Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 ноября 2023 г. N 03-02-07/107221
Вопрос: Об установлении признаков "дробления бизнеса", формирующих факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.
Ответ: В соответствии с обращениями Департамент налоговой политики рассмотрел обращения ООО и сообщает следующее.
В должной мере вопрос пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов уже урегулирован действующими нормами Кодекса, обеспечивая необходимую защиту как интересов государства от действий недобросовестных налогоплательщиков, так и добросовестных налогоплательщиков от необоснованных действий, решений налоговых органов.
Так, применительно к вопросу об определении размера налоговой обязанности налогоплательщика, получившего необоснованную налоговую выгоду в результате разделения (дробления) бизнеса, Конституционным Судом Российской Федерации была сформулирована следующая правовая позиция (Определение от 27 февраля 2020 г. N 488-О, Информация "Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018-2020 годов)", одобренная решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г.).
Налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности, допуская возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, использования специальных налоговых режимов и т. п.), которая, однако, не должна служить неправомерному сокращению налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.
В целях обеспечения возмещения ущерба, понесенного казной в случае неисполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги, предусмотрены необходимые меры государственного принуждения - правовосстановительные и штрафные, с тем чтобы было гарантировано право государства получить с налогоплательщика в полном объеме соответствующие суммы - недоимку, пеню и штраф.
В свою очередь, положения Кодекса предусматривают, в частности, порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налогов и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы, которыми налогоплательщик руководствуется при исчислении и уплате налогов в рамках добросовестного исполнения соответствующей обязанности.
Обеспечение защиты прав добросовестных налогоплательщиков осуществляется в рамках раздела VII Кодекса посредством обжалования действий, решений нижестоящих налоговых органов в вышестоящий и (или) в суд.
Следует также отметить, что сбор доказательств, свидетельствующих о рассматриваемом злоупотреблении налогоплательщиками своими правомочиями, осуществляется налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля (пункт 5 статьи 82 Кодекса).
При этом с учетом разнообразия фактов хозяйственной жизни, постоянно совершенствующихся способов "налоговой" оптимизации Департамент не усматривает возможности в Кодексе установить исчерпывающий перечень признаков в отношении того, что является "дроблением бизнеса", формирующим факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.
Заместитель директора департамента налоговой |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не усматривает возможности в НК установить исчерпывающий перечень признаков в отношении того, что является "дроблением бизнеса", формирующим факт злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 ноября 2023 г. N 03-02-07/107221
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 12-18 декабря 2023 г. N 47