Проект федерального закона N 301506-3
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава 2. Порядок и условия выплаты возмещения по (ст.ст. 7 - 13)
вкладам
Глава 3. Статус, цель деятельности и полномочия (ст.ст. 14 - 26)
организации, осуществляющей функции по
страхованию вкладов
Глава 4. Организационные основы системы страхования (ст.ст. 27 - 32)
вкладов
Глава 5. Финансовые основы системы страхования вкладов (ст.ст. 33 - 42)
Глава 6. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 43 - 51)
Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенция и порядок осуществления деятельности организации, осуществляющей функции по страхованию вкладов, процедура выплаты возмещения по вкладам, регулируются отношения между банками Российской Федерации, организацией, осуществляющей функции по страхованию вкладов. Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые
1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках (далее - система страхования вкладов), формированию и использованию ее денежного фонда, выплате возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения по осуществлению государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов и иные отношения, возникающие в данной сфере.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты доходов по ним.
4. В соответствии с целями настоящего Федерального закона устанавливаются особенности правового статуса участников системы обязательного страхования вкладов и определения существенных условий обязательного страхования вкладов, страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.
5. Отношения, связанные с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, когда предметом регулирования являются правоотношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) банк - кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности");
2) вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты, увеличившие сумму вклада;
3) реестр банков - перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов;
4) вкладчик - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад;
5) возмещение по вкладам (страховое возмещение) - денежная сумма, подлежащая выплате вкладчику в соответствии с настоящим Федеральным законом при наступлении страхового случая;
6) лицензия Банка России - разрешение на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
7) дефицит - недостаток фонда страхования вкладов для осуществления возмещений по вкладам в установленные настоящим Федеральным законом сроки.
Статья 3. Основные принципы системы страхования вкладов
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
Статья 4. Участники системы страхования вкладов
Участниками системы страхования вкладов являются:
1) вкладчики, признаваемые для целей настоящего Федерального закона выгодоприобретателями;
2) банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаваемые для целей настоящего Федерального закона страхователями;
3) организация, осуществляющая функции по страхованию вкладов, определяемая настоящим Федеральным законом и признаваемая для целей настоящего Федерального закона страховщиком (далее - Агентство);
4) органы исполнительной власти Российской Федерации и Банк России при осуществлении ими функций, вытекающих из настоящего Федерального закона.
Статья 5. Вклады, страхование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат страхованию вклады в порядке, размерах и на условиях, которые установлены главой 2 настоящего Федерального закона, за исключением денежных средств, указанных в части 2 настоящей статьи.
2. В соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат страхованию денежные средства:
1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
4) размещенные во вклады, права требования по которым к банку уступлены вкладчиком третьему лицу (лицам) после наступления страхового случая;
5) размещенные во вклады в филиалах российских банков, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
3. Страхование вкладов осуществляется в силу настоящего Федерального закона и не требует заключения договора страхования.
Статья 6. Участие банков в системе страхования вкладов
1. Участие в системе страхования вкладов в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательно для всех банков.
2. Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.
3. Банки обязаны:
1) уплачивать страховые взносы в фонд страхования вкладов;
2) предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в функционировании системы страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
3) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
4) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий сформировать на любую дату реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;
5) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Глава 2. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам
Статья 7. Права вкладчиков
1. Вкладчики имеют право:
1) получать возмещение по вкладам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
2) сообщать Агентству о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;
3) получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов о размерах и порядке получения возмещения по вкладам.
2. Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между суммой требований вкладчика к данному банку и размером выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Страховой случай
1. Для целей настоящего Федерального закона страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:
1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) введение Банком России в соответствии с действующим законодательством моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
2. Страховой случай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России об отзыве (аннулировании) у банка лицензии на осуществление банковских операций либо акта Банка России о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Статья 9. Возникновение права на возмещение по вкладам
Право вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая.
Статья 10. Порядок обращения за возмещением по вкладам
1. Вкладчик банка (или его представитель) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая, до даты завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория.
2. В случае пропуска вкладчиком срока для обращения с требованием о возмещении по вкладам указанный в части 1 настоящей статьи срок по заявлению вкладчика может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) обращению вкладчика с требованием о выплате возмещения по вкладам препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
2) вкладчик проходит военную службу по призыву или находится в составе Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований, органов), переведенных на военное положение, - на период такой службы (военного положения);
3) причина пропуска связана с личностью вкладчика (в том числе с тяжелой болезнью, беспомощным состоянием).
3. Решение правления Агентства об отказе в восстановлении пропущенного срока обращения вкладчика с требованием о выплате возмещения по вкладам может быть обжаловано вкладчиком в суд.
4. При обращении в Агентство о выплате возмещения по вкладам вкладчик (или его представитель) представляет:
1) заявление по форме, определенной Агентством;
2) документы, удостоверяющие личность вкладчика (или его представителя);
3) в случае обращения вкладчика через представителя представляется нотариально удостоверенная доверенность.
Статья 11. Размер возмещения по вкладам
1. Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам перед этим вкладчиком у банка, в отношении которого наступил страховой случай. При исчислении суммы обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады, застрахованные в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.
2. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 процентов от суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100000 рублей.
3. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств банка по которым превышает 20000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
4. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, вклады в которых имеет вкладчик, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.
5. Размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая.
6. В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, конкретный размер возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню наступления страхового случая.
7. Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.
Статья 12. Порядок выплаты возмещения по вкладам
1. Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств перед вкладчиками направляет в банк, а также для опубликования в "Вестник Банка России" и печатный орган по месту расположения банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.
2. Указанную в части 1 настоящей статьи информацию вкладчик вправе получить непосредственно в банке, в отношении которого наступил страховой случай, а также в Агентстве.
3. При предоставлении вкладчиком (или его представителем) в Агентство документов, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, Агентство предоставляет вкладчику выписку из реестра обязательств банка перед вкладчиками с указанием размера возмещения по его вкладам.
4. Выплата возмещения производятся Агентством в соответствии с реестром обязательств перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, но не ранее четырнадцати дней со дня наступления страхового случая.
5. При выплате возмещения по вкладам Агентство предоставляет вкладчику справку о выплаченных суммах и вкладах, в счет возмещения которых они были выплачены и направляет ее копию в банк.
6. При невыплате по вине Агентства согласованной суммы в установленные настоящей статьей сроки Агентство уплачивает вкладчику проценты на сумму невыплаты, исчисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России.
7. В случае несогласия вкладчика с размером возмещения, подлежащего выплате, Агентство предлагает вкладчику представить Агентству дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований, и направляет их в банк для рассмотрения. В течение десяти дней со дня получения указанных документов банк обязан направить в Агентство сообщение о результатах рассмотрения требований вкладчика и при необходимости, - об изменениях в реестре обязательств банка перед вкладчиками.
8. После согласования с банком и вкладчиком суммы обязательств банка на основании дополнительно представленных документов Агентство выплачивает вкладчику сумму возмещения по вкладам в установленном порядке.
9. В случае восстановления в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, срока для обращения с требованием о возмещении, вкладчик вправе получить возмещение в размере, соответствующем сумме обязательств, указанной в реестре обязательств банка перед вкладчиком.
10. При несогласии с размером подлежащего выплате возмещения вкладчик вправе обратиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в суд с иском об установлении состава и размера соответствующих требований, а также подлежащего выплате возмещения по вкладам.
11. Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.
12. Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных документов, а также непосредственно выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через уполномоченные банки, действующие от его имени и за его счет. Порядок взаимодействия уполномоченных банков с Агентством, включая нормы компенсации затрат уполномоченных банков, устанавливается советом директоров Агентства. Порядок конкурсного отбора уполномоченных банков устанавливается советом директоров Агентства по согласованию с федеральным антимонопольным органом.
13. Выплата возмещения по вкладам производится в валюте Российской Федерации.
Статья 13. Переход права требования вкладчика после выплаты возмещения по вкладам
1. К Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай.
2. В ходе конкурсного производства в банке, в отношении которого наступил страховой случай, требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, удовлетворяются в первой очереди кредиторов.
3. В делах о банкротстве и в процедурах банкротства банков требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
4. После выплаты Агентством возмещения по вкладам уполномоченный орган принимает меры по взысканию с банка сумм задолженности перед Агентством, на которые оно получило право в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сумма взысканной задолженности подлежит зачислению в фонд страхования вкладов.
5. По истечении срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, установленного Банком России, Агентство вправе предоставить банку, вкладчикам которого были осуществлены выплаты возмещения по вкладам, отсрочку или рассрочку по погашению задолженности.
6. Отсрочка по погашению задолженности может быть предоставлена на срок до шести месяцев с единовременной уплатой суммы задолженности.
7. Рассрочка по погашению задолженности может быть предоставлена на срок до одного года с поэтапной уплатой суммы задолженности.
8. На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.
Глава 3. Статус, цель деятельности и полномочия организации, осуществляющей функции по страхованию вкладов
Статья 14. Организация, осуществляющая функции по страхованию вкладов
1. В целях осуществления функций по страхованию вкладов создается Агентство по страхованию вкладов (Агентство).
2. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
3. Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
4. Агентство имеет счет в Банке России.
5. Местонахождением центральных органов Агентства является город Москва.
Статья 15. Цель деятельности и полномочия Агентства
1. Целью деятельности Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
2. При осуществлении функций по страхованию вкладов Агентство:
1) организует учет банков (ведет реестр банков);
2) осуществляет сбор страховых взносов банков и контроль за их поступлением в фонд страхования вкладов;
3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков и выплате им возмещения по вкладам;
4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам, нарушившим нормы настоящего Федерального закона, мер ответственности, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нормативными актами Банка России;
5) размещает и (или) инвестирует временно свободные средства фонда страхования вкладов в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;
6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
7) определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона;
8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с настоящим Федеральным законом целей.
3. Осуществление Агентством функций по страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
Статья 16. Имущество Агентства
1. Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона, страховых взносов банков в фонд страхования вкладов, уплачиваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также за счет доходов, получаемых от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.
2. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
3. Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Органы управления Агентства
Органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.
Статья 18. Совет директоров Агентства
1. Высшим органом управления Агентства является совет директоров Агентства. В совет директоров Агентства входят 13 членов - семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.
2. Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации.
3. Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4. Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим.
5. Заседание совета директоров Агентства проводится председателем совета директоров Агентства, а в его отсутствие - лицом, уполномоченным председателем совета директоров Агентства.
6. Протокол заседания совета директоров Агентства подписывается председательствующим на заседании совета директоров Агентства. Мнение членов совета директоров Агентства, при голосовании оставшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.
Статья 19. Полномочия совета директоров Агентства
При осуществлении функций по страхованию вкладов совет директоров Агентства:
1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство Российской Федерации для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;
2) устанавливает ставку страховых взносов банков в фонд страхования вкладов;
3) определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных средств Агентства, в том числе предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых средств;
4) принимает решение о наличии дефицита фонда страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации не позднее пяти дней с даты получения уведомления от правления Агентства;
5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда страхования вкладов;
6) утверждает порядок расчета страховых взносов банков в фонд страхования вкладов;
7) утверждает годовой отчет Агентства;
8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) утверждает смету расходов Агентства;
10) утверждает организационную структуру Агентства;
11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;
12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;
13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;
14) назначает аудитора Агентства;
15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;
16) утверждает регламент работы правления Агентства;
17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;
18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных долговых обязательств;
19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статья 20. Правление Агентства
1. Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.
2. Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров Агентства по предложению генерального директора Агентства.
3. Члены правления Агентства работают в Агентстве на постоянной основе.
4. Члены правления Агентства могут быть освобождены от должности:
1) по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - генеральным директором Агентства;
2) до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - советом директоров Агентства по представлению генерального директора Агентства.
5. Правление Агентства действует на основании утверждаемого советом директоров Агентства регламента правления, которым устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.
6. На заседании правления Агентства ведется протокол. Протокол заседания правления Агентства представляется членам совета директоров Агентства, внешнему и внутреннему аудитору по их требованию.
7. Проведение заседаний правления Агентства организует генеральный директор Агентства или лицо, им уполномоченное. Протоколы заседания правления Агентства подписываются председательствовавшим на заседании правления и одним из членов правления Агентства, присутствовавших на заседании.
Статья 21. Полномочия правления Агентства
При осуществлении функций по страхованию вкладов правление Агентства:
1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
2) принимает решение о включении банка в реестр банков и исключении банка из реестра банков в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, о направлениях, условиях и порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных средств фонда страхования вкладов;
5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда страхования вкладов, достаточного для выплат возмещения по вкладам, прогнозируемых в предстоящем году, о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда страхования вкладов в предстоящем году;
6) направляет совету директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда страхования вкладов на основе данных реестров, формирование которых предусмотрено частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, не позднее трех дней с даты получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона;
7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;
8) представляет совету директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;
9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.
Статья 22. Генеральный директор Агентства
1. Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства за один месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства.
2. Генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в следующих случаях:
1) истечения срока своих полномочий;
2) личного заявления об отставке, подаваемого председателю совета директоров Агентства;
3) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;
4) нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.
Статья 23. Полномочия генерального директора Агентства
Генеральный директор Агентства:
1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;
3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
4) распределяет обязанности между своими заместителями;
5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;
6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.
Статья 24. Отчетность Агентства
1. Отчетный период Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
2. Годовой отчет Агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта.
3. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство Российской Федерации и в Банк России.
4. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете".
5. Годовой отчет Агентства включает:
1) отчет о деятельности Агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования средств фонда страхования вкладов;
2) годовой бухгалтерский баланс Агентства;
3) отчет о движении средств фонда страхования вкладов;
4) отчет о прибылях (убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных средств Агентства;
5) реестр банков.
6. Достоверность годового бухгалтерского баланса, отчета о движении средств фонда страхования вкладов, отчета о прибылях (убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования средств Агентства подтверждается независимой аудиторской организацией.
Статья 25. Аудит Агентства
1. Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства.
2. Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.
3. Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства.
Статья 26. Реорганизация и ликвидация Агентства
Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации (ликвидации) и использования имущества Агентства.
Глава 4. Организационные основы системы страхования вкладов
Статья 27. Основы взаимодействия Агентства, органов государственной власти и Банка России
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и Банк России не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.
2. Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
3. В целях информационного обеспечения функционирования системы страхования вкладов Банк России направляет Агентству отчетность банков и иную необходимую информацию
4. Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информирует Агентство:
1) о выдаче банку лицензии Банка России;
2) о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;
3) о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничения) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, отзыве (аннулировании), а также замене лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
4) о реорганизации банка;
5) о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
5. Агентство не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информирует Банк России:
1) о внесении банка в реестр банков, формируемый в соответствии с настоящим Федеральным законом, и об исключении банка из указанного реестра;
2) об изменении ставки страховых взносов.
6. Агентство вправе обращаться в Банк России с предложениями:
1) о проведении проверки банка Банком России. Порядок участия служащих Агентства в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством;
2) о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.
7. О принятом решении о проведении проверки банка Банком России и о применении Банком России к банку мер ответственности Банк России сообщает Агентству в течение 15 дней с даты получения соответствующего предложения.
Статья 28. Постановка на учет и снятие с учета в системе страхования вкладов. Реестр банков
1. Постановка банка на учет в системе страхования вкладов осуществляется Агентством путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии Банка России.
2. Агентство вносит банк в реестр банков в день получения уведомления Банка России, указанного в части 1 настоящей статьи.
3. Банк снимается Агентством с учета в системе страхования вкладов путем его исключения из реестра банков в следующих случаях:
1) отзыв (аннулирование) Банком России лицензии на осуществление банковских операций и завершение Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам, установленной настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии на осуществление банковской деятельности и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками. Одновременно с принятием такого решения банк обязан уведомить всех вкладчиков о своем выходе из системы страхования вкладов;
3) прекращение деятельности банка в связи с его реорганизацией.
4. Информация о внесении банка в реестр банков и исключении банка из реестра банков подлежит опубликованию Агентством в "Вестнике Банка России" и "Российской газете". Порядок ведения реестра банков устанавливается Агентством.
5. Агентство направляет в банк информацию о его включении в реестр банков, исключении из реестра банков, порядке расчета и уплаты страховых взносов не позднее дня, следующего за днем принятия Агентством соответствующего решения, а также регулярно предоставляет банку иные необходимые сведения о системе страхования вкладов.
6. Плата за постановку банка на учет и снятие с учета в системе страхования вкладов не взимается.
Статья 29. Получение Агентством отчетности банков и иной информации
1. Состав отчетности банков и иной информации, направляемой Банком России в Агентство, а также срок направления определяются Банком России по согласованию с Агентством.
2. По вопросам участия банков в системе страхования вкладов Агентство вправе на основании мотивированного запроса (в письменной форме) получать от банков разъяснения, касающиеся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, об исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Указанные разъяснения направляются банками в Агентство в течение 15 дней с даты получения соответствующего запроса, если Агентством не определен больший срок их направления.
Статья 30. Порядок взаимодействия Агентства и банка, в отношении которого наступил страховой случай
1. Банк, в отношении которого наступил страховой случай, в семидневный срок со дня наступления страхового случая предоставляет Агентству реестр обязательств перед вкладчиками, подтверждающий прием денежных средств во вклады, которые страхуются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В случае удовлетворения (частичного удовлетворения) банком требования вкладчика, в том числе в ходе конкурсного производства, банк (конкурсный управляющий) обязан в тот же день направить Агентству соответствующие сведения и документы.
3. Агентство вправе запрашивать и получать в банке, в отношении которого наступил страховой случай, дополнительную информацию, в том числе копии документов, если представленной указанным банком в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи информации недостаточно для осуществления мероприятий по выплате возмещения по вкладам. Банк, в отношении которого наступил страховой случай, обязан представить Агентству требуемую информацию в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса Агентства.
4. Агентство еженедельно сообщает банку, в отношении которого наступил страховой случай, информацию о вкладчиках этого банка, получивших возмещение по вкладам, о суммах, выплаченных Агентством, а также о вкладах, в счет возмещения которых они были выплачены.
Статья 31. Служебная, коммерческая и банковская тайна
1. Агентство вправе получать информацию, составляющую коммерческую, служебную и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им функций, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Агентство обязано предоставить ставшую ему известной информацию об операциях банка, в отношении которого наступил страховой случай, по счетам и вкладам, о его финансовом состоянии, а также иную информацию, являющуюся банковской и коммерческой тайной указанного банка, по запросу суда, а также Банка России.
3. В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную и банковскую тайну, Агентство обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.
Статья 32. Участие служащих Агентства в проверках банков
Банк России привлекает служащих Агентства к участию в проверках банков по вопросам объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения ими иных обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Глава 5. Финансовые основы системы страхования вкладов
Статья 33. Фонд страхования вкладов
1. Фонд страхования вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества (средств), формируемых и используемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Фонд страхования вкладов принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
3. Фонд страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства. По фонду страхования вкладов ведется обособленный учет.
4. Денежные средства фонда страхования вкладов учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает проценты по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.
5. На фонд страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случая, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет фонда страхования вкладов по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.
Статья 34. Источники формирования фонда страхования вкладов
Фонд страхования вкладов формируется за счет:
1) страховых взносов банков, установленных настоящим Федеральным законом;
2) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату банками страховых взносов в фонд страхования вкладов;
3) средств, получаемых от удовлетворения требований Агентства, приобретенных в результате выплаты возмещения по вкладам;
4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных средств фонда страхования вкладов;
6) первоначального взноса в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона;
7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Страховые взносы банков
1. Страховые взносы в фонд страхования вкладов едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций или исключения банка из реестра банков в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона.
2. Первым расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период со дня внесения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала, в котором банк был внесен в реестр банков.
3. Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность данного банка уплачивать страховые взносы на время действия моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория.
Статья 36. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов банков
1. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов банков является календарный квартал года.
2. Расчетная база для исчисления страховых взносов (далее - расчетная база) определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств на вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. По вкладам, сделанным в иностранной валюте, ежедневные балансовые остатки включаются в расчет в рублевом эквиваленте по официальному курсу, устанавливаемому Банком России ежедневно.
4. Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период.
5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ставка страхового взноса может быть увеличен до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение восемнадцати месяцев.
6. Ставка страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма средств фонда страхования вкладов, включая средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, превысит 5 процентов от общей суммы вкладов в банках.
7. Ставка страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. При изменении ставки страховых взносов банков новая ставка вводится не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения.
8. Решение об установлении ставки страховых взносов банков публикуется в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
9. Порядок исчисления расчетной базы устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый порядок подлежит применению со следующего расчетного периода. При этом новый порядок расчета должен быть доведен до сведения банков не позднее чем за 30 дней до начала нового расчетного периода.
10. Расчет страховых взносов в фонд страхования вкладов осуществляется банками самостоятельно.
11. Уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов производится в течение пяти дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются средства фонда страхования вкладов.
12. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания средств с корреспондентского счета банка в Банке России.
13. Сумма излишне уплаченного страхового взноса подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возврату в случае прекращения в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона обязанности банка уплачивать страховые взносы.
14. Уплата страховых взносов осуществляется в валюте Российской Федерации.
15. Уплата страховых взносов банками автоматически приостанавливается с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма средств фонда страхования вкладов, включая средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, превысит 10 процентов от общей суммы вкладов в банках.
16. Уплата страховых взносов банками автоматически возобновляется с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма средств фонда страхования вкладов, включая средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, составит менее 10 процентов от общей суммы вкладов в банках.
Статья 37. Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов банков
1. За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов в фонд страхования вкладов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени.
2. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую банк должен уплатить сверх страховых взносов в случае уплаты последних в сроки более поздние по сравнению с установленными сроками.
3. Агентство имеет право требовать от банков произвести перечисление неуплаченных страховых взносов и начисленных пеней и информировать Банк России о факте неуплаты.
4. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
5. Пени за каждый день просрочки устанавливаются в процентах от своевременно не уплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней за один день просрочки соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней.
6. Взыскание сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке. Указанные суммы подлежат зачислению на счет Агентства по учету средств фонда страхования вкладов.
Статья 38. Инвестирование временно свободных средств фонда страхования вкладов
1. Инвестирование временно свободных денежных средств фонда страхования вкладов осуществляется в целях развития системы страхования вкладов на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых финансовых инструментов.
2. Направления, порядок и условия инвестирования временно свободных средств фонда страхования вкладов, в том числе предельный размер инвестируемых средств, ежегодно определяются советом директоров Агентства.
3. Средства фонда страхования вкладов могут быть размещены (инвестированы) в:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
7) ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;
8) депозиты и ценные бумаги Банка России.
4. Не допускается размещение средств фонда страхования вкладов в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
5. Средства фонда страхования вкладов не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве, либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.
6. Размещение средств фонда страхования вкладов в активы:
1) указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, разрешается только, если они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством Российской Федерации для размещения средств институциональных инвесторов;
2) указанные в пунктах 2-4 и 6 части 3 настоящей статьи, разрешается только, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
7. Использование срочных сделок (покупка опционов на ценные бумаги, заключение фьючерсных и форвардных контрактов) допускается исключительно в целях страхования (хеджирования) рисков в порядке, предусмотренном федеральными законами.
8. Финансовые инструменты, приобретаемые за счет средств фонда страхования вкладов, являются его неотъемлемой частью и отражаются на балансе, на котором учитывается этот фонд.
Статья 39. Направления расходования средств фонда страхования вкладов
Средства фонда страхования вкладов направляются Агентством на выплату возмещения по вкладам, а также на расходы, связанные с осуществлением функций по страхованию вкладов, и иные цели в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 40. Финансирование расходов Агентства
1. Расходы Агентства на проведение мероприятий, связанных с деятельностью по страхованию вкладов, осуществляются за счет имущества Агентства.
2. В случае недостаточности указанных доходов финансирование мероприятий, связанных с деятельностью по страхованию вкладов, осуществляется по предложению совета директоров Агентства за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Статья 41. Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов
1. Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается имуществом Агентства и средствами федерального бюджета в порядке и на условиях, установленным настоящим федеральным законом и бюджетным законодательством Российской Федерации.
2. В федеральном законе о федеральном бюджете на каждый бюджетный год устанавливается право Правительства Российской Федерации выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования на цели обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем бюджетных расходов на данные цели.
3. В случае подтверждения советом директоров Агентства решения правления Агентства о невозможности возмещения вкладов в установленные настоящим законом сроки без пополнения фонда страхования вкладов за счет дополнительных средств (кроме взносов банков и иных запланированных поступлений), совет директоров Агентства принимает одно из следующих решений в срок, не превышающий 7 календарных дней после наступления страхового случая:
1) если рассчитанный правлением Агентства недостаток средств составляет не более 1 млрд. рублей, совет директоров Агентства обращается с просьбой к Правительству Российской Федерации о выделении соответствующих средств Агентству в виде беспроцентной бюджетной ссуды. Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение в срок, не превышающий 7 календарных дней;
2) если рассчитанный правлением Агентства недостаток средств превышает 1 млрд. рублей, совет директоров Агентства обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных средств из федерального бюджета. В случае отсутствия возможности выделения дополнительных средств из федерального бюджета в рамках полномочий Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную думу Российской Федерации проект соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий бюджетный год в срок не более 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоров Агентства.
4. В целях восстановления фонда страхования вкладов совет директоров Агентства может устанавливать повышенную ставку страховых взносов банков в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 42. Контроль за функционированием системы страхования вкладов
1. Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством Российской Федерации и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.
2. Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проверки использования Агентством фонда страхования вкладов.
3. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в фонд страхования вкладов, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Статья 43. Особенности постановки на учет в системе страхования вкладов банков, имеющих лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
1. Банк, имеющий лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, ставится на учет в системе страхования вкладов путем внесения его Агентством в реестр банков на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения относительно соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
2. Агентство вносит банк в реестр банков не позднее следующего рабочего дня после дня получения уведомления Банка России, указанного в части 1 настоящей статьи.
3. Вклады в банке, имеющем лицензию Банка России на дату вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат страхованию в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, со дня его постановки на учет в системе страхования вкладов.
Статья 44. Требования к участию в системе страхования вкладов банков, имеющих лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Банк, имеющий лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов (далее - требования) при соответствии им одновременно следующим условия:
1) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;
2) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
3) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;
4) меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", статьей 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с частью 4 статьи 45 настоящего Федерального закона.
2. Учет и отчетность банка признается Банком России достоверными в случае, если одновременно:
1) учет и отчетность банка соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике банка;
2) возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не влияют существенным образом на качество оценки его финансовой устойчивости.
3. Финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по группам показателей, указанным в части 4 настоящей статьи, с определением по каждой из них обобщающего результата, "удовлетворительно" или "неудовлетворительно" и признается Банком России достаточной при наличии результата "удовлетворительно" по всем из них.
4. Для целей оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:
1) группа показателей оценки капитала, включающая показателя оценки достаточности и качества капитала;
2) группа показателей оценки активов, включающая показатели качества ссудной задолженности и иных активов, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам, включая величину кредитных рисков на акционеров (участников) и инсайдеров;
3) группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, включающая показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, включая контроль над величиной валютной позиции, службы внутреннего контроля, включая систему противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма;
4) группа показателей оценки доходности, включающая показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом;
5) группа показателей оценки ликвидности, включающая показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков.
5. Состав показателей, указанных в настоящей статье, методики их расчета и определения результата по ним, устанавливается нормативными актами Банка России и публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" не позже чем через месяц после вступления настоящего Федерального закона в силу.
Статья 45. Порядок вынесения Банком России заключения относительно соответствия банков, имеющих лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, требованиям к участию в системе страхования вкладов
1. Банк, принявший решение об участии в системе страхования вкладов, вправе в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу, представить в Банк России ходатайство о вынесении Банком России заключения относительно соответствия банка требованиям (далее - ходатайство).
2. Банк России выносит заключение по ходатайству банка в срок, не превышающий 9 месяцев со дня его поступления в Банк России.
3. Рассмотрение Банком России ходатайств банков и вынесение по ним заключений должно быть завершено в срок, не превышающий 1 год и 3 месяца со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.
4. Рассмотрение ходатайства банка Банком России состоит из следующих этапов:
1) предварительный анализ соответствия банка условиям, установленным статьей 44 настоящего Федерального закона;
2) тематическая инспекционная проверка в целях оценки достоверности учета и отчетности, а также в целях установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям, и которые невозможно получить методами дистанционного надзора;
3) заключительный анализ результатов, включающий расчет значений всех критериев;
4) вынесение положительного или отрицательного заключения.
5. На инспекционные проверки, проводимые в соответствии с настоящим Федеральным законом, не распространяется действие частей пятой и шестой статьи 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
6. В случае выявления при рассмотрении Банком России ходатайства фактов несоответствия банка требованиям, банк вправе после устранения выявленных несоответствий подать в Банк России повторное ходатайство, за исключением случаев, когда имеются основания для отзыва у банка Банком России лицензии в соответствии с федеральными законами.
7. Повторное ходатайство подается банком в срок, не превышающий 1 года и 4 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.
8. Рассмотрение Банком России повторных ходатайств и вынесение по ним заключений должно быть завершено в срок, не превышающий 1 год и 9 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.
9. Представление банком в Банк России ходатайств более двух раз не допускается.
10. Вынесение заключений относительно соответствия банков требованиям (далее - заключение) осуществляется Комитетом банковского надзора Банка России.
11. Банк России направляет банку решение о вынесении положительного или отрицательного заключения не позднее следующего рабочего дня за днем его вынесения.
12. Банк в течение одного месяца со дня вынесения Банком России отрицательного заключения имеет право обжаловать это заключение Комитету банковского надзора Банка России, а в случае подтверждении им отрицательного заключения повторно обжаловать Председателю Банка России в течение месяца после такого подтверждения.
13. Комитет банковского надзора Банка России и Председатель Банка России рассматривают заявление банка об обжаловании отрицательного заключения в месячный срок.
14. Порядок рассмотрения Банком России ходатайств и заявлений об обжаловании отрицательных заключений устанавливается нормативными актами Банка России и публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" не позже чем через месяц после вступления настоящего Федерального закона в силу.
15. Банк России направляет Агентству уведомление о вынесении положительного заключения относительно соответствия банка требованиям не позднее следующего рабочего дня за днем его вынесения.
Статья 46. Последствия отказа банка, имеющего лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, от вступления в систему страхования вкладов
1. В целях настоящего Федерального закона отказом банка от участия в системе страхования вкладов признается:
1) непредставление банком ходатайства в Банк России в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу;
2) направление банком в Банк России заявление об отказе от привлечения во вклады денежных средств физических лиц и от открытия и ведения банковских счетов физических лиц.
2. Банк России в отношении банков, отказавшихся в соответствии с частью 1 настоящей статьи от участия в системе страхования вкладов:
1) по истечении 1 года и 9 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу обязан ввести запрет на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, который действует до прекращения права на работу с вкладами или отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;
2) с момента, когда банк признан отказавшимся от вступления в систему страхования вкладов, но не позднее 1 года и 9 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу направляет требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами.
3. Банки, которым в соответствии с частью 2 настоящей статьи направлено требование Банка России, обязаны в месячный срок направить в Банк России в порядке, установленном нормативными актами Банка России, ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
4. Банки, направившие в Банк России ходатайство о прекращении права на работу с вкладами, со дня направления указанного ходатайства не имеют права привлекать во вклады денежные средства физических лиц, а также зачислять дополнительные средства на счета по вкладам физических лиц, с которыми был заключен договор банковского вклада до направления этого ходатайства. Информация об этом должна быть размещена в помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками, в день направления ходатайства в Банк России.
5. Договоры банковского вклада и (или) банковского счета с физическими лицами, заключенные банком до введения запрета Банка России на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, не подлежат расторжению, за исключением случая обращения владельца вклада с требованием о расторжении договора (счета). Дополнительные средства, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора вклада (счета), на вклад (счет) не зачисляются и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении средств на вклад (счет).
6. Банки в день введения Банком России в соответствии с частью 2 настоящей статьи запрета на привлечение во вклады средств физических лиц и на открытие счетов физических лиц обязаны разместить информацию об отсутствии права привлекать средства физических лиц во вклады и (или) на счета, об отсутствии права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада и (или) банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных средств на вклады и (или) счета, открытые в банке до дня введения запрета Банком России, в доступных для клиентов помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками.
7. При неисполнении банком обязанностей, установленных частями 3-6 настоящей статьи, Банк России применяет к нему меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
Статья 47. Последствия вынесения Банком России отрицательного заключения относительно соответствия банка, имеющего лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, требованиям к участию в системе страхования вкладов
1. В целях настоящего Федерального закона банк, имеющий лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, признается не соответствующим требованиям:
1) в случае непредставления в Банк России повторного ходатайства в порядке, установленном в частях 6-8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
2) в случае вынесения Банком России отрицательного заключения по итогам рассмотрения Банком России повторного ходатайства банка и заявлений об обжаловании.
2. Банк России в месячный срок после вынесения отрицательного заключения по итогам рассмотрения повторного ходатайства относительно соответствия банка, имеющего лицензию Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, требованиям (или в месячный срок после истечения срока для направления банком повторного ходатайства, или в месячный срок после решения о неизменности отрицательного решения по итогам рассмотрении заявлений об обжаловании отрицательного решения), но не позднее 1 года и 9 месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу обязан:
1) направить требование о представлении указанным банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами;
2) ввести запрет на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, который действует до прекращения права на работу с вкладами либо до отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
3. Банк, признанный не соответствующим критериям допуска в систему страхования вкладов в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязан в месячный срок со дня введения Банком России запрета на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц по результатам проведенной им повторной проверки или по истечении срока для направления банком повторного ходатайства направить в Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
4. Договоры банковского вклада и (или) банковского счета с физическими лицами, заключенные банком до дня введения указанного запрета Банка России, не подлежат расторжению, за исключением случая обращения с требованием о расторжении договора владельца вклада (счета). Дополнительные средства, которые поступили в день и после введения Банком России запрета, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора вклада (счета), на вклад (счет) не зачисляются и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении средств на вклад (счет).
5. Банки, в отношении которых в соответствии с частью 2 настоящей статьи введен запрет Банка России на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем введения запрета, разместить информацию об отсутствии права на привлечение средств физических лиц во вклады и (или) на счета, об отсутствии права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада и (или) банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных средств на вклады и (или) счета, открытые в банке до дня получения указанного предписания, в доступных для клиентов помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками.
6. При неисполнении банком обязанностей, установленных частями 3-5 настоящей статьи. Банк России применяет к нему меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
Статья 48. Последствия несоответствия банков, которые включены в реесгр банков, требованиям к участию в системе страхования вкладов
1. Банки, которые включены в реестр банков, обязаны постоянно соответствовать требованиям, изложенным в статье 44 настоящего Федерального закона.
2. Банк России в соответствии с действующим законодательством осуществляет надзор за соответствием банков указанным требованиям.
3. В случае если банк не соответствует требованиям в течение 3 месяцев подряд. Банк России обязан:
1) направить требование о представлении указанным банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами;
2) ввести запрет на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, который действует до прекращения права на работу с вкладами либо до отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
4. Банк, признанный Банком России не соответствующим требованиям, в течение срока, установленного частью 3 настоящей статьи, обязан в месячный срок со дня введения Банком России запрета на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц направить в Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
5. Договоры банковского вклада и (или) банковского счета, заключенные банком с физическими лицами, до дня введения указанного запрета Банка России, не подлежат расторжению, за исключением случая обращения с требованием о расторжении договора владельца вклада (счета). Дополнительные средства, которые поступили в день и после введения Банком России запрета, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора вклада (счета), на вклад (счет) не зачисляются и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении средств на вклад (счет).
6. Банки, в отношении которых в соответствии с частью 3 настоящей статьи введен запрет Банка России на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем введения указанного запрета, разместить информацию об отсутствии права на привлечение средств физических лиц во вклады и (или) на счета, об отсутствии права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада и (или) банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных средств на вклады и (или) счета, открытые в банке до дня получения указанного предписания, в доступных для клиентов помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками.
7. При неисполнении банком обязанностей, установленных частями 4 - 6 настоящей статьи, Банк России применяет к нему меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
8. Банк, отказавшийся от участия в системе страхования вкладов в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона, имеет право ходатайствовать о выдаче лицензии Банка России не ранее двух лет со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.
9. Банк, относительно которого в соответствии со статьей 47 настоящего Федерального закона вынесено отрицательное заключение о соответствии требованиям, либо который в соответствии с настоящей статьей признан не соответствующим требованиям, имеет право вновь ходатайствовать о выдаче лицензии Банка России не ранее двух лет со дня прекращения права на работу с вкладами.
Статья 49. Особенности участия кредитных организаций, в капитале которых участвует Центральный банк Российской Федерации, в системе страхования вкладов
1. Возврат вкладов физических лиц в кредитных организациях, в капитале которых участвует Центральный банк Российской Федерации, по договорам, заключенным до дня вступления настоящего Федерального закона в силу (при условии, что в соответствующие договора не вносились какие-либо изменения и дополнения после дня вступления настоящего Федерального закона в силу), гарантируется субсидиарной ответственностью Российской Федерации до истечения срока действия соответствующих договоров, но не позднее 1 января 2007 года.
2. Взносы в фонд страхования вкладов, уплачиваемые кредитными организациями, в капитале которых участвует Центральный банк Российской Федерации, учитываются на отдельном счете в Банке России, по которому Агентством ведется обособленный учет. Указанные средства не могут быть использованы для финансирования возмещения по вкладам, кроме возмещения по вкладам в кредитных организациях, перечисливших данные взносы.
3. Действие части второй настоящей статьи прекращается с 1-го числа квартала, следующего за днем публикации уведомления совета директоров Агентства, изданного на основании опубликованных официальных данных Центрального банка Российской Федерации, о снижении доли вкладов физических лиц в кредитных организациях, в капитале которых участвует Центральный банк Российской Федерации, до уровня, не превышающего 50 процентов от общего объема вкладов физических лиц в кредитных организациях Российской Федерации, но не позднее 1 января 2009 года.
Статья 50. Имущественный взнос Российской Федерации
1. Имущественный взнос Российской Федерации в имущество Агентства осуществляется путем передачи ему государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" трех млрд. рублей. Из указанной суммы два млрд. рублей направляются в фонд страхования вкладов и один млрд. рублей - для формирования источников расходов Агентства на проведение мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Имущественный взнос, указанный в части 1 настоящей статьи, осуществляется денежными средствами и (или) российскими государственными ценными бумагами с оценкой по их рыночной стоимости в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Денежные средства, получаемые государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" при завершении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, передаются в соответствии с решениями его совета директоров в собственность государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Статья 51. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Правительству Российской Федерации и Банку России в десятидневный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона определить кандидатуры своих представителей в совете директоров Агентства.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.