г. Краснодар |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А20-3859/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики (судья Хатухов З.А., секретарь судебного заседания Карова М.С.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дар-Инвест" (ИНН 0707013519, ОГРН 1040700052271) - Блиева А.С. (директор, полномочия подтверждены) и Жанокова А.М. (доверенность от 05.10.2020), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 05.10.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дар-Инвест" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А20-3859/2020, установил следующее.
ООО "Дар-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии на возмещение затрат на уход за многолетними плодовыми насаждениями, изложенного в уведомлении от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890, как противоречащего Правилам предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 N 65-ПП (далее - Правила N 65-ПП); возложении на министерство обязанности по включению общества в реестр получателей субсидий для возмещения части затрат на уход за многолетними плодовыми насаждениями, заключении соглашения на предоставление субсидии.
Решением от 06.04.2021, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Решение суда мотивировано тем, что отказ министерства, изложенный в уведомлении от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890, противоречит Правилам N 65-ПП.
Постановлением от 21.07.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 06.04.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказал. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что у министерства отсутствовали правовые основания для включения общества в реестр получателей субсидий и осуществление бюджетного финансирования сверх имевшихся в его распоряжении бюджетных средств. Кроме того, на дату обращения с заявлением общество не обладало правом на получение субсидии на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями в отношении садов интенсивного типа, как минимум 2015 - 2016 годов закладки.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 21.07.2021, оставить в силе решение суда от 06.04.2021. Податель кассационной жалобы полагает, что, указав о том, что на дату принятия министерством решения об отказе в предоставлении обществу субсидии и направления последнему соответствующего уведомления, лимит средств на закладку и уход за многолетними насаждениями был исчерпан, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что суд первой инстанции установил факт доведения лимитов бюджетных обязательств министерству на соответствующие цели (закладка и уход за многолетними насаждениями) на 2020 год, а также то, что на момент поступления в министерство заявки общества (12.05.2020), конечного срока рассмотрения документов (29.05.2020), и направления уведомления об отказе в предоставлении субсидии (17.07.2020) лимиты бюджетных обязательств по спорному направлению господдержки не были исчерпаны. Последним сельхозпроизводителем, который был включен в реестр получателей субсидии из лимита средств 2020 года, являлся ИП Барагунов Р.Б., не указанный в списке получателей субсидии из лимита 2020 года. То обстоятельство, что общество на дату обращения в министерство с заявлением (май 2020 года) не имело права на получение субсидии на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями в отношении садов интенсивного типа, как минимум 2015 - 2016 годов закладки, не является основанием для отказа обществу в предоставлении заявленной им суммы субсидии. Суд апелляционной инстанции не принял во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению министерства обязательства бюджета по предоставлению субсидии исполнены в полном объеме. По состоянию на 10.07.2020 лимит средств на закладку многолетних насаждений составил 621 319 584 рубля 32 копейки. В связи с исполнением представления прокурора Кабардино-Балкарской Республики о включении ООО "АгроМир" и ООО "Импульс-1" в список получателей субсидий, приказом министерства от 13.07.2020 N 74 лимит увеличен до 639 214 584 рублей 32 копеек. Приказом министерства от 07.08.2020 N 84 в список получателей субсидии внесено изменение, связанное с исполнением решения суда по делу N А20-4245/2019 и выплате Барагунову Р.Б. 352 764 рублей 70 копеек. По состоянию на дату принятия решения и направления обществу уведомления об отказе в предоставлении субсидии, лимит средств на закладку многолетних насаждений был исчерпан.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, руководствуясь Правилами N 65-ПП общество направило в адрес министерства заявление от 08.05.2020 N 09 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, понесенных в 2015 - 2018 годах на уход за многолетними насаждениями. Заявление с необходимыми приложениями направлено в адрес министерства 08.05.2020 посредством почтового отправления (АО "Почта России"), получено министерством 12.05.2020 и зарегистрировано в журнале регистрации по вопросам субсидий за N 554.
По результатам рассмотрения заявления от 08.05.2020 N 09 министерство направило обществу уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги (субсидии) от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890, которым обществу отказано в предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств.
Полагая, что отказ министерства в предоставлении субсидии, выраженный в уведомлении от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, со ссылкой на положения статей 78, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статей 14, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правила N 65-ПП, сделал вывод о том, что отказ министерства, изложенный в уведомлении от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890 противоречит Правилам N 65-ПП. Суд первой инстанции исходил из того, что общество относится к категории лиц, имеющих право на получение субсидии по спорной программе (пункт 7.2 Правил N 65-ПП), при обращении в министерство с заявлением от 08.05.2020 N 09 представило весь необходимый перечень документов в соответствии с пунктом 9 Правил N 65-ПП. Реестр получателей субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями сформирован министерством с нарушением порядка формирования списков получателей субсидий, предусмотренных пунктом 14 Правил N 65-ПП. Субсидии получили только те заявители, которые достоверно знали о содержании приказа от 07.05.2020 N 47, времени его публикации и сроках предоставления заявок. Действия министерства по организации приема заявок, и ранжированию участников нельзя назвать добросовестными, при этом добросовестность поведения общества при обращении за государственной поддержкой следует из материалов дела. В данном случаи, само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, так как лицам имеющим право на получение государственной поддержки и обратившимся в установленный срок с необходимым для получения субсидий пакетом документов не был обеспечен равный доступ к государственной поддержке. Применение такого предусмотренного пунктом 19 Правил N 65-ПП основания для отказа предоставления субсидий обществу как "отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на исполнение соответствующего расходного обязательства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики" противоречит положениям статьи 242 Бюджетного кодекса и Конституции Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела в соответствии со статьей 268 Арбитражного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применил статьи 78, 162, 219 Бюджетного кодекса, Правила N 65-ПП и сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 162 и абзаца 2 части 5 статьи 219 Бюджетного кодекса обязывают получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 N 65-ПП утверждены Правила N 65-ПП, устанавливающие условия, цели и порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике.
В силу пункта 2 Правил N 65-ПП уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство. Субсидии предоставляются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, источником финансового обеспечения которых являются, в том числе, субсидии из федерального бюджета (пункт 3 Правил N 65-ПП).
Согласно пункту 5 Правил N 65-ПП субсидии предоставляются по следующим направлениям: поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства; стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства.
В соответствии с пунктом 7.2 Правил N 65-ПП по направлению "стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства" субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а также в виде грантов в форме субсидий научным и образовательным организациям - на возмещение части фактических затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное плодоношение, но не более 3 лет для насаждений интенсивного типа), включая питомники, в том числе на установку шпалеры, и (или) противоградовой сетки, и (или) систем орошения, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений (в возрасте 20 лет и более начиная от года закладки при условии наличия у заявителей проекта на закладку нового сада на раскорчеванной площади), понесенных заявителями в текущем финансовом году, а также в отчетном финансовом году в случае непредоставления соответствующей субсидии в предшествующем финансовом году на возмещение указанных затрат, понесенных в предшествующем финансовом году, при условии наличия у заявителей проекта на закладку многолетних насаждений - по ставке на 1 гектар площади закладки и (или) ухода.
Субсидии предоставляются заявителям при соблюдении условий, закрепленных в пункте 8 Правил N 65-ПП. Перечень необходимых для получения субсидии документов и сведений установлен пунктом 9 Правил N 65-ПП. Для получения субсидий в соответствии с пунктом 7.2 Правил 65-ПП заявитель дополнительно представляет установленные пункте 9.5 Правил N 65-ПП документы и сведения.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 65-ПП документы, предусмотренные пунктом 9 Правил N 65-ПП, могут быть направлены заявителем в министерство: в форме электронного документа в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов"; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством АО "Почта России".
Министерство регистрирует заявления в день их поступления в министерство в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью министерства (пункт 12 Правил N 65-ПП). Представленные заявителями документы рассматриваются министерством в течение 15 рабочих дней со дня регистрации его заявления на предоставление субсидий (пункт 12 Правил N 65-ПП).
Согласно пункту 14 Правил N 65-ПП министерство в течение 15 рабочих дней после окончания приема документов формирует: а) списки получателей субсидий - в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на соответствующие цели в текущем финансовом году, при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 19 Правил N 65-ПП; б) списки заявителей, которым отказывается в предоставлении субсидий - при наличии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 19 Правил N 65-ПП.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 65-ПП основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоблюдение заявителем условий и требований, установленных Правилами N 65-ПП; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 9 Правил N 65-ПП, в установленные сроки; установление недостоверности сведений, изложенных в документах, представленных заявителями; отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на исполнение соответствующего расходного обязательства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Суд апелляционной инстанции установил, что в 2020 году выделенные Кабардино-Балкарской Республике лимиты средств федерального бюджета по направлению "возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями" освоены в полном объеме в размере 639 597 349 рублей 02 копейки на момент рассмотрения заявления общества от 08.05.2020 N 09 и принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела отчет об использовании бюджета, список получателей субсидий на 2020 год, журнал регистрации заявок на получение субсидий, суд апелляционной инстанции установил, что по состоянию на дату принятия министерством решения по заявлению общества от 08.05.2020 N 09 и направления обществу уведомления об отказе в предоставлении субсидий от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890, лимит средств на закладку и уход за многолетними насаждениями был исчерпан. В журнале регистрации заявок заявление общества зарегистрировано под номером N 554, в то время как лимит бюджетных обязательств закончился на заявителе, зарегистрированном под номером N 484. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, согласно которой природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
С учетом изложенного является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что исчерпание (отсутствие) выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда, выплата субсидии не является обязанностью уполномоченного органа является основанием для отказа в осуществлении соответствующих выплат и не обязывает главного распорядителя бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что отказывая обществу в предоставлении субсидии, министерство правомерно исходило из фактически доведенных до него лимитов бюджетных ассигнований и не имело возможности осуществить бюджетное финансирование сверх фактически имевшихся у него в распоряжении бюджетных средств.
Таким образом, установив, что на дату принятия министерством решения по заявлению общества от 08.05.2020 N 09 лимит бюджетных средств был освоен в полном объеме, суд апелляционной инстанции правомерно, в данном случае, признал обоснованным отказ министерства в предоставлении обществу субсидии в связи с исчерпанием лимитов бюджетных средств.
Кроме того суд апелляционной инстанции отметил, что в заявлении от 08.05.2020 N 09 общество просило министерство предоставить субсидии на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями - сады интенсивного типа 2015 - 2018 годов закладки. Вместе с тем, пункты 7 и 7.2 Правил N 65-ПП содержат исключения из общего правила, которые не допускают возмещение сельхозпроизводителю части затрат по уходу за многолетними насаждениями в отношении садов интенсивного типа после вступления в товарное плодоношение, и в любом случае после 3 лет с момента их закладки. Таким образом, на дату обращения с заявлением (май 2020 года) общество не обладало правом на получение субсидии на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями в отношении садов интенсивного типа, как минимум 2015 - 2016 годов закладки.
Довод общества со ссылкой на правовую позицию, изложенную в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, не принят судом кассационной инстанции, поскольку в данном конкретном случае предметом спора не является неисполнение министерством уже принятого на себя обязательства.
Довод о том, что невыплата субсидии обществу произошла исключительно вследствие недобросовестного поведения министерства и грубого нарушения им бюджетного законодательства, учитывая заявленные обществом требования, не нашел своего подтверждения при рассмотрении кассационной жалобы. При этом, как установил суд апелляционной инстанции в рамках данного дела действия министерства по распределению субсидий между получателями в 2020 году, не оспариваются.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А20-3859/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции принял во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, согласно которой природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
С учетом изложенного является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что исчерпание (отсутствие) выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда, выплата субсидии не является обязанностью уполномоченного органа является основанием для отказа в осуществлении соответствующих выплат и не обязывает главного распорядителя бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
...
Довод общества со ссылкой на правовую позицию, изложенную в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, не принят судом кассационной инстанции, поскольку в данном конкретном случае предметом спора не является неисполнение министерством уже принятого на себя обязательства.
...
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф08-11564/21 по делу N А20-3859/2020