г. Краснодар |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А32-9432/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086, ОГРН 1027809237796) - ШЩербань И.С. (доверенность от 02.02.2021), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Костко А.О. (доверенность от 09.11.2020), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А32-9432/2021, установил следующее.
ООО "Агроторг" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным уведомления от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-27943736/1 о возврате документов без рассмотрения, возложении на управление обязанности рассмотреть документы по регистрации дополнительного соглашения б/н от 13.10.2020 к договору аренды нежилого помещения от 27.07.2018 N 11709/1, представленные обществом 08.12.2020 на государственную регистрацию, а также произвести регистрационные действия.
Решением суда от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2021, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным уведомление управления от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-27943736/1 о возврате документов без рассмотрения, возложил на управление обязанность рассмотреть документы по регистрации дополнительного соглашения б/н от 13.10.2020 к договору аренды нежилого помещения от 27.07.2018 N 11709/1, представленные обществом. В удовлетворении остальной части заявления отказал.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не правильно применили нормы материального права.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 08.12.2020 общество предоставило на государственную регистрацию дополнительное соглашение б/н от 13.10.2020 к договору аренды нежилого помещения от 27.07.2018 N 11709/1 (далее - дополнительное соглашение). Одновременно с дополнительным соглашением заявителем предоставлены: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 08.12.2020 N MFC0508/2020-19010-1; документ, подтверждающий оплату государственной пошлины - платёжное поручение от 21.10.2020 N 49022 на сумму 1 тыс. рублей; доверенность от 20.05.2020 N б/н; доверенность от 15.07.2020 N б/н; письмо от 08.12.2020. Изменения вносились в зарегистрированный в ЕГРН договор аренды от 27.07.2018 N 11709/1 (далее - договор аренды) и касаются только порядка расчётов между сторонами.
21 декабря 2020 года управление направило в адрес общества уведомление N КУВД-001/2020-27943736/1 о возврате документов без рассмотрения, в связи с отсутствием информации об уплате обществом государственной пошлины в размере 22 тыс. рублей (в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - Налоговый кодекс).
Общество полагая, что управление незаконно отказалось рассматривать заявление о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды установив, что дополнительное соглашение к договору аренды об изменении размера арендной платы не является самостоятельным основанием возникновения права аренды и влечет лишь необходимость внесения изменений в записи в ЕГРН, пришли к выводу, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения определяется подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса и составляет 1 тыс. рублей.
Между тем суды не учли следующего.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно части 1 статьи 9 Закон N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость (в соответствии с частью 2 статьи 7 названного закона входящий в состав ЕГРН) вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей, организацией - 22 тыс. рублей.
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса установлено, что государственная пошлина за внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, уплачивается физическими лицами в размере 350 рублей, организациями - 1 тыс. рублей.
Из названных положений Налогового кодекса следует, что указанные размеры государственной пошлины установлены за осуществление самостоятельных юридически значимых действий - за регистрацию прав (ограничений прав и обременений, сделок) в отношении объектов недвижимости и за внесение изменений в записи ЕГРН.
При этом в силу прямого указания, содержащегося в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, в установленных данной нормой размерах подлежит уплате государственная пошлина за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости.
Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 164 Гражданского кодекса).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса).
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса).
Дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества, включая соглашение, как не содержащее условий, влекущих внесение изменений в записи ЕГРН, так и содержащее такие условия, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации на основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса.
Исходя из положений статей 164 и 609 Гражданского кодекса, при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом и Законом N 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, то есть для организаций - 22 тыс. рублей.
Данная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 N АКПИ20-932, оставленном в силе апелляционным определением от 02.02.2021 N АПЛ20-487 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 N 307-ЭС21-8546.
Принимая во внимание изложенное, и то обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в ЕГРН не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса в размере 1 тыс. рублей.
Суды установили, что представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение к договору аренды изменяет размер арендной платы.
Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59).
При таких обстоятельствах, управление пришло к обоснованному выводу о необходимости уплаты государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, и правомерно возвратило обществу документы, представленные на государственную регистрацию, не уплатившему государственную пошлину в полном объеме.
Поскольку, все существенные по делу обстоятельства установлены судами, однако судами неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты в части удовлетворенных требований общества, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт в указанной части.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А32-9432/2021 в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" о признании незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-27943736/1 о возврате документов без рассмотрения, о возложении обязанности рассмотреть документы по регистрации дополнительного соглашения б/н от 13.10.2020 к договору аренды нежилого помещения от 27.07.2018 N 11709/1 - отказать.
В оставшейся части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом и Законом N 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, то есть для организаций - 22 тыс. рублей.
Данная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 N АКПИ20-932, оставленном в силе апелляционным определением от 02.02.2021 N АПЛ20-487 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 N 307-ЭС21-8546.
Принимая во внимание изложенное, и то обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в ЕГРН не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса в размере 1 тыс. рублей.
Суды установили, что представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение к договору аренды изменяет размер арендной платы.
Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59).
При таких обстоятельствах, управление пришло к обоснованному выводу о необходимости уплаты государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, и правомерно возвратило обществу документы, представленные на государственную регистрацию, не уплатившему государственную пошлину в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф08-10254/21 по делу N А32-9432/2021