г. Краснодар |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А15-1347/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Калуцких Р.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (ИНН 0545021658, ОГРН 1080545001921), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А15-1347/2021, установил следующее.
ООО "Триумф" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права объектов недвижимости - магазинов (павильонов) общей площадью 1027 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000022:74 по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Кирпичное шоссе, оформленного уведомлением от 24.03.2021 N КУВД-001/2021-7905043/1, и возложении обязанности устранить нарушения прав заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 07.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2021, требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным решение управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общества на объекты недвижимости - магазины (павильоны) общей площадью 1027 кв. м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000022:74 по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Кирпичное шоссе, и возложил обязанность на управление устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем незамедлительного осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на указанные объекты недвижимости.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление.
По мнению заявителя, суды неправильно применили часть 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении зданий, помещений, сооружений и объектов незавершенного строительства в силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ является, в частности, технический план.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 02.02.2018 управление имущественных отношений администрации городского округа "город Каспийск" (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 3 (далее - договор), согласно которому арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 05:48:000022:74, находящийся по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Кирпичное шоссе, прилегающий к участку 5а, для использования под магазины в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Договор прошел государственную регистрацию (запись от 23.04.2018 N 05:48:000022:74-05/012/2018-6).
По запросу общества администрация подготовила и выдала обществу градостроительный план земельного участка от 11.12.2018.
11 апреля 2019 года обществу выдано разрешение N 05-305-26-2019 на строительство магазинов на указанном земельном участке со сроком действия до 31.12.2020.
В связи с окончанием строительства 23.07.2020 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазинов общей площадью 1027 кв. м. Получив отказ администрации, общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.12.2020 по делу N А15-2879/2020 отказ администрации от 08.10.2020 N 3758/4008 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства признан незаконным. Суд возложил обязанность на орган местного самоуправления устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества путем принятия в течение 5 рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - магазинов (павильонов) общей площадью 1027 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000022:74 по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Кирпичное шоссе, прилегающий к земельному участку N 5а.
24 февраля 2021 года отдел архитектуры администрации выдал обществу разрешение N 05-305-04-2021 на ввод в эксплуатацию спорных объектов капитального строительства.
3 и 4 марта 2021 года общество обратилось в управление с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
Уведомлением от 24.03.2021 N КУВД-001/2021-7905043/1 управление приостановило государственную регистрацию права со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, указало на непредставление правоустанавливающих документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: технического плана объекта и проектной документации здания, а также на то, что в связи с возникшими сомнениями в достоверности представленных нотариально заверенных копий документов и в целях недопущения осуществления незаконной государственной регистрации права направлен межведомственный запрос в орган местного самоуправления. Осуществление регистрационных действий приостановлено до 23.06.2021.
Полагая указанное уведомление о приостановлении государственной регистрации права незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно частям 3 и 5 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названым Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Кодекса доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, установив, что для осуществления спорной регистрации права представлены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о необходимости в рассматриваемом случае представить также технический план основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А15-1347/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Кодекса доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, установив, что для осуществления спорной регистрации права представлены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о необходимости в рассматриваемом случае представить также технический план основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2021 г. N Ф08-12735/21 по делу N А15-1347/2021