В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации новой главой "Экологический налог", в которой определены плательщики, основные элементы и порядок исчисления экологического налога, а также предусматриваются налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков.
Принятие отдельной главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной данному налогу, предусмотрено положениями статьи 13 этого Кодекса, в соответствии с которыми экологический налог будет являться федеральным.
В связи с тем, что финансово-экономическое обоснование не содержит необходимых экономических расчетов, в том числе оценки последствий для отраслей экономики в связи с принятием данного законопроекта, дать заключение Правительства Российской Федерации по законопроекту в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Статьей 4 проекта главы "Экологический налог" устанавливается, что объектом налогообложения являются виды воздействия на окружающую среду.
Представляется, что данное положение проекта следует соотнести с нормами статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым объектом налогообложения может быть только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Как следует из смысла проекта главы, в налоговую базу включаются воздействия на окружающую среду сверх установленных плательщику нормативов допустимого воздействия (статья 11 проекта). Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О указано, что платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Статьей 1 проекта главы устанавливается, что экологический налог является формой платы за воздействие на окружающую среду.
Налоговая концепция платы за воздействие на окружающую среду, предлагаемая законопроектом, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в упомянутом выше определении, согласно которой платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются неналоговыми и определяются в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 августа 2003 г. N 5646п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Государственной Думой Томской области"
Текст письма официально опубликован не был