Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Разработка данной законодательной инициативы вызвана многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления в связи с изменениями пенсионного законодательства. Особое неодобрение у граждан вызывает положение Федерального закона о придании пенсионному законодательству обратной силы. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2002 года. В нем содержатся положения, нарушающие Конституцию Российской Федерации (в части издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и придающих закону обратную силу), так как из трудового стажа исключены так называемые "нестраховые" периоды, которые ранее учитывались при исчислении трудового стажа в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается "период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности".
Учитывая, что указанные положения Федерального закона противоречат статье 256 Трудового Кодекса Российской Федерации, где установлено, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсий на льготных условиях) и принимая во внимание невозможность включения всех "нестраховых" периодов в трудовой стаж из-за отсутствия достаточных средств в бюджете, и считая демографическую политику, в том числе защиту материнства и детства, приоритетной задачей государства, которая включает в себя поддержку всех поколений, так как стимулирование рождаемости происходит за счет создания благоприятных условий в целом, в настоящем законопроекте предлагается учитывать в страховом стаже период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет без каких-либо ограничений.
Норма, содержащаяся в пункте 1 статьи 12 указанного Федерального закона о том, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке, ведет к ухудшению положения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и противоречит статье 28 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В представленном законопроекте предлагается после слов "производится в календарном порядке" добавить слова "период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в 1,5 размере".
В отношении дополнения в статью 30 Федерального закона следует отметить, что льгота, предусмотренная в абзаце первом и не распространенная на граждан, о которых идет речь в абзаце третьем, ухудшает положение лиц, по тем или иным причинам покидающих районы Крайнего Севера ранее срока, указанного в абзаце первом. К этим лицам, в частности, относятся члены семей личного состава группировки Сил и Войск на Северо-Востоке в период проведения военной реформы. Предлагаемая законодательная инициатива в случае ее принятия позволит отчасти снять социальную напряженность в Камчатской области, связанную с имеющим место ущемлением законных прав граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не требуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие каких-либо актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует предусмотреть расходы на выплату трудовых пенсий при разработке проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2004 год" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.