Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Разработка настоящего законопроекта вызвана многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления Сахалинской области в связи с изменениями пенсионного законодательства, не предусматривающего периодов деятельности, которые ранее засчитывались в стаж для назначения пенсии наравне с работой. В частности не включается учеба в высшем учебном заведении, период ухода матери за ребенком до 3-х лет. Также северяне лишены льготного исчисления периодов работы (один год за полтора). Служба по призыву засчитывалась по закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в стаж для начисления пенсии в двойном размере, а в новом законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" служба учитывается календарно.
Кроме того, указанные периоды деятельности не включаются в стаж для определения размера пенсии в целях оценки пенсионных прав граждан согласно статьи 30 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". До 1 января 2002 года в соответствии со статьей 92 закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включались наравне с работой периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. В общий трудовой стаж также включалось (согласно ст.94) льготное исчисление периодов, зачисляемых в трудовой стаж.
Норма об исчислении трудового стажа для назначения пенсии на льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда в полуторном размере действует и в соответствии со статьей 28 действующего закона Российской Федерации от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Положение пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об исчислении суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1-го января 2002 года в календарном порядке ущемляет права граждан, работающих в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 года, так как эти граждане зарабатывали свои пенсионные права при условии учета стажа в полуторном размере, а после принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" их лишили фактически уже заработанного стажа. То же касается и периода военной службы по призыву. Видно, что нарушен пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Если в целом по России размер трудовой пенсии составляет 122% от прожиточного минимума, то в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях этот показатель в два раза меньше и составляет 60%. Такое же соотношение размера трудовой пенсии по отношению к заработной плате, в целом по РФ - 35%, на северных территориях - 18,5%. Жить в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в 1,5-2 раза дороже, чем в других регионах России. Стоимость буханки хлеба 10-15 рублей, 1 кг картофеля 12-16 рублей, 0,5 л растительного масла 35-50 рублей, мясо недоступно.
Один кВт/час электроэнергии стоит 1,25-2,0 рубля. Таковы расходы.
В то же время размер дохода пенсионеров в северных регионах сравнялся с размером пенсии в других регионах России.
Надо заметить, что каждый работник районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отчисляет в Пенсионный фонд в два раза больше средств, чем в целом по России.
В своем заключении на данный законопроект правительство утверждает, что по ранее действовавшему законодательству пенсии исчислялись с учетом нестраховых периодов и льготного порядка учета стажа, при этом максимальный размер пенсии был ограничен тремя минимальными размерами пенсии. При новом законодательстве размер пенсии не ограничен, а минимум его не может быть меньше 660 рублей. На основании этого правительство делает вывод, что права пенсионеров не ущемлены. Но правительство не учитывает тот факт, что в ст.17 закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" размер пенсии допускался до 75% заработной платы, что абсолютному большинству пенсионеров сегодня может сниться и реально на этот размер пенсии могут рассчитывать только государственные чиновники.
Статьей 16 этого же закона размер трудовой пенсии устанавливался в размере 55% заработной платы пенсионера. Прибавьте сюда инфляцию, и станет ясной вся нелепость сравнения реальных размеров минимальных пенсий по старому и новому законодательству. Правительство утверждает, что введение предлагаемого порядка исчисления стажа приведет к преимуществу тех граждан, которые попадают под льготное исчисление стажа. Да, это очевидно. Но ведь льготный стаж не дар с неба. Он дается за особо напряженное, стрессовое функционирование организма, работающего на максимальном напряжении защитных сил, предъявляемых условиями работы, за которые и даны эти льготы. Тут дело не в общей безграмотности (биологической, физиологической и т.д.), а в отношении правительства к населению, проживающему в районах Крайнего Севера, считая его обузой и забывая при этом, что чиновничье-олигархический капитал формируется в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях. Правительство утверждает, что денег на предлагаемый законопроект нет. Анализ финансов пенсионного фонда за последние 3 года показывает, что остатки в конце каждого года составляют от 90 до 120 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие указанного закона потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Расчет дополнительных затрат
1. В случае увеличения страхового стажа за счет включения периодов обучения.
В настоящее время страховой стаж в среднем по стране составляет у женщин 35 лет, у мужчин 40 лет. Таким образом, средний стажевой коэффициент (СК) составляет 0,7.
В состав этого СК-0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальное - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин: 35 - 20 = 15, у мужчин: 40 - 25 = 15).
РП - расчетный размер трудовой пенсии.
РП = 0,7 х 0,9 х 1671 = 1052,73 руб., где 0,9 - среднее соотношение заработков.
1.1. По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации ориентировочно 2,34 млн. пенсионеров обучались по очной форме обучения в высших учебных заведениях и их страховой стаж увеличиться на 5 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,75 х 0,9 х 1671 = 1127,93 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1127,93 - 1052,73 = 75,20 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 1.02.2002 года на 6,5%, с 1.08.2002 года на 9,0%, с 1.04.2003 года на 12,6% разница в месяц составит 75,20 х 2.34 х 1,065 х 1,09 х 1,126 = 230,0 млн.руб.
Разница в год составит:
230,0 млн.руб. х 12 мес. = 2760 млн. руб.
2. В случае увеличения страхового стажа за счет исчисления в двойном размере прохождения службы по призыву.
По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации около 500 тысяч мужчин пенсионного возраста будут иметь право на увеличение страхового стажа на 2 года, что приведет к увеличению СК до 0,72.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,72 x 0,9 x 1671 = 1082,81руб.
Разница на одного человека в месяц:
1082,81 руб. - 1052,73 руб. = 30,08 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 1.02.2002 года на 6,5%, с 1.08.2002 на 9,0%, с 1.04.2003 года на 12,6% разница в месяц составит:
30,08 руб. х 500000 х 1,065 х 1,09 х 1,126 = 19659041,2 руб.
Разница в год составит:
19659041,2 руб. х 12 мес. = 236 млн.руб.
3. При исчислении в полуторном размере периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В настоящее время страховой стаж при выходе на пенсию лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет у женщин 31 год, у мужчин 36 лет. Таким образом, средний стажевой коэффициент (СК) составляет 0,66. В составе этого СК 0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальные по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин 31 - 20 = 11 лет, у мужчин 36 - 25 = 11 лет).
РП = 0,66 х 1,34 х 1671 = 1477,83 руб., где 1,34 среднее отношение заработков.
По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации 3,8 млн. пенсионеров имеют право на исчисление трудового стажа в полуторном размере. Из них 2,1 млн. человек проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местнестях, а 1,7 млн. человек ранее работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехали в центральные районы страны. В среднем стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 18 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,75 х 1,34 х 1671 = 1679,36 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1679,36 руб. - 1477,83 руб. = 201,53 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 1.02.2002 года на 6,5%, с 1.08.2002 года на 9%, с 1.04.2003 года на 12,6% разница в месяц составит:
201,53 руб. х 3,8 х 1,065 х 1,09 х 1,126 = 1001 млн. руб.
Разница в год составит:
1001 млн. руб. х 12 мес. = 12012 млн. руб.
Итого: 15 млрд. рублей в год.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмены, изменения, дополнения или принятия иных нормативно-правовых актов не потребуется.
Председатель |
В.И.Ефремов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.