Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 6 декабря 2023 г. N 3.1-02/4867@
по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятому Государственной Думой 30 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 487343-8) внесен в Государственную Думу 16 ноября 2023 года депутатом Государственной Думы А.В. Горелкиным и принят 28 ноября 2023 года в первом чтении, 30 ноября 2023 года - во втором и третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на обеспечение стабильного функционирование российских информационных ресурсов.
Федеральный закон уточняет порядок проведения авторизации пользователей на информационных ресурсах в сети "Интернет" с использованием абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи, а также порядок использования владельцем информационного ресурса в сети "Интернет" информационной системы, обеспечивающей авторизацию пользователей информационных ресурсов в сети "Интернет".
Федеральным законом от 31 июля 2023 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О связи" статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" была дополнена новой частью 10, в соответствии с которой владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации и осуществляющий свою деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в случае, если доступ к информации, размещенной на его сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в его информационной системе, и (или) программе для электронных вычислительных машин, предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию, будет обязан проводить ее в отношении пользователей, находящихся на территории Российской Федерации, одним из указанных способов.
Один из способов проведения авторизации предусматривает использование информационной системы, владельцем которой является гражданин Российской Федерации, не имеющий другого гражданства, или российское юридическое лицо, находящееся под контролем Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования, и (или) гражданина Российской Федерации, не имеющего гражданства другого государства, и (или) контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые указанным юридическим лицом, в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал данного юридического лица. Владельцами информационных ресурсов осуществляется проведение мероприятий для соответствия вышеуказанным требованиям.
В целях обеспечения стабильного функционирования российских информационных ресурсов до завершения указанных мероприятий Федеральный закон предлагает установить переходный период, в соответствии с которым до 1 января 2025 года владельцы информационных ресурсов смогут проводить авторизацию с использованием информационной системы, владельцем которой в частности может являться сам владелец информационного ресурса, российское юридическое лицо, находящееся под контролем владельца информационного ресурса.
Федеральный закон позволит сохранить для российских пользователей привычные способы авторизации до завершения мероприятий по переводу под российский контроль организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.