Проект федерального закона N 363331-3
"О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1. Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 14, ст.1649) следующее дополнение:
часть первую статьи 83 после слов "подлежащих налогообложению" дополнить словами "по месту нахождения (эксплуатации) объектов и источников воздействия на окружающую среду".
Статья 2. Дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации Главой "Экологический налог" следующего содержания:
Глава... Экологический налог
Статья 1. Понятие экологического налога
Экологический налог (далее в настоящей главе - налог) является формой платы за воздействие на окружающую среду, предусмотренное статьей 4 настоящего Закона, взимаемой с организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность на территории, относящейся к юрисдикции Российской Федерации.
Статья 2. Налогоплательщики
Налогоплательщиками экологического налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо ином законном основании объектами и источниками воздействия на окружающую среду, предусмотренное# статьей 4 настоящего Закона, и осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.
Статья 3. Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика экологического налога в налоговых органах по месту нахождения (эксплуатации) объектов и источников воздействия на окружающую среду в течение 30 дней с момента начала воздействия на окружающую среду. При этом для целей настоящей главы местом нахождения объектов и источников воздействия на окружающую среду признается территория субъекта Российской Федерации, на которой расположены объекты и источники воздействия на окружающую среду.
Статья 4. Объект налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются следующие виды воздействия на окружающую среду:
а) выброс в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от стационарных и/или передвижных источников;
б) сброс загрязняющих и иных веществ (организованный и/или неорганизованный), в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
в) размещение отходов производства и потребления.
2. Перечень загрязняющих и иных веществ, видов отходов определяется налогоплательщиком налога в соответствии с перечнем загрязняющих и иных веществ, видов отходов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Налоговая база
1. Налоговой базой является приведенная масса выбросов (сбросов) загрязняющих и иных веществ в окружающую среду; количество передвижных источников, осуществляющих выброс загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух; масса размещаемых отходов.
2. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении всех видов воздействия на окружающую среду отдельно по каждому объекту налогообложения.
Статья 6. Порядок исчисления налоговой базы
1. Приведенная масса выбросов конкретного вещества определяется как произведение массы выбросов этого вещества (в тоннах) за налоговый период на коэффициент приведения - величину, обратную предельно допустимой среднесуточной концентрации данного вещества. При отсутствии предельно допустимой среднесуточной концентрации вещества применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация или ориентировочно безопасный уровень воздействия. В случае их отсутствия коэффициент приведения принимается по веществу аналогичного класса опасности.
2. Приведенная масса сбросов конкретного вещества определяется как произведение разницы между массой конкретного вещества в сбрасываемой воде и массой этого вещества в воде, забранной для использования из того же водного объекта, (в тоннах) за налоговый период в целом на коэффициент приведения - величину, обратную предельно допустимой концентрации или ориентировочно безопасному уровню воздействия данного вещества для воды рыбохозяйственных водоемов.
3. Количество передвижных источников определяется по видам передвижных источников за налоговый период.
4. Масса размещаемых отходов производства и потребления определяется по классам опасности (в тоннах) за налоговый период.
Статья 7. Налоговый период
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Статья 8. Налоговые ставки по налогу
1. Налоговая ставка за выброс в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от стационарных источников устанавливается в рублях за тонну приведенной массы выброса по субъектам Российской Федерации.
Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
Субъекты Российской Федерации | Налоговая ставка по налогу за выброс в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от стационарных источников за 1 тонну приведенной массы выбросов этих веществ, руб. |
Томская обл. | 2,2 |
_.. | _ |
_.. | _ |
_.. | _ |
2. Налоговая ставка за сброс загрязняющих и иных веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади устанавливается в рублях за тонну приведенной массы сброса по субъектам Российской Федерации, бассейнам рек, озер, морей.
Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
Субъекты Российской Федерации | Налоговая ставка по налогу за сброс загрязняющих и иных веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади за 1 тонну приведенной массы сбросов этих веществ, руб. |
Бассейн р.Оби | |
Томская обл. | 246 |
_.. | _ |
_.. | _ |
_.. | _ |
3. Налоговая ставка за выброс в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от передвижных источников устанавливается в рублях в год за одно транспортное средство по субъектам Российской Федерации, видам передвижных источников.
Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
Субъекты Российской Федерации |
Налоговые ставки по налогу за выброс в атмосферный в# загрязняющих и иных веществ от передвижных источников за# транспортного средства и других передвижных источников, руб./год |
||||||||||
1 | Легко- вой автомо- биль |
Грузовой автомо- биль и автобус с бензино- вым ДВС |
Автомо- били, работаю- щие на газовом топливе |
Грузо- вой автомо- биль и автобус с дизель- ным ДВС |
Строи- тельно- дорож- ные машины и с/х техника |
Пассажи- рский тепловоз |
Грузо- вой тепло- воз |
Манев- ровый тепло- воз |
Пасса- жирс- кое судно |
Грузовое судно |
Вспомо- гатель- ный флот |
Томская обл. | 359 | 532 | 186 | 333 | 67 | 2156 | 2848 | 333 | 1997 | 2662 | 799 |
_.. | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
_.. | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
_.. | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
_.. | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
4. Налоговая ставка за размещение отходов устанавливается в рублях за размещение тонны отходов по субъектам Российской Федерации, классам опасности отходов.
Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
Субъекты Российской Федерации |
Налоговая ставка по налогу за размещение 1 т отходов производства и потребления |
||||
Класс опасности отхода | |||||
I класс (чрезвычай- но опасные) |
II класс (высоко опасные) |
III класс (умеренно опасные) |
IV класс (малоопас- ные) |
V класс (практичес- ки неопасные) |
|
Томская обл. |
1863 | 1065 | 532 | 266 | 16 |
_ | _ | _ | _ | _ | _ |
_ | _ | _ | _ | _ | _ |
_ | _ | _ | _ | _ | _ |
Критерии отнесения отходов к классам опасности устанавливаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
5. В случае выброса, сброса загрязняющих и иных веществ, размещения отходов на территории зон экологического бедствия, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, национальных парков, особо охраняемых природных территорий, а также на территориях включенных в международные конвенции, соответствующие налоговые ставки, приведенные в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящей статьи, применяются с коэффициентом 2.
6. Размеры налоговых ставок по налогу ежегодно индексируются в зависимости от уровня инфляции и экологической обстановки в Российской Федерации в установленном законом порядке.
Статья 9. Порядок исчисления налога в пределах нормативов допустимых воздействий, лимитов на размещение отходов производства и потребления
1. Размер налога при соблюдении установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ определяется как сумма произведений приведенных масс выбросов, сбросов каждого вещества на налоговые ставки по соответствующему виду воздействия.
2. Размер налога при размещении отходов в пределах установленных лимитов на их размещение определяется как сумма произведений масс размещаемых каждого класса опасности отходов на налоговые ставки за размещение отходов соответствующего класса.
3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ определяются на основе разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
4. Лимиты на размещение отходов производства и потребления определяются на основании лимитов на размещение отходов производства и потребления, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
5. При размещении отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями на территориях, принадлежащих налогоплательщику, налоговая ставка применяется с коэффициентом 0,3.
6. Размер экологического налога за выброс загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников определяются как сумма произведений количества каждого вида передвижных источников, осуществляющих выброс загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух, на соответствующую налоговую ставку и коэффициент, равный отношению количества рабочих дней по месту эксплуатации передвижного источника (территория субъекта Российской Федерации) к его общему количеству рабочих дней в налоговом периоде.
Статья 10. Порядок исчисления налога при сверхнормативном воздействии в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ
1. Размер налога при сверхнормативном воздействии в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяется как сумма:
- произведений приведенных масс выбросов, сбросов каждого вещества в пределах соответствующих нормативов допустимых воздействий для данного вещества на налоговую ставку по соответствующему виду воздействия;
- произведений разницы приведенных масс между выбросами и сбросами каждого вещества и соответствующими лимитами данного вещества на налоговые ставки по соответствующему виду воздействия с 5-кратным повышающим коэффициентом.
2. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяются на основе разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 11. Порядок исчисления налога при сверхнормативном и сверхлимитном воздействии
1. При превышении установленных лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ размер налога по указанным видам негативного воздействия определяется как сумма:
- произведений приведенных масс выбросов, сбросов каждого вещества в пределах соответствующих нормативов допустимых воздействий на налоговые ставки по соответствующему виду воздействия;
- произведений разницы приведенных масс между установленными лимитами на выбросы и сбросы и соответствующими нормативами допустимого воздействия для данного вещества на налоговые ставки по соответствующему виду воздействия с 5-кратным повышающим коэффициентом;
- произведений разницы приведенных масс между выбросами и сбросами каждого вещества и соответствующими установленными лимитами на выбросы и сбросы для данного вещества на налоговые ставки по соответствующему виду воздействия с 25-кратным повышающим коэффициентом.
2. При превышении установленных лимитов размещения отходов производства и потребления размер налога за данный вид негативного воздействия определяется как сумма:
- произведения массы размещаемых отходов каждого класса опасности в пределах установленного лимита на соответствующую налоговую ставку;
- произведений разницы между массами размещаемых отходов каждого класса опасности и установленными лимитами для данного вида отхода на соответствующую налоговую ставку с 5-кратным повышающим коэффициентом.
3. При отсутствии у налогоплательщика оформленного в установленном порядке разрешения на выбросы, сбросы веществ в окружающую среду, установленных лимитов на размещение отходов сумма налога по каждому виду такого вредного воздействия определяется как произведение приведенных масс выбросов (сбросов) веществ в окружающую среду, массы размещаемых отходов на налоговые ставки по соответствующему виду воздействия с 25-кратным повышающим коэффициентом.
Статья 12. Полное или частичное освобождение от уплаты налога
1. Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в целях охраны окружающей среды, имеют право на полное или частичное освобождение от уплаты налога в случае осуществления ими следующих природоохранных мероприятий:
1.1. Охрана атмосферного воздуха
- проведение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью достижения предельно допустимых выбросов в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- переоборудование автомобильного транспорта и техники на использование в качестве моторного топлива природного газа и сжиженного нефтяного газа в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Охрана водных ресурсов
- проведение мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади с целью достижения предельно допустимых сбросов в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.3. Использование отходов производства и потребления
- строительство мусороперерабатывающих заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- приобретение машин для сбора и транспортировки отходов с территории городов и других населенных пунктов в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих природоохранные мероприятия, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение производства.
3. Право на полное освобождение от уплаты налога имеют налогоплательщики, если затраты на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, равны или превышают размер налога по итогам налогового периода. В случае превышения суммы средств, направленных на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, над суммой начисленного и уплаченного налога, разница возмещению не подлежит.
4. Налогоплательщики имеют право на частичное освобождение от уплаты налога, если затраты на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, меньше размера налога по итогам налогового периода. Размер частичного освобождения от уплаты налога устанавливается в размере затрат на выполненные природоохранные мероприятия.
5. Налогоплательщики, использующие право на полное или частичное освобождение от уплаты налога, представляют письменное уведомление и документы, по перечню, установленному пунктом 9 настоящей статьи в налоговый орган по месту постановки на учет.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщики имеют право на полное или частичное освобождение от уплаты налога. Форма уведомления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
6. Для получения полного или частичного освобождения от налога налогоплательщики по истечении налогового периода в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым, периодом, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие выполнение природоохранных мероприятий в сроки, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
документы, подтверждающие затраты на выполнение природоохранных мероприятий.
7. Если по истечении налогового периода, в котором налогоплательщики использовали право на полное или частичное освобождение от налога, органами государственного экологического контроля обнаружены и представлены в налоговые органы материалы о несоблюдении условий разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов, право налогоплательщиков на полное или частичное освобождение от налога утрачивается, а сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
8. В случае, если налогоплательщик не представил документы, предусмотренные пунктом 6 настоящей статьи, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
9. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи право на полное или частичное освобождение, являются:
план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью достижения предельно допустимых выбросов, утвержденный (согласованный) территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, планируемые затраты;
план мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади с целью достижения предельно допустимых сбросов, утвержденный (согласованный) территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, планируемые затраты;
план мероприятий по переоборудованию автомобильного транспорта и техники на использование в качестве моторного топлива природного газа и сжиженного нефтяного газа со сроками выполнения, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, планируемые затраты;
план мероприятий по строительству мусороперерабатывающих заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов со сроками выполнения, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектно-сметную документацию строительства, планируемые затраты;
план мероприятий по приобретению машин для сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов со сроками выполнения, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, планируемые затраты;
план мероприятий на строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства со сроками выполнения, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектно-сметную документацию строительства, планируемые затраты.
10. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи право на полное или частичное освобождение, являются:
- справка органа государственной власти субъекта Российской Федерации о выполнении природоохранного мероприятия в утвержденные им сроки;
- бухгалтерские документы, подтверждающие объемы затрат на выполнение природоохранных мероприятий.
Статья 13. Порядок исчисления налога
1. Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода.
2. Налог подлежит уплате по месту нахождения (эксплуатации) объектов и источников воздействия на окружающую среду.
Статья 14. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Уплата налога производится не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают ежеквартальные авансовые платежи, исчисляемые как 1/4 часть от общей суммы налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, с учетом индексации налоговых ставок в текущем налоговом периоде.
3. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
4. Разница между суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода.
5. Налог зачисляется в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Налоговая декларация
1. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает, начиная с того налогового периода, в котором начато воздействие на окружающую среду объектами и источниками воздействия на окружающую среду.
2. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика.
3. Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчет по авансовым платежам на текущий налоговый период представляется в налоговые органы один раз в год в срок не позднее 20 января текущего налогового периода, в котором налогоплательщик указывает суммы авансовых платежей на текущий налоговый период с разбивкой по кварталам в размере 1/4 ежеквартально от общей исчисленной суммы налога за предыдущий налоговый период с учетом индексации налоговых ставок в текущем налоговом периоде.
Статья 3. Внести в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следующие изменения:
Дополнить пункт 1 статьи 19 новым подпунктом "ш" следующего содержания: "ш) экологический налог".
Статья 4. Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2-1, N 33, ст.3437) следующие дополнения:
дополнить статью 48 абзацем следующего содержания: "Сумма платежей по экологическому налогу подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации."
Статья 5. Внести в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следующие изменения:
Исключить из названия статьи 16 и далее по тексту статьи слово "негативное".
Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее, чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.