г. Краснодар |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А61-1690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания (судья Бекоева С.Х., секретарь судебного заседания Канукова М.В.), от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Подгурской А.В. (доверенность от 11.01.2021 и Антоновой Е.И. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база (ИНН 1500000018, ОГРН 1021500671785) - Даниловой И.В. (доверенность от 12.05.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А61-1690/2021, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении ООО "Северо-Осетинского Союза потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 24.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2021, суд привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса, в виде 3 млн рублей штрафа; продукцию, изъятую по протоколу от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1 и актам приема-передачи от 03.09.2020 N у8-13110/07 КМ(1), N у8-13110/07 КМ(2), N у8-13110/07 КМ(3), N у8-13110/07 КМ(4), и находящуюся на хранении в АО "Росспиртпром" по адресу: Ростовская область, Аксайский район, х. Нижнетемерницкий, ул. Гайдара, 6 "А", суд направил на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного. Судебные инстанции указали, что вмененное обществу правонарушение является длящимся и обнаружено должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении при проведении осмотра - 03.09.2020, следовательно, на момент рассмотрения дела в суде годичный срок давности для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса не истек.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты в части привлечения общества к административной ответственности в виде 3 млн. рублей штрафа, производство по делу об административном правонарушении прекратить. По мнению подателя кассационной жалобы, судебные инстанции не учли наличие на момент проверки корпоративного конфликта в обществе, неоднократную смену руководителей (Каргиева А.Т. и Карсанти А.М.), а также то, что на момент проверки Каргиев А.Т. не значился в ЕГРЮЛ директором общества, поэтому не мог получать почтовую корреспонденцию и отдавать распоряжения от имени общества, в связи с чем у Каргиева А.Т. отсутствовала объективная возможность для пресечения незаконного хранения обществом алкогольной продукции, выполненного по распоряжению Карсанти А.М.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. По мнению административного органа, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, получившими оценку судебных инстанций. Довод общества о наличии в организации корпоративного конфликта не является основанием для освобождения общества от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение. Согласно выписке из ЕГРЮЛ на дату проверки руководителем общества являлся Карсанти А.М., у которого, в том числе, и истребовались необходимые сведения и документы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.09.2020 на основании письма УИБиПК МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 02.09.2020 N 4/4232 "О выделении специалистов для участия в проверочных мероприятиях по выявлению и пресечению незаконной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" сотрудники управления совместно с сотрудниками УИБиПК МВД по Республике Северная Осетия-Алания, произвели обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств на территории, где осуществляет деятельность общество по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3 (кадастровый номер 15:09:0010901:37), в ходе которого установили нахождение на указанной территории алкогольной продукции различных наименований, без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также в отсутствие у общества действующей лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением от 03.09.2020 управление возбудило дело об административном правонарушении N 0801/030920/04325 в отношении Союза Потребительских Обществ Республики Северная Осетия-Алания (юридический адрес г. Владикавказ, ул. Ватутина, 58), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса и назначило проведение административного расследования.
Сотрудники управления с участием старшего оперуполномоченного отдела ОЭБиПК МВД по Республике Северная Осетия-Алания майора полиции А.Ч. Гуриева (с/у СЕО N 027574), с соблюдением требований статьи 27.8 Кодекса произвели осмотр территорий, помещений, вещей и документов, находящихся по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3. Согласно протоколу осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1 установлено, что в ходе детального осмотра всей территории и складских помещений по адресу г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, установлено, что в складском помещении (с условным номером 3), согласно порядковому расположению входных ворот, находятся картонные коробки, сложенные на деревянных паллетах. Внутри картонных коробок обнаружена алкогольная продукция в ассортименте.
ФГБУ "ФПК Росреестр" по запросу управления об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, находящийся по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, направленному в рамках дела об административном правонарушении, предоставило выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, согласно которой нежилое складское помещение (литер Б), площадью 2 305,5 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010901:37, по адресу (местоположению) Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, в котором установлено нахождение алкогольной продукции, принадлежит на праве собственности обществу (номер и дата государственной регистрации права от 27.12.2006 N 15-15-01/061/2006-198).
10 сентября 2020 года в соответствии с определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 09.09.2020 N 0801/030920/04325-6 по адресу места нахождения почтового отделения Владикавказ-1, истребованы сведения об адресате, находящемся по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3. Согласно ответу АО "Почта России" почтовая корреспонденция, поступающая по адресу 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, приходит на имя общества.
02 октября 2020 года МИФНС России по г. Владикавказу по запросу управления представила информацию, согласно которой общество является действующим юридическим лицом, осуществляет деятельность по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, что также подтверждается расширенной выпиской из ЕГРЮЛ.
Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении данных, указывающих на наличие в действиях Союза Потребительских Обществ Республики Северная Осетия-Алания, находящегося по адресу: 362002, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 58, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса управление не установило, административный орган 15.12.2020 вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.12.2020 N 0801/030920/04325-14 в отношении указанного юридического лица.
Вместе с тем, усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса, управление 15.12.2020 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 0801/151220/07088, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 Кодекса, и назначило проведение административного расследования.
Для разрешения дела об административном правонарушении 0801/151220/07088-1 определением от 11.01.2021 N 0801/151220/07088-1 управление истребовало у общества: приказ о назначении на должность директора общества Карсанти Асмана Махарбековича; копию паспорта директора общества Карсанти Асмана Махарбековича; копию Устава общества; выписку из ЕГРЮЛ; правоустанавливающие документы на земельный участок, здания и сооружения, находящиеся в пользовании общества, по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3; план с экспликацией территории, которую общество использует для осуществления деятельности (363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации; объяснения законного представителя общества по факту оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3; копии документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (первичные и сопроводительные документы на изъятую продукцию, сертификаты соответствия или декларации о соответствии, ТТН, справки к ТТН, договоры поставки, платежные поручения, акты сверки). Определение управления от 11.01.2021 вручено обществу 15.01.2021 (почтовый идентификатор 80082156813129).
Определением от 28.01.2021, полученным адресатом, указанные документы истребованы и у директора общества Карсанти А.М.
Поскольку по состоянию на 19.02.2021 общество не представило истребованные у него документы, управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 19.02.2021 N 0801/190221/00468, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса и направило материалы в Промышленный районный суд г. Владикавказа, Республики Северная Осетия-Алания.
Административный орган направил запросы администрации г. Владикавказ, ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкаказэнерго", ООО "АВТОГАЗ" о представлении сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества.
Администрация г. Владикавказ 15.02.2021 представила управление копию договора аренды земельного участка от 12.10.1999 N 273, в соответствии с которым, администрация местного самоуправления г. Владикавказа (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор, о том, что арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 3,2276 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, для содержания и эксплуатации существующих помещений. ООО "АВТОГАЗ" 15.03.2021 предоставило управлению сведения о том, что по адресу: 362001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3 указанная организация деятельность никогда не осуществляла, договоров на земельный участок не заключала, каких-либо строений не приобретала. Филиал ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго" 23.03.2021 представил управлению сведения о том, что ОАО "Севкавказэнерго" и обществом заключен договор электроснабжения от 01.01.2005 N 1266 на поставку электрической энергии по адресу: 362001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3.
Согласно протоколу взятия проб и образцов 28.09.2020 N 0801/030920/04325-13 при проведении осмотра принадлежащих обществу территорий, помещений и находящихся там вещей и документов, для проведения физико-химической экспертизы взяты образцы (пробы), которые на основании определения о назначении физико-химической экспертизы по делу об административном правонарушении направлены для проведения экспертизы в Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу. В соответствии с экспертным заключением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (экспертно-аналитический отдел) от 23.10.2020 N 413 предоставленные на испытание образцы, изъятые на территории общества, являются спиртосодержащей продукцией со следующей объемной долей этилового спирта: образец N 1 - 7,7%; образец N 2 - 7,7%; образец N 3 - 12,5%; образец N 4 - 12,0%; образец N 5 - 12,1%; образец N 6 - 10,9%; образец N 7 - 10,8%; образец N 8 - 11,4%; образец N 9 - 7,4%; образец N 10 - 7,7%; образец N 11 - 7,8%; образец N 12 - 7,6%; образец N 13 - 12,2%.
Установив нарушение обществом положений статьи 18, абзаца 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 27.04.2021 N 0801/151220/07088-12 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее 3 млн рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе ответы на запросы управления администрации г. Владикавказа, Филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго", ООО "АВТОГАЗ", МИФНС России по г. Владикавказу, АО "Почта России", ФГБУ "ФПК Росреестр", протокол осмотра от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1 с приложением фото-видео материалов на материальном носителе (CD-диск), экспертное заключение от 23.10.2020 N 413 с протоколами испытаний, протокол об административном правонарушении от 27.04.2021 N 0801/151220/07088-12 и другие представленные в материалы дела доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере регулирования оборота этилового спирта и алкогольной продукции, выразившемся в осуществлении оборота (хранения) спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, руководствуясь положениями статей 1, 2, 18, 20, 25, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод общества о наличии корпоративного конфликта в обществе, отметив, что указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности. Общество документально не обосновало невозможность соблюдения требований Закона N 171-ФЗ о недопущении безлицензионного оборота спиртосодержащей продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при должной степени заботливости и осмотрительности.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере регулирования оборота этилового спирта и алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило.
Разрешая судьбу арестованной и изъятой согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1, актам приема-передачи от 03.09.2020 N у8-13110/07 КМ(1), у8-13110/07 КМ(2), у8-13110/07 КМ(3), у8-13110/07 КМ(4), спиртосодержащей продукции, находящейся на хранении в АО "Росспиртпром", суды правильно применили положения статей 3.7, 29.10 Кодекса, статьи 25 Закона N 171-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и, сделав вывод о том, что спорная спиртосодержащая продукция находилась в незаконном обороте, обоснованно направили ее на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А61-1690/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере регулирования оборота этилового спирта и алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
...
Разрешая судьбу арестованной и изъятой согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1, актам приема-передачи от 03.09.2020 N у8-13110/07 КМ(1), у8-13110/07 КМ(2), у8-13110/07 КМ(3), у8-13110/07 КМ(4), спиртосодержащей продукции, находящейся на хранении в АО "Росспиртпром", суды правильно применили положения статей 3.7, 29.10 Кодекса, статьи 25 Закона N 171-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и, сделав вывод о том, что спорная спиртосодержащая продукция находилась в незаконном обороте, обоснованно направили ее на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф08-12216/21 по делу N А61-1690/2021