Постановление Правительства Новгородской области от 8 декабря 2023 г. N 542
"О государственной программе Новгородской области "Развитие промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 12.07.2023 N 390-рг, Правительство Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Стратегические приоритеты государственной программы Новгородской области "Развитие промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области".
2. Постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
3. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области |
А.С. Никитин |
Утверждены
постановлением
Правительства Новгородской области
от 08.12.2023 N 542
Стратегические приоритеты
государственной программы Новгородской области "Развитие промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере развития промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области
На территории Новгородской области доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта составляет 40,4%, функционируют 1114 организаций обрабатывающего производства.
В структуре валового регионального продукта Новгородской области наибольшая доля добавленной стоимости приходится на отрасли промышленности (40,2%), ключевую роль в которой играют обрабатывающие производства (36,5%).
Индекс промышленного производства за 2022 год составил 92,7%, а рост объемов отгруженных товаров 108,3%.
По итогам работы промышленного сектора области за 2022 год индекс промышленного производства снизился по отношению к 2021 году на 7,3%. Основное влияние на формирование показателя в регионе оказало снижение объемов обрабатывающих производств на 8,2%, что обусловлено введением антироссийских санкций в 2022 году.
Увеличение темпов роста промышленного производства в 2022 году отмечено в видах деятельности: производство электрического оборудования на 38,9%, напитков - на 32,4%, компьютеров, электронных и оптических изделий - на 28,9%, прочей неметаллической минеральной продукции - на 7,0%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленности в 2022 году составил 382,1 млрд. рублей, что в действующих ценах на 8,7% больше чем в 2021 году.
По итогам 2022 года доля организаций промышленных видов деятельности составила 56,4% в общем обороте организаций Новгородской области, а в общем объеме отгруженной продукции организаций всех видов экономической деятельности - 78,7%.
Рост индекса промышленного производства обеспечивается положительной работой основных отраслей промышленности, стабильной работой ведущих предприятий Новгородской области, увеличением объемов производства, а также реализацией на территории Новгородской области крупных инвестиционных проектов (публичное акционерное общество "Акрон", акционерное общество "ОКБ-Планета", общество с ограниченной ответственностью "Органик Фармасьютикалз", акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров", общество с ограниченной ответственностью "Парфинский фанерный комбинат", акционерное общество "Корпорация Сплав").
Промышленный потенциал региона в прогнозируемом периоде будет расти за счет реконструкции и модернизации оборудования, ввода новых мощностей, внедрения энергосберегающих технологий, расширения рынков сбыта, реализации на территории Новгородской области крупных инвестиционных проектов, а также за счет открытия новых субъектов малого и среднего предпринимательства и роста внутреннего спроса на их продукцию.
Торговля занимает второе место по вкладу в валовый региональный продукт (после обрабатывающих производств), доля в валовом региональном продукте составляет 10,9% (32,2 млрд. рублей).
В период с 2021 по 2023 годы качественно преобразилась торговая сеть Новгородской области: открылись современные супермаркеты, торговые центры, предлагающие покупателям широкий ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров, развивается многоформатная торговля.
На потребительском рынке Новгородской области формируется здоровая конкурентная среда, без которой покупатели лишаются возможностей выбора, а продавцы - необходимости совершенствовать предложения и качество услуг.
На 01 января 2023 года торговую деятельность на территории Новгородской области осуществляют более 3,5 тыс. хозяйствующих субъектов в 6646 торговых объектах.
Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями составляет 975 кв. м на 1,0 тыс. жителей, что в 1,6 раза больше установленного норматива.
В общей численности работающих на территории Новгородской области около 19,5 тыс. человек заняты в торговле (12,0% от численности занятых в экономике в целом).
По состоянию на 01 января 2023 года деятельность по розничной торговле на территории Новгородской области осуществляют 6 федеральных сетевых компаний, расположенных на территориях Великого Новгорода и всех муниципальных районов, муниципальных округов Новгородской области.
Лидерами по количеству открытых торговых объектов на территории Новгородской области являются федеральные розничные сети: "Магнит" - 134 торговых объекта, "Пятерочка" - 110 торговых объектов, "Верный" - 22 торговых объекта, "Дикси" - 19 торговых объектов.
Существует проблема сбалансированности потребительского рынка. Низкий уровень обеспеченности услугами торговли характерен для сельских населенных пунктов, в частности это отдаленные, труднодоступные и малочисленные населенные пункты, где в основном проживают люди пожилого возраста.
Несмотря на положительные тенденции присутствия крупных операторов розничной продовольственной торговли имеются определенные трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального значения. Указанные операторы розничной торговли зачастую предъявляют товаропроизводителям продовольственной продукции требования относительно больших объемов поставок и низких цен, которые производители не в состоянии обеспечить. Существенную трудность для местных поставщиков представляет централизация закупок, распространенная у сетевых операторов. Основная доля поставок в этом случае осуществляется через распределительные центры (оптовые склады), входящие в структуру сетей. При осуществлении поставок товаров посредством распределительных центров предприятие пищевой промышленности должно иметь значительную производственную мощность, способную удовлетворить потребности практически всех магазинов торговой сети. Решением данных проблем является развитие многоформатной торговли.
Особая роль в решении вопроса обеспечения населения Новгородской области товарами первой необходимости в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах отводится мобильной торговле с использованием автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных транспортных средств.
Улучшение качества жизни населения является приоритетной целью социально-экономического развития Новгородской области и поэтому вопрос защиты прав потребителей является также приоритетным направлением работы в сфере торговли.
С 2019 года Новгородская область стала участником национального проекта "Производительность труда", в рамках реализации которого выделены 2 отдельных региональных проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", "Системные меры по повышению производительности труда".
Результатом регионального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" является проведение ежегодного областного конкурса "Лучшие практики наставничества Новгородской области".
Результатом регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" является реализация проектов по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда.
Участие в указанном национальном проекте позволяет выработать наилучшие практики в области производительности труда, увеличить объем инвестиций в обрабатывающие производства региона, тиражировать портфель типовых решений, доступных и реализуемых для широкого круга предприятий в сегменте среднего бизнеса.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Новгородской области "Развитие промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области"
Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Новгородской области "Развитие промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области" (далее государственная программа) определены с учетом следующих документов, имеющих стратегический (долгосрочный) характер:
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 года N 1512-р;
Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденная областным законом от 04.04.2019 N 394-ОЗ;
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области являются:
создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
развитие промышленного производства в направлении диверсификации номенклатуры и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;
обеспечение технологического суверенитета, создание импортозамещающих производств;
рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования, создание высокопроизводительных рабочих мест;
обеспечение высокого темпа роста промышленного производства, инвестиций и увеличение объемов выпуска промышленной продукции.
Указанные приоритеты государственной политики направлены на достижение целей государственной программы:
повышение промышленного потенциала в Новгородской области;
создание условий для развития торговли в Новгородской области.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цели и задачи государственной программы сформированы с учетом целей государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328.
Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в сфере промышленности, ее приоритеты соответствуют целям и задачам Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 года N 1512-р, в которой комплексное развитие промышленного производства в Российской Федерации строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере развития промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области
Задачами государственного управления в сфере промышленности являются:
увеличение полной учетной стоимости основных фондов (поступление) за счет создания новой стоимости (ввода в действие новых основных фондов, модернизации, реконструкции) по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
рост объема инвестиций в основной капитал;
рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
рост индекса промышленного производства.
Достижение поставленных задач будет обеспечено за счет развития сети инфраструктуры поддержки промышленных предприятий Новгородской области, реконструкции и модернизации оборудования, ввода новых мощностей, внедрения энергосберегающих технологий, расширения рынков сбыта, реализации на территории Новгородской области крупных инвестиционных проектов, а также за счет укрепления мер государственной поддержки и открытия новых субъектов малого и среднего предпринимательства, роста внутреннего спроса на их продукцию.
Реализация государственной программы позволит решить поставленные задачи и повысить промышленный потенциал региона.
Задачами государственного управления в сфере торговли являются увеличение оборота розничной торговли на душу населения.
Достижение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации государственной политики в сфере торговли, что позволит создать условия для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары соответствующего качества по доступным ценам в пределах территориальной доступности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новгородской области от 8 декабря 2023 г. N 542 "О государственной программе Новгородской области "Развитие промышленности, торговли и заготовительной деятельности, защиты прав потребителей в Новгородской области"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 13 декабря 2023 г. N 5300202312130008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 12 февраля 2024 г. N 60
Изменения вступают в силу с 13 февраля 2024 г.