Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 448506-8 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения размера социального налогового вычета), внесенному депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, С.Д. Леоновым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) увеличив со 120 000 до 360 000 рублей (в 3 раза) предельный размер общей суммы социальных налоговых вычетов по расходам на собственное обучение, лечение и приобретение лекарств (за исключением расходов на дорогостоящее лечение), физкультурно-оздоровительные услуги, по оплате прохождения независимой оценки квалификации, по расходам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни.
В настоящее время указанные социальные налоговые вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. Обращаем внимание, что Федеральным законом от 28.04.2023 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2024 года предусматривается повышение предельного размера социального налогового вычета со 120 000 рублей до 150 000 рублей.
Одновременно следует отметить, что социальные налоговые вычеты являются формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц, позволяют частично уменьшить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц отдельных категорий налогоплательщиков. При определении размеров налоговых вычетов необходимо принимать во внимание совокупность всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации адресных социальных выплат.
Обращаем также внимание, что налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, при этом поступления указанного налога подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Реализация законопроекта повлечет выпадающие доходы указанных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем, в материалах к законопроекту сведения об объеме выпадающих доходов отсутствуют.
При этом исходя из данных статистической налоговой отчетности за 2022 год по сведениям, представленным налоговыми агентами, сумма полученных социальных налоговых вычетов составила 14,7 млрд. рублей, за 2021 год, согласно отчету о декларировании доходов физическими лицами, сумма предоставленных социальных налоговых вычетов составила 125,8 млрд. рублей. С учетом этого увеличение предельного размера общей суммы социальных налоговых вычетов в 3 раза может повлечь существенное увеличение выпадающих доходов.
Также отмечаем, что согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его реализация потребует с 2024 года дополнительные средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с необходимостью возврата части налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что в Федеральном законе от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" указанные выпадающие доходы не учтены в прогнозе поступлений в федеральный бюджет.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают законопроект.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера также не поддерживают законопроект.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект N 448506-8 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.