г. Краснодар |
|
20 декабря 2021 г. |
Дело N А63-2966/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - садоводческого некоммерческого товарищества "Нива" (ИНН 2635016769, ОГРН 1022601958906) и заинтересованных лиц: администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Нива" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А63-2966/2021, установил следующее.
СНТ "Нива" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя (далее - комитет), в котором просило:
- признать незаконными действия (бездействие) администрации по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - линий электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе КТП-250/10/0,4, опорами линий электропередач, составляющих единый функциональный комплекс, находящихся на территории товарищества;
- возложить на администрацию обязанность совершить действия, необходимые и достаточные для постановки бесхозяйного имущества на учет, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением от 19.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что спорные объекты электросетевого хозяйства не могут являться бесхозяйными ввиду их отнесения в силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) к имуществу общего пользования граждан, ведущих садоводство и огородничество на территории товарищества.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что спорное имущество не является бесхозяйным в связи с отнесением к объектам общего пользования товарищества, не основан на фактических обстоятельствах и сделан при неправильном применении норм материального права. Акт об осуществлении технологического присоединения не является доказательством наличия права собственности на объекты электросетевого хозяйства. У собственников строений на территории товарищества заключены самостоятельные (прямые) договоры электроснабжения; заявитель в данных правоотношениях не участвует.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, комитет предоставил товариществу земельный участок площадью 33,49 га (закреплен под садовый участок), что подтверждается свидетельством N 87/3 о праве собственности на землю.
Товарищество, утверждая, что в границах земельного участка принадлежащему последнему проходят линии электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе КТП-250/10/0,4, опорами линий электропередач, составляющими единый функциональный комплекс, 28.12.2020 обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило:
- провести проверку в отношении линий электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе КТП-250/10/0,4, опорами линий электропередач, составляющими единый функциональный комплекс, находящийся на территории товарищества в части установления факта бесхозности данного объекта недвижимости;
- во исполнение части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) осуществить государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке линий электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе КТП-250/10/0,4, опорами линий электропередач, составляющими единый функциональный комплекс, находящийся на территории товарищества на учет в качестве бесхозяйного;
- по истечении года со дня постановки данного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на линии электропередач напряженностью 0,4/10 кВ в совокупности со всеми устройствами, в том числе КТП-250/10/0,4, опорами линий электропередач, составляющими единый функциональный комплекс, находящийся на территории некоммерческого товарищества.
Комитет в письме от 25.01.2021 N 08/11-454 указал, что имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства и огородничества. Кроме того, комитет указал, что спорные линии электропередач эксплуатируются (обслуживаются) ресурсоснабжающей организацией для поставки ресурса конечному потребителю и не являются бесхозяйным имуществом.
Данные обстоятельства привели к судебному спору.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 N 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Положения Гражданского кодекса о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяются во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Также следует иметь в виду, что в силу статьи 50 Закона N 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 35-ФЗ бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации. Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого товарищества.
На основании пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 26 Закона N 35-ФЗ).
Легальная дефиниция акта об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении), приведенная в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, включает указание на то, что данный акт является документом, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Согласно письму ПАО "Россети Северный Кавказ" от 05.02.2021 точка присоединения энергопринимающих устройств, находящихся на балансе товарищества, установлена на опоре N 5/87 ВЛ-10кВ Ф259 ПС "Заводская" (находится на балансе филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Ставропольэнерго"). Участок воздушной линии электропередач ВЛ10кВ оп. N 15/1-15/94 протяженностью 3,2 км и входящие в него трансформаторные подстанции КТП 21/259, КТП 24/259, а также отходящие от ТП воздушные линии электропередач ВЛ-0,4 кВ находятся на балансе товарищества.
В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения границами разграничения эксплуатационной ответственности сторон являются контактные соединения на изоляторах оп. 5/87 ВЛ-10кВ Ф-259 ПС "Заводская" в сторону ТП - 21/259; на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), в эксплуатационной ответственности товарищества (заказчика) находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети: ВЛ - 10 кВ от оп. 5/87 до ТП - 21/259, Р-259-15, РЛНД-10.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные объекты являются составной частью объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется переток электрической энергии до объектов электроснабжения товарищества; расположенные на территории товарищества линии и опоры электропередач предназначены для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство, электрической энергией и находятся на балансе истца, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) бесхозяйным имуществом.
Товарищество, ссылаясь на невозможность отнесения спорных объектов к имуществу общего пользования и на отсутствие в деле акта разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), в нарушение положений статьи 65 Кодекса не представило доказательств осуществления электроснабжения дачников через иные объекты (минуя спорные), а также того, что спорные сети являются транзитными (проходят по территории товарищества, члены которого не являются конечным потребителем энергоресурса).
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А63-2966/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 26 Закона N 35-ФЗ).
Легальная дефиниция акта об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении), приведенная в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, включает указание на то, что данный акт является документом, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2021 г. N Ф08-12194/21 по делу N А63-2966/2021