Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы РФ от 5 ноября 2003 г. N 2.2-1/8065
"По проекту федерального закона N 369418-3 "О государственной гражданской службе Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации"
(первое чтение)
Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
1. Согласно статье 2 законопроекта, предметом его регулирования являются отношения, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", регулирование федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации, а правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, предлагаем в статье 5 проекта провести разграничение между актами, регулирующими федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Обращаем внимание, что под нормативными правовыми актами государственных органов понимаются также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
2. Из статей 6 и 7 неясно, что понимается под "соотносимостью" основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий, основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую муниципальную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
3. Пунктом 1 части 2 статьи 9 к категории "руководители" отнесены руководители государственных органов. Однако руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (статья 1). Таким образом, к категории "руководители" отнесены и указанные выше лица, на которых законодательство о государственной службе не должно распространяться.
4. В части 2 статьи 10 вместо слов "утверждается законом" следует записать "определяется законом".
5. Из частей 1 и 5 статьи 12 следует исключить слова в скобках "государственной службы Российской Федерации", которые применены как синоним гражданской службы. Предметом регулирования данного законопроекта является именно государственная гражданская служба, а не государственная служба Российской Федерации, включающая также военную и правоохранительную государственную службу.
6. Пункт 1 части 1 статьи 15 следует дополнить положением о том, что государственный служащий обязан также соблюдать и федеральные конституционные законы.
Из части 3 статьи 15 не вполне понятно, о каком "выборном представительном органе гражданских служащих" идет речь. Действующее законодательство такого органа не предусматривает. Если речь идет о выборном профсоюзном органе, то следует указанный в законопроекте термин заменить на термин, применяемый в Трудовом кодексе Российской Федерации.
7. Одним из запретов на гражданской службе является замещение должности гражданской службы при избрании на выборную должность на постоянной основе в органах местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 17). Обращаем внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные должностные лица местного самоуправления вне зависимости от того работают ли они на постоянной или непостоянной основе не могут занимать государственные должности, а также должности государственной службы.
8. Статья 25 в части установления для государственных служащих срочного контракта сроком до 1 года при поступлении на государственную службу, входит в противоречие со статьей 9 законопроекта, согласно которой должности "специалистов" и "обеспечивающих специалистов" замещаются без ограничения срока.
9. В части 3 статьи 28 использован термин "ротация" как синоним слову "перемещение", которое осуществляется без согласия государственного служащего. В то же время в статье 62 под "ротацией" имеется в виду перевод на другую должность в том же государственном органе либо перевод в другой государственный орган, который осуществляется с согласия государственного служащего. Таким образом, между указанными статьями имеется противоречие в части применения термина "ротация".
Статьями 60 и 62 предусматривается ротация государственных служащих как в данном органе, так и между государственными органами. Указанные статьи входят в противоречие со статьей 24, где записано в качестве существенного условия служебного контракта наименование замещаемой должности с указанием подразделения, а также то, что условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Таким образом, если под "ротацией" понимать перевод государственного служащего на другую должность или в другой государственный орган, то для этого в первом случае необходимо согласие государственного служащего, а во втором, меняется сторона служебного контракта. В этой связи статьи 60 и 61 законопроекта необходимо скорректировать с другими нормами законопроекта, а также дать определение "ротации" и установить порядок ее проведения. В ином случае на практике возникнут затруднения в применении закона.
10. Из части 1 статьи 31 непонятно, что означает термин "государственно-служебные отношения", который в действующем законодательстве не применяется.
Редакцию части 7 статьи 31 следует согласовать с редакцией абзаца 4 пункта 1 статьи 31.
11. В части 1 статьи 37 предусмотрены случаи, когда с государственным служащим расторгается контракт, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы, в части 2 статьи 36 говорится о расторжении контракта и увольнении с гражданской службы, а в части 1 статьи 39 - только о расторжении контракта.
12. Согласно абзацу 2 части 4 статьи 46 законопроекта продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет суммируется и ограничивается 45 календарными днями для государственных служащих, замещающих высшие и главные должности и 40 календарными днями для остальных государственных служащих. Однако кроме этих отпусков государственным служащим должны также предоставляться дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день и за вредные условия государственной службы. Но в законопроекте ничего не говорится о том, суммируется ли ежегодный оплачиваемый отпуск, указанный в пункте 4 с дополнительными отпусками, предоставляемыми государственным служащим за ненормированный рабочий день и за вредные условия государственной службы. В целях устранения правовой коллизии при практическом применении закона следует в статье 46 сделать соответствующее уточнение.
13. В статье 47 записано, что должностной регламент государственного служащего является частью административного регламента государственного органа. Вместе с тем, понятие "административного регламента государственного органа" в законопроекте не раскрыто.
14. Вызывает вопрос положение части 3 статьи 48 в части проведения внеочередной аттестации в связи с изменением условий оплаты труда гражданских служащих, поскольку под таким изменением может пониматься и повышение должностных окладов и окладов за классный чин в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
15. Статьей 50 устанавливается государственным служащим ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 150 процентов оклада. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает надбавку за особые условия государственной службы от 60 до 200 процентов должностного оклада.
16. Согласно части 14 статьи 50 обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, а также правового, организационного и документационного обеспечения принимаемых управленческих решений утверждается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Однако согласно статье 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, судебной и исполнительной власти самостоятельны.
17. Согласно части 4 статьи 55 решение о поощрении или награждении оформляется актом государственного органа. Однако данная норма не может быть применима ко всем государственным органам. Так, например, в соответствии с указанным пунктом решение о поощрении работников Аппарата Государственной Думы должна принимать Государственная Дума. Однако "работодателем" для работников Аппарата является Руководитель Аппарата Государственной Думы, который не является государственным органом.
18. Статьей 57 предусматривается в качестве дисциплинарного взыскания освобождение от занимаемой должности по основаниям, установленным данным законопроектом. Обращаем внимание, что в статье 37 законопроекта, определяющей основания расторжения контракта записаны сразу три термина -"расторжение контракта", "освобождение от замещаемой должности", и "увольнение". В статье же 57 применяется только один термин - освобождение от замещаемой должности.
19. Замечания редакционно-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.