Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации области
от 24 декабря 2021 г. N 863
Положение
об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Владимирской области
22 мая, 13 сентября, 19 декабря 2023 г.
I. Общие положения
1.1. Положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Владимирской области устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Владимирской области (далее - Положение).
1.2. Органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, является Инспекция государственного строительного надзора Владимирской области (далее - Инспекция).
Пункт 1.3 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
1.3. Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), с учетом общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2161.
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - должностные лица Инспекции), являются:
1) начальник Инспекции;
2) заместитель начальника Инспекции;
3) начальник Владимирского отдела надзора, начальник Ковровского отдела надзора, начальник Муромского отдела надзора, начальник Кольчугинского отдела надзора, заместитель начальника Владимирского отдела надзора, заведующий сектором Владимирского отдела надзора, главный специалист-эксперт Владимирского отдела надзора, главный специалист- эксперт Ковровского отдела надзора, главный специалист-эксперт Муромского отдела надзора, главный специалист-эксперт Кольчугинского отдела надзора, ведущий специалист-эксперт Владимирского отдела надзора, ведущий специалист-эксперт Кольчугинского отдела надзора (далее также - инспектор).
Уполномоченными должностными лицами на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного надзора в соответствии со статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ являются начальник Инспекции, заместитель начальника Инспекции.
Должностные лица Инспекции пользуются правами и несут обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Инспекция в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, к совершению контрольных (надзорных) действий может привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий. Эксперты и (или) экспертные организации могут быть привлечены к осуществлению экспертизы.
Пункт 1.6 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
1.6. Инспекция при осуществлении регионального государственного строительного надзора взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами Владимирской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также с физическими лицами.
1.7. Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
1.8. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является проверка соблюдения требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ.
1.9. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
1.10. Проверочные листы в рамках регионального государственного строительного надзора не применяются.
1.11. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган регионального государственного строительного надзора информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится органом регионального государственного строительного надзора на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
1.12 В случае проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Инспекция не позднее чем за 24 часа до его проведения обязана направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо, в случае отсутствия адреса электронной почты, любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Раздел 1 дополнен пунктом 1.13 с 13 сентября 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 13 сентября 2023 г. N 666
1.13. Индикаторы риска нарушения обязательных требований отнесены к системе оценки и управления рисками. Выявление соответствия объекта контроля индикаторам риска нарушения обязательных требований, утвержденных Приложением N 1, является самостоятельным основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
2.1. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается Инспекцией и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
2.2. При осуществлении регионального государственного строительного надзора Инспекцией проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Пункт 2.3 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
2.3. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
2.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного строительного надзора готовится 1 раз в год, утверждается приказом начальника Инспекции и размещается на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Инспекцией в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обеспечивается публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
2.5. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии у Инспекции сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
2.5.1. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении указываются:
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика- контролируемого лица;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение направляется контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением или в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами в Инспекцию в течение 15 рабочих дней со дня получения такого предостережения.
2.5.2. Инспекция рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
По итогам рассмотрения возражения Инспекцией принимается одно из следующих решений:
- оставление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований без изменения;
- отмена предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
2.5.3. Исключен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
2.5.4. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и надзорных мероприятий.
2.6. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного начальником (заместителем начальника) Инспекции.
Консультирование осуществляется по:
а) вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора;
б) вопросам, связанным с порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется в случае, если контролируемое лицо направило запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Инспекция осуществляет учет консультирований в журнале консультирований.
Пункт 2.7 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
2.7. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц в течение 3 месяцев со дня поступления в Инспекцию от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ (далее - извещение о начале работ). О проведении профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения, посредством факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, уведомив об этом Инспекцию с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения Инспекцией, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Продолжительность проведения профилактического визита не должна превышать 1 рабочий день.
Информация о проведении профилактического визита вносится в журнал учета профилактических визитов.
Контролируемое лицо вправе обратиться в Инспекцию с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее также в настоящей статье - заявление контролируемого лица).
Инспекция рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Инспекция принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица Инспекцией было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Инспекции либо членов их семей.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица Инспекция в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
III. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
Пункт 3.1 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
3.1. Региональный государственный строительный надзор в случаях, установленных частью 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.1.1. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ;
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 ГрК РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных ГрК РФ, иными нормативными правовыми актами.
3.1.2. Инспекция ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор (далее - реестр).
Приказом начальника (заместителя начальника) Инспекции назначаются ответственные должностные лица за ведение реестра.
Ведение реестра осуществляется посредством размещения информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет".
На официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" размещается и актуализируется следующая информация:
наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя/физического лица -застройщика;
полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющего строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
Сведения вносятся в реестр не позднее 5 рабочих дней со дня поступления информации, явившейся основанием для внесения (изменения) сведений в реестр.
В случае, если объект капитального строительства не подлежит региональному государственному строительному надзору, он исключается из реестра в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации об этом.
3.1.3. Объект капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществляется региональный государственный строительный надзор, включается в реестр на основании приказа начальника (заместителя начальника) Инспекции в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Инспекцию извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (далее - извещение о начале работ).
3.1.4. Объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее:
а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется региональный государственный строительный надзор;
б) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 ГрК РФ;
в) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом;
г) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2-4 части 5 статьи 52 ГрК РФ.
В указанных случаях извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу.
3.1.5. Изменения в реестр вносятся в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Инспекцию сведений об изменении информации, указанной в пункте 3.1.2 Положения.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется региональный государственный строительный надзор, такой объект капитального строительства исключается из реестра.
3.1.6. В соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Формирование программы проверок обеспечивается инспектором (инспекторами), ответственным за осуществление регионального государственного строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства, который назначается приказом начальника (заместителя начальника) Инспекции (далее - ответственный инспектор).
Программа проверок формируется ответственным инспектором не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при приведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3.1.7. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
а) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
б) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении события, указанного в подпункте "а", свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
3.1.8. Программа проверок формируется в двух экземплярах в электронном виде и утверждается начальником (заместителем начальника) Инспекции и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ - на бумажном носителе.
3.1.9. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
3.1.10. Ответственный инспектор вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
а) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), направленных в Инспекцию в соответствии с частью 5.2 статьи 52 ГрК РФ (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
б) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.1.8 Положения.
3.1.11. В случае получения Инспекцией от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью проектной документации, Инспекция оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
3.1.12. Инспекцией проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) инспекционный визит;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - наблюдение за соблюдением обязательных требований);
д) выездное обследование.
3.1.13. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:
- наличие у Инспекции сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований -в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
- наступление события, указанного в программе проверок.
3.1.14. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки Инспекция принимает решение, в котором указывает сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемого по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, подписывается начальником (заместителем начальника) Инспекции.
3.1.15. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование осуществляется по заданию, утвержденному начальником (заместителем начальника) Инспекции.
3.1.16. Исключен с 13 сентября 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 13 сентября 2023 г. N 666
3.1.17. Проведение документарной проверки.
Документарная проверка проводится Инспекцией без согласования с органами прокуратуры.
Документарная проверка проводится по месту нахождения Инспекции.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Инспекции, результаты предыдущих надзорных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного строительного надзора.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Получение письменных объяснений и истребование документов производится в порядке, установленном статьями 79, 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Инспекции, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Инспекция направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Инспекцию указанные в требовании документы.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Инспекции документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного строительного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения.
Контролируемое лицо, представляющее в Инспекцию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Инспекции документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного строительного надзора, вправе дополнительно представить в Инспекцию документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Инспекцией контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе внеплановой документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Инспекцию, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Инспекции о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Инспекции документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного строительного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Инспекцию.
3.1.18. Проведение выездной проверки.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Инспекции или в запрашиваемых ей документах и объяснениях контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых надзорных действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе выездной проверки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- инструментальное обследование,
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование производится в порядке, установленном статьями 76, 78 - 80, 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ,и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
В случае проведения выездной проверки членов саморегулируемой организации Инспекция уведомляет саморегулируемую организацию о проведении проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований Инспекция информирует об этом факте саморегулируемую организацию в течение 5 рабочих дней со дня окончания проведения проверки.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Инспекцией проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - итоговая проверка).
3.1.19. Проведение инспекционного визита.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, производятся в порядке, установленном статьями 76, 78-80 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать 1 рабочий день.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта, в соответствии с частью 4 статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.1.20. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований представляет собой сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Инспекции, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Инспекцией могут быть приняты следующие решения:
- о проведении документарной или выездной проверки;
- об объявлении предостережения.
3.1.21. Выездное обследование.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
- осмотр;
- инструментальное обследование (с применением видеозаписи), Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
3.1.22. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований используются:
- фотосъемка;
- аудио- и видеозапись;
- иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Пункт 3.2 изменен с 22 мая 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 22 мая 2023 г. N 364
3.2. Региональный государственный строительный надзор в случаях, установленных частью 2 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ. Формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ при этом не осуществляется.
Подпункт 3.2.1 изменен с 22 мая 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 22 мая 2023 г. N 364
3.2.1. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа (далее - единый документ), документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
3.2.2. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:
- наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- абзац пятый исключен с 22 мая 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 22 мая 2023 г. N 364
3.2.3. При поступлении информации о нарушении требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ, инспектор, уполномоченный на рассмотрение такого обращения (заявления), последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58, статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.2.4. Региональный государственный строительный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- выездная проверка.
Также при осуществлении регионального государственного строительного надзора могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а именно:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в порядке, установленном пунктом 3.1.20 Положения;
- выездное обследование в порядке, установленном пунктом 3.1.21 Положения.
Подпункт 3.2.5 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
3.2.5. В ходе инспекционного визита инспектор совершает одно (или несколько) из следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование производятся в порядке, установленном статьями 76, 78 - 80, 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
Подпункт 3.2.6 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
3.2.6. В ходе выездной проверки инспектор совершает одно (или несколько) из следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование производятся в порядке, установленном статьями 76, 78-80, 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.2.7. Исключен с 13 сентября 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 13 сентября 2023 г. N 666
3.2.8. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора принимается начальником (заместителем начальника) Инспекции.
3.2.9. Для фиксации инспекторами, уполномоченными на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио-и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
IV. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
4.1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае, если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения выездной и документарной проверок, в акте указывается факт его устранения.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном разделом V Положения.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
- выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- незамедлительно принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения;
- при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией, принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
- принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимает меры по обеспечению его исполнения;
- рассматривает вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный срок.
В случае представления в Инспекцию контролируемым лицом, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, аргументированного ходатайства о продлении по уважительным причинам срока исполнения предписания с приложением документов, обосновывающих продление срока, а также подтверждающих принятие организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на объекте капитального строительства до устранения нарушений, указанных в предписании, Инспекция рассматривает такое ходатайство, и в течение 5 рабочих дней со дня его получения уведомляет контролируемое лицо о принятом решении.
Если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ меры не принимаются (в части административных правонарушений).
Ознакомление контролируемого лица (представителя контролируемого лица) с актом осуществляется в порядке, установленном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. По результатам итоговой проверки оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ) либо об отказе в выдаче такого заключения (далее- заключение о соответствии).
4.2.1. Инспекция выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
4.2.2. Инспекция отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
а) если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не были устранены до дня окончания итоговой проверки, при этом указанные нарушения отражаются в решении об отказе в выдаче заключения о соответствии.
б) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае орган регионального государственного строительного надзора по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте "б" пункта 3.1.7 Положения.
Подпункт 4.2.3 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
4.2.3. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в форме электронного документа, подписываются инспектором (инспекторами), осуществлявшим итоговую проверку, утверждаются приказом органа регионального государственного строительного надзора и направляются застройщику или техническому заказчику в течение 5 рабочих дней со дня завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
4.2.4. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
4.3. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Инспекцией выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, Инспекцией после оформления акта предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 ГрК РФ.
Пункт 4.4 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
4.4. Документы, составляемые и полученные при осуществлении регионального государственного строительного надзора, подлежат хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле. Указанные документы хранятся в используемой Инспекцией информационной системе.
V. Досудебный порядок обжалования решений Инспекции, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении государственного надзора
5.1. Действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, решения, принятые ими в ходе осуществления регионального государственного строительного надзора, могут быть обжалованы в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Жалоба на решения Инспекции, действия (бездействие) должностных лиц Инспекции рассматривается начальником Инспекции либо лицом, исполняющим обязанности начальника Инспекции.
5.3. Исключен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
5.4. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.5. В исключительных случаях (необходимость запроса дополнительных документов для рассмотрения жалобы в связи с временной нетрудоспособностью должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, нахождением его в отпуске или командировке) указанный срок может быть продлен начальником Инспекции, лицом, исполняющим его обязанности, но не более чем на двадцать рабочих дней.
5.6. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
Раздел 5 дополнен пунктом 5.7 с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Владимирской области от 19 декабря 2023 г. N 949
5.7 Судебное обжалование решений Инспекции, действий (бездействия) ее должностных лиц и уполномоченных должностных лиц Инспекции возможно только после их досудебного обжалования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.