Письмо Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 5720п-П12
"Заключение
по проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Сахалинской областной Думой"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал засчитывать в страховой стаж, а также в общий трудовой стаж нестраховые периоды (периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет, но не более девяти лет в общей сложности и периоды обучения в высших учебных заведениях), а периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и периоды военной службы по призыву учитывать соответственно в полуторном и двойном размерах.
Законопроект фактически переносит в новое пенсионное законодательство все льготы по исчислению трудового стажа, которые применялись в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при исчислении пенсий без применения индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
Вместе с тем по новому пенсионному законодательству при оценке пенсионных прав, приобретенных на 1 января 2002 года, применяются нормы исчисления пенсий с применением ИКП, введенного Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Необходимо отметить, что выбор этого порядка расчета размера пенсии обусловлен тем, что он обеспечивал более высокую величину пенсии для подавляющего большинства пенсионеров.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству пенсии, исчисленные с учетом нестраховых периодов и льготного порядка учета стажа, ограничивались максимальным размером (тремя минимальными размерами пенсий), что в фактической сумме с учетом компенсационной выплаты составляло порядка 660 рублей в месяц. По новому пенсионному законодательству трудовые пенсии ограничению не подлежат. При этом их размер не может быть менее 660 рублей в месяц. Таким образом, гарантии при переходе на новое пенсионное законодательство сохранены.
Что касается льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и прохождения военной службы по призыву для исчисления страхового стажа, то поскольку для приобретения права на трудовую пенсию по старости требуется всего лишь 5 лет страхового стажа, а для приобретения права на пенсию по инвалидности и пенсию по случаю потери кормильца достаточно иметь один день трудового стажа, представляется нецелесообразным расширять перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с работой, и вводить льготный порядок подсчета страхового стажа.
Предлагаемый законопроектом порядок исчисления стажа вводит новую льготу в пенсионное обеспечение. При этом преимущества получат те граждане, у которых стаж сформирован в основном из нестраховых периодов и периодов деятельности, исчисленных в льготном порядке. Размер пенсии у большинства пенсионеров (у тех, кто постоянно работал) не увеличится.
Реализация законопроекта приведет к увеличению размеров назначенной и пересчитанной с 1 января 2002 г. страховой части трудовых пенсий по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которое по законопроекту предлагается возмещать из средств федерального бюджета, что не соответствует законодательству.
Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 5720п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Сахалинской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был