Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 362931-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об уточнении порядка установления тарифных квот), внесенного депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Г.В.Куликом, В.Б.Шубой, В.Г.Драгановым, В.П.Никитиным
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам полагает необходимым отметить следующее.
Действующей редакцией статьи 36 указанного Закона предусматривается установление тарифных квот по преференциальному ввозу только тех товаров, которые происходят из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций, либо из государств, образующих вместе с Российской Федерации таможенный союз. По мнению авторов законопроекта, подобная практика не соответствует целям применения тарифного квотирования и фактически приводит к невозможности эффективно использовать данный механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Законопроектом предлагается дополнить статью 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" новым пунктом, предусмотрев установление тарифных квот, ограничивающих импорт (экспорт) товаров по их количеству или стоимости в отношении сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся в Российской Федерации. Порядок установления и распределения тарифных квот устанавливается Правительством Российской Федерации. Предлагаемая поправка позволит более эффективно применять рычаги таможенно-тарифного регулирования импорта в целях регулирования товаропотоков и поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.
Поддерживая в целом концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым в рамках второго чтения уточнить критерии установления пониженных или повышенных ставок таможенных пошлин при установлении предлагаемых тарифных квот.
Кроме того, в целях более эффективного использования механизмов таможенно-тарифного регулирования проектом предлагается исключить норму, устанавливающую предельный размер ставок ввозных таможенных пошлин. Полагаем, что указанная норма нуждается в уточнении исходя из следующего. Защитная функция таможенного тарифа является одной из основных, но не основополагающей, определяющей размер ставок ввозных таможенных пошлин. В случае ввоза товаров в количествах или по цене, которые могут нанести ущерб российской экономике Федеральным законом 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" предусмотрена возможность установления антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных пошлин, которые не являются таможенными пошлинами, размер которых не ограничен и зависит только от размера причиняемого экономике Российской Федерации ущерба.
На рассматриваемый законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации. В официальном отзыве указывается, что положения законопроекта соответствуют международным правилам и процедурам, применяемым во внешней торговле, и согласуются с нормами соглашений Всемирной торговой организации. Принятие законопроекта будет способствовать процессу присоединения Российской Федерации к ВТО.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 362931-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об уточнении порядка установления тарифных квот), внесенный депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Г.В.Куликом, В.Б.Шубой, В.Г.Драгановым, В.П.Никитиным в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.