2022 года продано в собственность российской компании ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма".
Акции ведущего предприятия электротехнической промышленности АО "ГК "Электрощит" - ТМ Самара", ранее принадлежавшие французской компании "Schneider Electric", переданы в собственность российской компании АО "АКРОН ИНДУСТРИЯ".
В 2023 году экономика Самарской области развивается в условиях улучшения социально-экономической ситуации в России и повышения устойчивости российской экономики к внешним шокам.
В промышленном комплексе Самарской области отмечаются восстановительные тенденции, индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2023 года составил 108,8% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Положительная динамика обеспечена ростом объемов в добывающем секторе (106,1%) и обрабатывающих производствах (114,1%). Региональные производители постепенно адаптируются и продолжают работать в режиме постоянных изменений. Увеличение выпуска продукции обусловлено решением проблем в автомобилестроении, восстановлением спроса на продукцию смежных отраслей, перестройкой логистических цепочек и развитием новых транспортно-логистических маршрутов на фоне внешнеэкономических ограничений. Устойчивыми темпами с начала года растет выпуск продукции в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (172,9%), машин и оборудования (191,8%) и электрооборудования (120,8%). При этом ввиду сохраняющегося санкционного давления и геополитической напряженности в мире ситуация на ключевом предприятии автомобильной отрасли АО "АВТОВАЗ" продолжает находиться в зоне пристального внимания федеральных и региональных органов власти.
Значимые восстановительные темпы роста отмечаются в производстве химических веществ и химических продуктов (105,7%), что связано с увеличением выпуска минеральных удобрений (132,8%) и производства аммиака (103,5%).
Темпы роста в промышленности Самарской области прогнозируются с превышением общероссийского уровня. В условиях адаптации производителей к новым вызовам и структурной перестройки экономики драйвером роста станет обрабатывающий сектор.
Продолжается системная работа по содействию промышленным предприятиям в привлечении средств федерального бюджета. Льготные займы федерального Фонда развития промышленности на общую сумму 5,6 млрд рублей в 2022 году получили 5 промышленных организаций.
С целью стимулирования деятельности в сфере промышленности в 2019 году создана некоммерческая организация - фонд "Государственный фонд развития промышленности Самарской области" (далее - ГФРП СО, фонд), открывающая новые возможности для привлечения дополнительных средств из федерального бюджета. Деятельность ГФРП СО направлена на предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, реализующим проекты по разработке и внедрению перспективных технологий, производству новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом.
Для ускорения промышленного роста сформирована и реализуется Государственная программа, направленная на создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности.
На развитие промышленности в прогнозном периоде предполагается влияние следующих факторов:
структурная перестройка производственно-логистических цепочек и выход на новые рынки сбыта, в том числе увеличение потребления на внутреннем рынке;
диверсификация производства, разработка и ввод в серийное производство новых видов продукции, а также развитие производств по обеспечению технологического суверенитета;
развитие межотраслевого взаимодействия по обеспечению предприятий отрасли сырьевыми ресурсами;
реализация инвестиционных проектов, в том числе направленных на модернизацию и выпуск высокотехнологичной продукции;
выполнение предприятиями государственного оборонного заказа;
техническое перевооружение предприятий, оптимизация производственных процессов на базе современных технологий и оборудования.
Основными вызовами развития промышленного комплекса Самарской области, сдерживающими его социально-экономическое развитие, являются:
усиление санкционного давления, в том числе вторичных санкций для дружественных и нейтральных стран;
недостаточная загрузка производственных мощностей (средний уровень производственных мощностей колеблется от 30% до 80%), в том числе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса;
недостаток квалифицированных рабочих кадров, в том числе отсутствие высококвалифицированных специалистов для работы на современном высокотехнологичном оборудовании импортного производства;
логистические проблемы в результате разрыва сформировавшихся производственных цепочек, в том числе при поставках комплектующих и закупке оборудования;
высокие тарифы на электроэнергию для предприятий;
высокий уровень материальных издержек в видах экономической деятельности с высокой импортозависимостью;
сокращение экспорта товаров регионального производства, в том числе в результате эмбарго в отношении российских поставок.
В период 2024-2026 годов ключевыми направлениями работы в сфере промышленного производства остаются:
обеспечение устойчивого развития промышленного комплекса Самарской области;
достижение технологического суверенитета;
содействие промышленным организациям в получении мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях;
увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости;
стимулирование создания и развития высокотехнологичных промышленных производств.
В прогнозном периоде развитие отраслей промышленности продолжится под влиянием сохраняющегося санкционного давления и геополитической напряженности в мире. В значительной степени позитивный тренд развития будет обеспечен наращиванием внутреннего спроса на продукцию отечественного производства и межотраслевой кооперацией, переориентацией производителей на взаимодействие с дружественными и нейтральными странами, а также реализацией государственного оборонного заказа.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены на основе следующих документов:
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р "Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 N 256-р "Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р "Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года";
протокол Президиума ФАС России от 03.07.2019 N 6 "О Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года";
Закон Самарской области "О промышленной политике в Самарской области";
Закон Самарской области "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области";
постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года".
Реализация Государственной программы направлена на создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности.
Приоритетами в сфере реализации Государственной программы являются: сохранение и развитие производственного потенциала промышленных организаций Самарской области, увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, внедрение современных наукоемких и ресурсосберегающих технологий, обеспечение высокого уровня производительности и степени модернизации промышленных организаций, содействие наполнению рынка конкурентоспособными, наукоемкими товарами.
С учетом установленных приоритетов целью Государственной программы является увеличение промышленного производства в отраслях обрабатывающей промышленности.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы направлены на достижение:
показателя "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года" национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
показателя "Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Основными задачами по развитию промышленного комплекса в Самарской области в сфере реализации Государственной программы являются:
техническое и технологическое перевооружение промышленных организаций Самарской области. В рамках отдельных мероприятий промышленным организациям оказывается государственная поддержка на техническое перевооружение и (или) модернизацию основных производственных мощностей, которые в настоящее время имеют высокую степень износа и требуют обновления для достижения достаточного уровня конкурентоспособности на мировом рынке как по количественным, так и по качественным показателям. Государственная поддержка оказывается в форме предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, предоставления налоговых льгот по региональным налогам в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах;
стимулирование создания инновационных продуктов. В рамках отдельного мероприятия промышленным организациям оказывается государственная поддержка в форме предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
создание условий для оказания финансовой поддержки промышленным организациям в целях развития промышленного комплекса Самарской области. Фонд предоставляет льготные займы промышленным организациям Самарской области на реализацию проектов, направленных на разработку и внедрение перспективных технологий, производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции с импортозамещающим или экспортным потенциалом;
организация информационно-разъяснительного сопровождения региональной составляющей национального проекта "Производительность труда" в Самарской области;
комплексная поддержка предприятий - участников национального проекта "Производительность труда";
предоставление предприятиям возможности внедрения лучших практик (типовых решений) и получения услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровнях.
Достижение указанных задач планируется осуществить посредством реализации комплекса процессных мероприятий "Формирование условий эффективного развития промышленных организаций", а также в рамках реализации региональных составляющих федеральных проектов "Системные меры по повышению производительности труда" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", входящих в структуру региональной составляющей национального проекта "Производительность труда".
Основными механизмами реализации являются следующие направления:
оказание поддержки промышленным организациям в приобретении нового оборудования;
содействие в реализации инвестиционных проектов субъектам деятельности в сфере промышленности в рамках государственной поддержки, предоставляемой субъектам деятельности в сфере промышленности ГФРП СО;
оказание государственной поддержки промышленным предприятиям на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
содействие во внедрении современных методик бережливого производства, направленных на повышение производственной эффективности и производительности труда, при участии экспертов автономной некоммерческой организации "Региональный Центр Компетенций в сфере производительности труда Самарской области".
Основными ожидаемыми результатами реализации Государственной программы являются:
реализация проектов по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда;
увеличение количества рабочих мест, объема отгруженной продукции, инвестиций в основной капитал, стоимости основных фондов промышленных предприятий региона;
увеличение производства конкурентоспособной промышленной продукции;
обеспечение достижения технологического суверенитета промышленного комплекса Самарской области.";
приложения 1-6 к Государственной программе признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство промышленности и торговли Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 7 декабря 2023 г. N 981 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 04.06.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2026 года"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 7 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 11 декабря 2023 г. N 6300202312110013
газета "Волжская коммуна" от 13 декабря 2023 г. N 201