Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы акционерного общества "Краснодартеплосеть" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Акционерное общество "Краснодартеплосеть" оспаривает конституционность пункта 23 Правил поставки газа в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162) (далее - общество и Правила) о том, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Из представленных материалов следует, что решением арбитражного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении исковых требований общества о взыскании с поставщика газа неосновательного обогащения в размере переплаты за поставленный газ, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Суды, установив факт нарушения в работе узла учета газа, пришли к выводу, что объем потребленного газа подлежит определению исходя из проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования и времени его работы, в связи с чем оплаченная истцом стоимость поставленного газа не является неосновательным обогащением ответчика.
По мнению общества, пункт 23 Правил не соответствует статьям 34 (часть 1) и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он в случае отсутствия либо неисправности средств измерений ограничивает право потребителя газа учитывать объем газопотребления иными способами, чем те, которые предусмотрены данным пунктом или договором.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, что следует из ее статей 9 (часть 1) и 58, в силу которых природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и каждый обязан бережно относиться к природным богатствам. Реализуя эти конституционные положения, законодатель в качестве одного из принципов государственной политики в области газоснабжения установил государственное регулирование рационального использования запасов газа (абзац третий статьи 4 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Названный принцип находит свое отражение, в частности, в утвержденных Правительством Российской Федерации Правилах, закрепляющих в пункте 21, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. При этом пункт 23 Правил, оспариваемый заявителем, предусматривает использование расчетного метода определения размера платы за поставленный газ в случае неисправности или отсутствия средств измерений, ответственность за техническое состояние и поверку которых несут, согласно пункту 25 Правил, организации, которым принадлежат соответствующие средства измерений. Данный способ, в развитие указанных выше положений, направлен на обеспечение эффективного и рационального использования природного газа при объективной невозможности достоверно рассчитать объем его потребления, а также призван стимулировать субъектов, которым принадлежат средства измерений, к поддержанию надлежащего технического состояния и к своевременной поверке средств измерений.
Таким образом, оспариваемая норма не может расцениваться в качестве нарушающей в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в деле которого суды отметили, что способ определения количества поставленного газа, фактически воспроизводящий расчетный метод, установленный в пункте 23 Правил, содержится в договоре поставки газа между обществом и поставщиком газа, а представленный обществом расчет не предусмотрен законом или договором. При этом причиной неисправности средств измерений, как указали суды, стало несанкционированное вмешательство потребителя в работу узла учета газа, повлекшее невозможность определения объема потребленного газа.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Краснодартеплосеть", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3118-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Краснодартеплосеть" на нарушение его конституционных прав пунктом 23 Правил поставки газа в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-