Проект федерального закона N 392028-3
"О Вооруженных Силах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
Глава 2. Деятельность Вооруженных Сил РФ (ст.ст. 8 - 26)
Глава 3. Порядок пользования Вооруженными Силами РФ (ст.ст. 27 - 31)
природными ресурсами и объектами
инфраструктуры РФ
Глава 4. Руководство и управление Вооруженными Силами (ст.ст. 32 - 33)
РФ
Глава 5. Обеспечение Вооруженных Сил РФ (ст.ст. 34 - 35)
Глава 6. Заключительные положения (ст.ст. 36 - 40)
Настоящий Федеральный закон определяет предназначение, основные задачи, структуру и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение
Вооруженные Силы Российской Федерации являются составной частью военной организации государства и предназначены для вооруженной защиты национальных интересов, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации военными методами, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Статья 2. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
Основными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации являются: предотвращение и отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников, участие в защите государственной границы Российской Федерации и ее охрана в воздушном пространстве и подводной среде, обеспечение национальных интересов Российской Федерации, выполнение обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, поддержание иди восстановление международного мира и безопасности, организация и ведение территориальной обороны, участие в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положений.
Статья 3. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению
Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Вооруженные Силы Российской Федерации для выполнения поставленных задач могут применять имеющиеся в их распоряжении силы и средства, при этом физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются в случаях и порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность других войск, воинских формирований и органов, для выполнения задач которых привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
На военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, привлекавшихся для выполнения задач других войск, воинских формирований и органов, а также членов их семей распространяются льготы, компенсации, социальные и правовые гарантии, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для лиц, проходящих военную службу в других войсках, воинских формированиях и органах, в порядке, определенным Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Структура и состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Структура и состав Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.
Статья 5. Правовая основа деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 6. Правоспособность организаций Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Центральные органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, объединения, соединения, воинские части, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, другие образовательные учреждения, военные комиссариаты, военные представительства, федеральные государственные унитарные предприятия, и федеральные государственные учреждения, входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, являются юридическими лицами с момента их государственной регистрации в установленном порядке и обладают правоспособностью в соответствии с уставами или общими положениями о них.
2. Военные организации, учредителем которых является Правительство Российской Федерации, а также военные образовательные учреждения профессионального образования подлежат государственной регистрации как юридические лица в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
3. Военные организации в форме федерального государственного учреждения, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в федеральных органах исполнительной власти, являющихся их учредителями, в порядке, согласованном с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
Статья 7. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации
Имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации являются объекты военной инфраструктуры, все виды вооружения и военной техники, материальных средств и другое движимое и недвижимое имущество, используемые для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и выполнения возложенных задач.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится в Вооруженных Силах Российской Федерации в оперативном управлении или на правах хозяйственного ведения.
Порядок высвобождения имущества Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Статья 8. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации включает: их строительство и развитие, комплектование личным составом, размещение (дислокацию) войск (сил), поддержание боевой и мобилизационной готовности, боевое дежурство, боевую службу и службу оперативных дежурных, оперативную, боевую и мобилизационную подготовку войск (сил), разведывательную деятельность, службу войск, подготовку кадров и выполнение возложенных задач, а также всестороннее обеспечение войск (сил).
Статья 9. Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации
Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью военного строительства Российской Федерации.
Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству, Концепцией строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, Планом строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственной программой вооружения и другими нормативными правовыми актами.
Статья 10. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан на военную службу по контракту;
гражданским персоналом - путем добровольного поступления граждан на работу, граждан Российской Федерации на государственную службу, а также направления граждан Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу.
В период действия военного положения, в период мобилизации и в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляется призыв граждан, не пребывающих и пребывающих в запасе, для прохождения военной службы на воинских должностях и направления их для работы на должностях гражданского персонала.
Штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации, а штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - Правительством Российской Федерации.
Перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают призыв граждан на военную службу совместно с военными комиссариатами, которые являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях.
Военным комиссарам по должности, по решению органа законодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, могут быть предоставлены права заместителя главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или заместителя главы соответствующего органа местного самоуправления по вопросам обороны.
Ответственность за призыв на военную службу, направление для работы на должностях гражданского персонала в Вооруженные Силы Российской Федерации несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Статья 11. Размещение (дислокация) Вооруженных Сил Российской Федерации
Размещение (дислокация) органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обеспечения обороны страны, а за пределами территории Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.
Передислокация осуществляется:
воинских частей в пределах территорий, предоставленных Вооруженным Силам, - по решению Министра обороны Российской Федерации, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
соединений и объединений - по решению Президента Российской Федерации.
Военно-административное деление Российской Федерации определяется указом Президента Российской Федерации. Военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ.
Статья 12. Поддержание боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет планирование боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и контроль за ее состоянием.
Приведение Вооруженных Сил Российской Федерации в высшие степени боевой готовности и проведение мобилизации осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
В целях своевременного наращивания боевой и мобилизационной готовности и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии в условиях нарастания угрозы агрессии против Российской Федерации (до объявления мобилизации в Российской Федерации) в угрожаемый период, на основе указа Президента Российской Федерации, может проводиться комплекс необходимых мероприятий, направленных на повышение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационной готовности страны.
Статья 13. Боевое дежурство, боевая служба и служба оперативных дежурных в Вооруженных Силах Российской Федерации
Несение боевого дежурства, боевой службы и службы оперативных дежурных в Вооруженных Силах Российской Федерации является выполнением боевой задачи по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации и осуществляется непрерывно и круглосуточно.
Предназначение и основные задачи боевого дежурства, боевой службы и службы оперативных дежурных определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации, несущему боевое дежурство, боевую службу и службу оперативных дежурных на постоянной основе, предоставляются дополнительные льготы, определяемые соответствующими нормативными правовыми актами.
Статья 14. Оперативная, боевая и мобилизационная подготовка войск (сил)
Для поддержания боевой выучки органов военного управления, войск (сил) проводится оперативная, боевая и мобилизационная подготовка.
Содержание оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск (сил) определяется нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 15. Разведывательная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также для обеспечения действий группировок войск (сил).
Разведывательная деятельность в интересах обороны и безопасности Российской Федерации организуется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 16. Служба войск в Вооруженных Силах Российской Федерации
Служба войск регламентирует повседневную деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию внутреннего порядка, безопасности военной службы, условий жизни и быта военнослужащих, а также выполнение ими должностных обязанностей.
Служба войск включает внутреннюю, гарнизонную и караульную службы и организуется на основе общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и других нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
Статья 17. Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Порядок подготовки кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации включает:
а) получение гражданами:
среднего и высшего профессионального образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования по военным профессиональным образовательным программам;
послевузовского профессионального образования в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии;
дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и структурных подразделениях дополнительного профессионального образования образовательных учреждений;
б) обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
в) обучение граждан по программам военно-профессиональной подготовки без повышения их образовательного уровня;
г) подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин до призыва на военную службу;
д) подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин # ходе военной службы;
е) обучение и подготовку граждан для участия в операциях по поддержанию мира и других видов миротворческой деятельности;
ж) подготовку граждан, пребывающих в запасе, к военной службе;
з) переподготовку лиц гражданского персонала по специальностям, требующих повышения квалификации.
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации на основании пунктов "а" и "в" настоящей статьи осуществляется в соответствии с установленной численностью и потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации; пункта "б" - в соответствии с Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.
Статья 18. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по предотвращению и отражению агрессии против Российской Федерации
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для зашиты суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации от вооруженного нападения и других национальных интересов государства осуществляется в соответствии с международным правом на основании решения Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Право на ввод в действие Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации и принятия решения на боевое применение ядерного оружия предоставляется Президенту Российской Федерации - Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации для выполнения поставленных задач применяют различные виды, формы и способы военных действий, а также все имеющиеся в их распоряжении силы и средства.
Статья 19. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по защите и охране государственной границы Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации участвуют в защите государственной границы Российской Федерации и осуществляют охрану государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде во взаимодействии с пограничными органами и пограничными войсками федеральной службы безопасности.
Порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств для защиты и охраны государственной границы Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению национальных интересов Российской Федерации
В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации Вооруженные Силы:
обеспечивают свободу деятельности Российской Федерации в мировом океане и космическом пространстве, доступ к важным международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;
участвуют с использованием необходимых сил и средств в соответствии с федеральным законодательством в выполнении задач по эвакуации российских граждан из иностранных государств в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций;
участвуют в противодействии угрозам безопасности Российской Федерации в информационной сфере;
проводят мероприятия по противодействию иностранным разведкам;
осуществляют военное присутствие в важных регионах мира и вблизи районов политической нестабильности, в соответствии с решением органов государственной власти Российской Федерации;
участвуют в операциях по пресечению фактов международного терроризма, незаконного оборота наркотиков, распространения оружия массового поражения и технологий его производства;
участвуют в проведении операций по доставке гуманитарной помощи в районы, пострадавшие от стихийных бедствий;
осуществляют международное военное и военно-техническое сотрудничество.
Вооруженные Силы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечивают оборону и безопасность государства, проведение независимой политики Российской Федерации в международных отношениях, выполняют роль гаранта ее государственной целостности, как единого, общепризнанного субъекта международного права.
Статья 21. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации
Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в коалиционные (региональные, объединенные) группировки войск (сил) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации участвуют в выполнении международных обязательств, в соответствии с международными договорами и соглашениями, участниками которых является Российская Федерация.
Статья 22. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
Вооруженные Силы Российской Федерации могут участвовать в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности в целях реализации решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Для специальной подготовки и участия военного персонала и воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности из состава Вооруженных Сил Российской Федерации формируется специальный воинский контингент.
Состав, численность, порядок формирования и содержания указанного контингента определяются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Принятие решения о направлении за пределы территории Российской Федерации военнослужащих для участия в миротворческой деятельности и специального воинского контингента для участия в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по выполнению задач территориальной обороны
Вооруженные Силы Российской Федерации выполняют задачи территориальной обороны Российской Федерации.
Организация территориальной обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением о территориальной обороне, утверждаемым указом Президента Российской Федерации.
Статья 24. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению режимов военного и чрезвычайного положений
Для обеспечения режимов военного и чрезвычайного положений, вводимых на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению режимов военного и чрезвычайного положений регламентируется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 25. Применение оружия, специальных средств и физической силы
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия и специальных средств, а также применение физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы.
Правила хранения и порядок применения оружия определяются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок применения специальных средств утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Всестороннее обеспечение войск (сил)
В целях обеспечения деятельности Вооруженных Сил осуществляется их всестороннее обеспечение.
Всестороннее обеспечение включает оперативное (боевое), техническое, тыловое и морально-психологическое.
Содержание видов обеспечения войск (сил) определяется нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Глава 3. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации природными ресурсами и объектами инфраструктуры Российской Федерации
Статья 27. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации землей и другими природными ресурсами
Земли, леса и другие природные ресурсы, используемые для размещения и постоянной деятельности воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, находятся в федеральной собственности и предоставляются им безвозмездно в постоянное (бессрочное) или временное пользование.
Земли, леса и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации несут ответственность за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территориях, предназначенных для размещения и постоянной деятельности воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации внутренними водами и территориальным морем Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации в вопросах пользования внутренними водами и территориальным морем Российской Федерации руководствуются Водным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, предоставляются Вооруженным Силам Российской Федерации в особое и бесплатное пользование. Порядок пользования водными объектами устанавливается Правительством Российской Федерации. В интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида Министерство обороны Российской Федерации может временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое решение вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в Извещениях мореплавателям.
Вооруженные Силы Российской Федерации отвечают за навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания (судоходства) кораблей и судов во внутренних морских водах и территориальном море. Порядок финансирования расходов Вооруженных Сил Российской Федерации на навигационное и гидрографическое обеспечение определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации воздушным пространством Российской Федерации
Пользование воздушным пространством Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными правилами использования воздушного пространства, федеральными авиационными правилами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации обладают равным с другими пользователями воздушного пространства правом на использование воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в последовательности, установленной Воздушным кодексом Российской Федерации.
Регламентация использования воздушного пространства пользователями из состава Вооруженных Сил Российской Федерации определяется Воздушным кодексом Российской Федерации.
Статья 30. Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации космическим пространством
Порядок пользования Вооруженными Силами Российской Федерации космическим пространством, создания и применения космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом норм международного космического права и международных договоров Российской Федерации.
Защита интересов Российской Федерации в космическом пространстве, применение космических сил и средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется под руководством Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 31. Обязанности федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по содействию Вооруженным Силам Российской Федерации в их деятельности по использованию водного, воздушного пространства Российской Федерации и объектами инфраструктуры
При решении служебных задач кораблям и самолетам (вертолетам) Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляется право на безвозмездное:
использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;
получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;
обеспечение полетов и кораблевождения.
Иные права Вооруженным Силам Российской Федерации могут быть предоставлены только федеральными законами.
Не допускается использование Вооруженными Силами Российской Федерации предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами.
Глава 4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Статья 32. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации решение на применение Вооруженных Сил Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Он отдает приказ на применение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 33. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Глава 5. Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации
Статья 34. Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации
Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации организует Правительство Российской Федерации.
Определение объемов бюджетных ассигнований на обеспечение предусмотренной настоящим законом деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется, исходя из поставленных им задач, штатной структуры, состава и штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также обеспечения социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется:
из средств федерального бюджета в пределах расходов, установленных федеральным законом;
за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в части решения совместных вопросов в области обороны и безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных бюджетным законодательством, финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться за счет средств, полученных ими от оказания услуг на договорной основе, а также в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности.
В целях обеспечения жизнедеятельности учреждений, организаций расположенных на территории военных гарнизонов (включая закрытые) и обособленных военных городков, а также для предоставления услуг связи жителям, проживающим в них, где слабо развита или отсутствует инфраструктура сети связи общего пользования, командирам воинских частей, начальникам организаций Министерства обороны Российской Федерации разрешается без ущерба основной деятельности использовать сети и средства связи Министерства обороны Российской Федерации для передачи и приема сообщений пользователей связи на коммерческой основе. При этом возмездное оказание услуг связи осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Получение и использование Вооруженными Силами Российской Федерации денежных средств и материальных ценностей (работ, услуг) от сторонних организаций и лиц в порядке безвозмездной помощи, шефства, спонсорства и других подобных случаях осуществляется в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.
При нарастании угрозы агрессии Российской Федерации финансирование Плана поставок продукции (работ, услуг), необходимых для дообеспечения войск (сил) недостающими материальными средствами и удовлетворения их потребностей в ремонте и восстановлении различных образцов вооружения и военной техники осуществляется в рамках бюджета мирного времени за счет перераспределения его расходных статей.
Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения, в военное время, а также при решении миротворческих задач самостоятельно или в составе коллективных миротворческих сил осуществляется за счет источников, определяемых федеральным законодательством.
Расходы на денежное довольствие и заработную плату личному составу, медицинское, санаторно-курортное, продовольственное и вещевое обеспечение, обеспечение жильем военнослужащих, на выплату пенсий, пособий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, проведение обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляются в соответствии с действующим законодательством и финансируются из федерального бюджета.
Контроль за выделением бюджетных ассигнований на финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации и расходованием средств в войсках (силах) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной техникой и другими материальными средствами
Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной техникой и другими материальными средствами организует Правительство Российской Федерации.
Вооружением, военной техникой и другими материальными средствами Вооруженные Силы Российской Федерации обеспечиваются в объемах, полностью удовлетворяющими их потребности, в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации структурой и составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
С целью обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации новыми образцами вооружения, военной техники и других материальных средств Правительство Российской Федерации организует разработку и выполнение государственных программ вооружения.
Для удовлетворения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в вооружении, военной технике и других материальных средствах, а также в целях обеспечения выполнения ими задач по предназначению, в Вооруженных Силах Российской Федерации создаются неприкосновенные запасы вооружения, военной техники и других материальных средств.
Порядок создания, накопления, сохранения, обновления и использования неприкосновенных запасов вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Разработка, закупка и поставка вооружения, военной техники и других материальных средств для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и создания неприкосновенных запасов, а также ремонт и восстановление вооружения и военной техники, стоящих на вооружении, снабжении, эксплуатации в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими поставки, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд.
При нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации и необходимости дообеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации недостающими материальными средствами и удовлетворения их потребности в ремонте и восстановлении вооружения и военной техники, Правительство Российской Федерации, по указанию Президента Российской Федерации, установленным порядком заблаговременно переводит часть промышленных предприятий страны на работу по Плану поставок продукции (работ, услуг) для Вооруженных Сил Российской Федерации в период нарастания угрозы агрессии.
В этот период при необходимости Министерство обороны Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке государственного оборонного заказа, временном прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации с определенным иностранным государством или группой государств по военно-политическим вопросам и в области военно-технического сотрудничества, других мероприятиях, направленных на повышение обеспеченности Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.
При непосредственной угрозе агрессии или агрессии против Российской Федерации в целях решения задач по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, экономика страны установленным порядком переводится на работу в условиях военного времени.
В этот период Министерство обороны Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения о временном или полном прекращении действия международных договоров Российской Федерации с определенным иностранным государством или группой государств по военно-политическим вопросам и в области военно-технического сотрудничества, прекращении или сокращении сроков проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ с длительными сроками завершения и работ по утилизации (ликвидации) вооружения и военной техники, а также о других мероприятиях, направленных на полное удовлетворение потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в вооружении, военной технике и других материальных средствах для обеспечения отражения агрессии.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 36. Ограничение деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах Российской Федерации
Деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации не допускаются.
В Вооруженных Силах Российской Федерации запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации.
Запрещается использование штатных должностей, имущества и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 37. Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации
Надзор за исполнением органами военного управления и должностными лицами федеральных законов и расследование дел о преступлениях в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им военные прокуроры в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют суды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 38. Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации
Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 39. Ответственность за препятствование Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны
Препятствование Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны и военной безопасности, в том числе путем отключения систем жизнеобеспечения, энергообеспечения и телекоммуникаций, блокирования военных городков, районов (позиций) несения боевого дежурства, районов сосредоточения войск, объектов военной инфраструктуры не допускается. Лица, виновные в препятствовании Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в области обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести действующие нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.