Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года утвержден Закон "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". В этот Указ по идеологическим причинам не были включены Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. В 1995 г. в Государственную Думу был внесен проект закона о распространении некоторых социальных гарантий закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" на Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Однако этот закон не был принят из-за возражения Правительства Российской Федерации. Основным мотивом возражения было: "... статусы Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда изначально были социально различными, установление для этих категорий граждан одинаковых льгот и преимуществ было бы несправедливым" (письмо от 05 июля 1995 г. N 2052п-П12). Такое утверждение совершенно не соответствовало действительности.
Права и социальные гарантии Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и награжденных орденом Славы трех степеней были установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06 сентября 1967 г. По всем пунктам этого Указа льготы были однозначно одинаковыми как для одних, так и для других. Указанные права и льготы в 1974 г. были распространены на граждан, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней.
С января 1997 г. вступил в силу Федеральный закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09 января 1997 г. N 5-ФЗ. Согласно этому закону Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы не имеют шести льгот, которые предоставлены Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и награжденные орденом Славы, а в пяти - они меньше по объему и составу. Таким образом, законодательно поставлены в неравные условия Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы по сравнению с гражданами, отмеченными званием Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и орденом Славы трех степеней.
Звание Героя Социалистического Труда было учреждено 27 декабря 1938 г., когда выдающиеся достижения в труде определяли развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, науки и культуры. Почти 20 тыс. человек были удостоены этого высокого звания.
Героические трудовые подвиги этих людей не могут с течением времени утратить свою значимость и тем более противопоставляться геройским подвигам, что сделано в последнее десятилетие. Нельзя забыть, что боевая техника и космические аппараты, на которых совершили подвиги граждане, удостоенные звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, создавались конструкторами трижды Героями Социалистического Труда Ильюшиным С.В. и Туполевым А.Н., конструкторскими бюро дважды Героев Социалистического Труда Яковлева А.С., Сухого П.О., Королева С.П., Пилюгина Н.А., Янгеля И.К., что наша атомная промышленность создана трижды Героями Социалистического Труда Курчатовым И.В., Александровым А.П., Славским Е.П.; неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства внесен дважды Героем Социалистического Труда Мальцевым Т.С.; в строительство - дважды Героем Социалистического Труда Злобиным Н.А.
Настоящий законопроект вносится с целью установления социальной справедливости к данной категории граждан и предусматривает распространение прав и гарантий, предусмотренных общественным организациям Героев Советского Союза., Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, на общественные организации Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы; льгот, предоставляемых семьям Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, на переживших супругов Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы; льгот по ритуальным услугам, оказываемых Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней на Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
1. По данным Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам на территории Российской Федерации на 01.01.1997 г. проживало Героев Социалистического Труда и награжденных орденом Трудовой Славы - 4427 чел., на 01.01.2002 г. - 3467 чел.
За пять лет убыло 960 чел. (4427 - 3467), ежегодно 192 чел. Учитывая 2002 и 2003 годы убыль составит 960 + 384 = 1344 чел.
Считая естественную убыль граждан этой категории 10% в год, социальные гарантии, предусматриваемые настоящим законопроектом, будут распространяться не более чем на 30% переживших супругов с 1967 г. по 2004 г. (1344 х 30% = 403) или примерно 400 чел.
В федеральном бюджете 2003 г. на финансирование расходов по Закону Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральному закону "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" предусмотрено 158 325 тыс.руб. или 30,0 тыс.руб. в год на человека (проживает в России граждан этой категории порядка 5200 чел.). Льготы, предусмотренные в статье 2 и 3 законопроекта, составляют не более 50% всех расходов (30,0 тыс.руб. х 0,5 х 400 = 6 000 000 руб.).
Учитывая, что граждане этой категории пользуются льготами Федерального закона "О ветеранах" и эти льготы составляют не менее 30% льгот, предусматриваемых статьями 2 и 3 настоящего законопроекта, расходы составят 6 000 000 х 0,7 = 4 200 000 руб. в год.
С даты вступления в силу закона дополнительных средств на реализацию социальных гарантий, предусмотренных в статьях 2 и 3, не потребуется.
2. Дополнительные расходы, связанные с оказанием ритуальных услуг, изготовлением и установкой надгробного памятника, составят:
200 х 30 000 = 6 000 000 руб. (6 млн. в год), где 200 чел. - ежегодное убытие Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы; 30 тыс.руб. - расходы на эти цели для Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
3. Общие расходы на реализацию законопроекта составят 4,2 + 6 = 10,2 млн.руб. в год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
В связи с принятием настоящего федерального закона не потребуется признание# утратившими силу, приостановление,# изменение,# дополнение# или принятие# каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.