Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 03-07-07/109524
Вопрос: ООО на основании статьи 34.2 НК РФ просит предоставить письменный ответ по порядку расчета налога на добавленную стоимость в следующей ситуации:
ООО лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО с 14 июля 2023 года. При этом на основании пункта 5 статьи 24.6 Федерального закона ОТ 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 41 Правил обращения с отходами N 1156 от 12.11.2016 г., ООО обязано исполнять обязанности Регионального оператора на территории области до дня выбора нового Регионального оператора. С 01.08.2023 года выбран новый Региональный оператор.
В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
1. Правомерно ли ООО применило освобождение от НДС к операциям по реализации услуги по обращению с ТКО за июль 2023 года? При начислении платы за услугу по обращению с ТКО использован предельный тариф, установленный Комитетом тарифного регулирования области без НДС. Услуга длящаяся (ежедневно оказывается вывоз твердых коммунальных отходов) выставляется один первичный учетный документ потребителю по окончании отчетного месяца.
2. В настоящее время по обращениям потребителей ООО производит корректировку начислений как в большую, так и в меньшую сторону за период, когда имело статус Регионального оператора и соответственно было освобождение от НДС. При отражении корректировки начислений ООО применяет ставку НДС, которая действовала в периоде корректировок. Правильна ли данная позиция?
3. В процессе взыскания дебиторской задолженности сотрудниками ООО выявляются новые потребители, с которыми ранее не были заключены договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, но которым услуга оказывалась (вывоз контейнеров осуществлялся). ООО считает необходимым заключить договоры в текущем периоде, при этом начисление за услугу будет произведено исключительно за период действия статуса Регионального оператора в рамках предельного тарифа, утвержденного без НДС. Правомерно ли применение освобождения от НДС на основании пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - услуги по обращению с ТКО) Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении услуг по обращению с ТКО, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора, не применяется. В связи с этим услуги по обращению с ТКО, реализуемые организацией после утраты ею статуса регионального оператора, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Что касается изменения стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО в сторону уменьшения (увеличения), в том числе в случае уменьшения (увеличения) объема оказанных услуг по обращению с ТКО, то на основании норм главы 21 Кодекса при изменении режима налогообложения налогом на добавленную стоимость (утрате права на применение освобождения от налогообложения) в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
В связи с этим если организацией, утратившей статус регионального оператора, в отношении услуг по обращению с ТКО, оказанных ею до утраты данного статуса с применением вышеуказанного освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, производится изменение стоимости этих услуг в сторону уменьшения (увеличения), в том числе в случае уменьшения (увеличения) объема оказанных услуг, то в данном случае объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость при изменении стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО не возникает.
По вопросу о применении налога на добавленную стоимость при бездоговорном оказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, отмечаем, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом согласно пункту 2 данной статьи Кодекса указанное положение не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Поэтому получаемые организацией, утратившей статус регионального оператора, суммы денежных средств в виде оплаты услуг по обращению с ТКО, оказанных ею до утраты данного статуса на бездоговорной основе, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у данной организации не включаются, поскольку суммы таких денежных средств, связанны# с оплатой оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги по обращению с ТКО, реализуемые организацией после утраты ею статуса регионального оператора, облагаются НДС в общем порядке, освобождение от НДС не применяется.
При утрате права на освобождение от НДС применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки вне зависимости от даты оплаты.
Если организацией, утратившей статус регионального оператора, в отношении услуг по обращению с ТКО, оказанных до утраты статуса с применением освобождения, производится изменение стоимости этих услуг, в том числе в случае уменьшения (увеличения) объема оказанных услуг, то объекта обложения НДС при изменении стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО не возникает.
Также Минфин разъяснил, как быть с НДС при бездоговорном оказании услуг по обращению с ТКО.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 03-07-07/109524
Опубликование:
-