Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующего деятельность Банка в Российской Федерации"
В целях привлечения дополнительных источников финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2002 г. N 867 6 декабря 2002 г. подписано Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации (далее - Рамочное соглашение).
Рамочное соглашение подготовлено в соответствии с целями и принципами, изложенными в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 года, и призвано определить условия осуществления Европейским инвестиционным банком (далее - Банк) инвестиций в Российскую экономику.
Европейский инвестиционный банк - является международной финансовой организацией, созданной в 1958 году в соответствии с Римским договором 1957 года о создании Европейского сообщества. Его устав является составной частью Договора о Европейском союзе. Банк обладает полной юридической правосубъектностью и правомочен заключать международные договоры.
Уставной капитал Банка формируется из вкладов государств - членов Банка и составляет 100 млрд.евро. Лимит возможного кредитования Банком различных проектов как в странах ЕС, так и в других странах операций Банка составляет 250 млрд.евро.
Основными целями деятельности Банка являются: содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах сообщества; предоставление займов и гарантий на некоммерческой основе в целях улучшения финансирования во всех секторах экономики.
За пределами ЕС Банк осуществляет финансовые операции как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных средств ЕС или государств-членов при получении соответствующих полномочий.
Российская Федерация не является страной - членом Банка. В связи с этим, 12 марта 2001 г. Министры экономики и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) предоставили Банку специальный мандат на финансирование проектов на территории Российской Федерации на общую сумму 100 млн.евро. При этом были оговорены следующие условия предоставления средств:
экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС,
реализация проектов только в Северо-Западном регионе России,
обязательное участие в реализации проектов других международных финансовых институтов,
обязательное предоставление 100% суверенной гарантии,
своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед странами - участницами Парижского клуба и активное участие России в борьбе с отмыванием капитала.
Консультации с представителями Банка на всех уровнях свидетельствуют о возможности расширения его мандата в части увеличения объема инвестиций и направлений кредитования, а также отказа от условия предоставления суверенной гарантии в случае успешной реализации проектов в рамках действующего мандата.
В соответствии с практикой кредитования, Банк предоставляет кредиты в зависимости от специфики проекта на срок от 7 до 20 лет со льготным периодом от 2 до 6 лет по фиксированной ставке или плавающей ставке.
Таким образом, вступление в силу Рамочного соглашения позволит России в перспективе привлечь с помощью Банка долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, в первую очередь, в инфраструктурные проекты в основном без увеличения государственного внешнего долга.
В целях обеспечения условий для финансирования проектов на территории Российской Федерации проект Рамочного соглашения предусматривает:
освобождение активов, собственности и доходов Банка от прямых налогов, сборов и других обязательных платежей, включая удерживаемые у источника, взимаемых на территории Российской Федерации, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания;
предоставление Банку и получателям кредитов (бенефициарам) права конвертировать российские рубли в иностранную валюту и переводить ее за рубеж в счет обслуживания и погашения предоставленных кредитов в соответствии с процедурами, установленными российским валютным законодательством;
предоставление Банку в отношении его деятельности режима, не менее благоприятного чем режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям в отношении аналогичной деятельности;
предоставление Банку и его сотрудникам привилегий и иммунитетов на территории Российской Федерации;
возможность рассмотрения споров между Российской Федерацией и Банком в связи с финансированием проектов в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
Ряд из указанных положений предусматривает установление иных правил, чем предусмотренные российским законодательством. Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года "О международных договорах Российской Федерации", а также согласно статье 13 Рамочного соглашения и, соответственно, пункта 2 статьи 15 указанного Федерального закона, Рамочное соглашение требует ратификации.
Реализация Рамочного соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В настоящее время Банк выразил готовность предоставить в 2003 году кредиты в рамках действующего мандата для финансирования Проекта завершения строительства защитных сооружений в г.Санкт-Петербурге от наводнений (40 млн.евро) и Проекта строительства Юго-западных очистных сооружений (25 млн.евро - без государственной гарантии). Проводится работа по привлечению кредитов для финансирования природоохранных проектов в Калининградской области. Реализация указанных проектов и последующее расширение мандата Банка возможны только после ратификации Рамочного соглашения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующего деятельность Банка в Российской Федерации"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2002 года N 867 подписано Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), регулирующее деятельность Банка на территории Российской Федерации (далее - Рамочное соглашение).
Рамочное соглашение направлено на привлечение дополнительных источников финансирования с целью реализации инвестиционных проектов в области защиты окружающей среды, инфраструктуры, энергетики, транспорта и промышленности на территории Российской Федерации.
Согласно решению Министров экономики и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) Банку предоставляется специальный мандат для финансирования инвестиционных проектов на территории Российской Федерации на общую сумму около 100 млн. евро. В соответствии с практикой кредитования, ЕИБ предоставляет кредиты в зависимости от специфики проекта на срок от 7 до 20 лет со льготным периодом от 2 до 6 лет по фиксированной или плавающей ставке.
В настоящее время Банк выразил готовность предоставить в 2003 году кредиты в рамках действующего мандата для финансирования Проекта завершения строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (40 млн.евро) и Проекта строительства Юго-западных очистных сооружений (25 млн. евро - без государственной гарантии). Кроме того, проводится работа по привлечению кредитов для финансирования природоохранных проектов в Калининградской области.
Реализация указанных и других инвестиционных проектов возможна только после ратификации Рамочного соглашения. Принятие федерального закона "О ратификации Рамочного соглашения между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.