г. Краснодар |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А15-2116/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Прокофьевой Т.В., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бассиль" (ИНН 0543014616, ОГРН 1080507001453) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу N А15-2116/2021, установил следующее.
ООО "Бассиль" (далее - общество) 11.02.2021 обратилось в Минераловодский городской суд Ставропольского края с жалобой на постановление Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727; далее - таможня) от 15.07.2020 N 10801000-1511/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 20 тыс. рублей штрафа и решение Северо-Кавказской оперативной таможни от 10.09.2020 N 10804000/27Ю/29Б.
Определением от 15.02.2021 Минераловодский городской суд Ставропольского края, руководствуясь статьями 30.1 - 30.4 Кодекса, направил жалобу общества по подведомственности в Буйнакский городской суд Республики Дагестан.
Определением от 05.04.2021 Буйнакский городской суд Республики Дагестан, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.4 Кодекса, направил жалобу общества по подведомственности в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Решением от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования ввиду пропуска процессуального срока на обжалование постановления таможни от 15.07.2020 и решения Северо-Кавказской оперативной таможни от 10.09.2020 и отсутствием мотивированного ходатайства для его восстановления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, изменить постановление таможни от 15.07.2020 в части назначенного административного наказания в виде 20 тыс. рублей штрафа на предупреждение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что первоначально общество обратилось в Минераловодский городской суд Ставропольского края с жалобой - 12.10.2020, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте. Жалоба общества получена судом - 14.10.2020, подлинник конверта находится в Буйнакском городском суде. Жалоба, направленная 03.02.2021 в адрес Минераловодского городского суда Ставропольского края, является повторной.
В отзывах на кассационную жалобу таможенные органы считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе контроля за правильностью и своевременностью предоставления статистических форм учета перемещения товаров в рамках Евразийского экономического союза таможня установила, что на основании договора поставки от 11.09.2019 N 11/11-116 ЭКС-РФ, товарной накладной от 31.10.2019 N 5024 и счета-фактуры от 16.10.2019 N 1552 общество в ноябре 2019 года получило из Республики Казахстан товар - соль пищевая общей стоимостью 365 500 рублей, весом нетто 66 010 кг, статистическая стоимость товара - 5 572 доллара 58 центов США.
Последним днем установленного срока для предоставления обществом отчетности за ноябрь 2019 года являлся 11.12.2019, однако в нарушение пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329) общество представило в таможню статистическую форму учета перемещения товаров с нарушением срока - 17.02.2020.
По данному факту таможня составила протокол об административном правонарушении от 30.04.2020 N 10801000-1511/2020 и вынесла постановление от 15.07.2020 N 10801000-1511/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса виде 20 тыс. рублей штрафа.
Общество обратилось в Северо-Кавказскую оперативную таможню с жалобой, в которой просило отменить постановление таможни от 15.07.2020 N 10801000-1511/2020.
Решением от 10.09.2020 N 10804000/27Ю/29Б Северо-Кавказская оперативная таможня отказала обществу в удовлетворении жалобы.
Общество обжаловало постановление таможни и решение Северо-Кавказской оперативной таможни в суд.
В суде первой и апелляционной инстанции дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Как следует из обжалуемого постановления таможни, штраф за административное правонарушение не превысил установленной процессуальным законодательством суммы.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, состоящим из требований, связанных между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам.
Связанность заявленных требований обусловлена установлением в оспариваемых постановлении и решении одного факта нарушения таможенного законодательства, что позволяет рассматривать их в рамках одного судебного дела и применять положения части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обжаловании судебного акта, принятого по результатам рассмотрения таких требований.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2012 N 2127/12.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу о пропуске обществом процессуального срока на обжалование ненормативных актов таможенных органов.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству заявителя (часть 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
При этом судам необходимо учитывать, что положения части 3 статьи 30.1 Кодекса не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 данной статьи право юридических лиц обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно части 1 статьи 30.9 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в судебном порядке.
Общество правомерно обжаловало в суд постановление таможни о привлечении к административной ответственности, поскольку вышестоящий таможенный орган своим решением от 10.09.2020 его не отменил и не изменил.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенный в постановлении от 05.10.2004 N 5772/04, срок, предусмотренный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с момента получения обществом копии решения вышестоящего таможенного органа от 10.09.2020 по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. Иной поход противоречит правовой природе досудебного способа разрешения спора, направленного на прекращение конфликта без судебного участия и предполагающего исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд, фактически лишает заявителя закрепленного в ряде действующих законодательных актов права на обжалование в досудебном порядке решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. Вместе с тем после исчерпания всех средств досудебного разрешения споров, сторона не может быть лишена права на доступ к суду, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Вышеуказанный порядок исчисления срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании актов и действий государственных органов и их должностных лиц является универсальным и соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 8815/07, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 N 305-КГ14-78, от 30.06.2015 N 310-КГ14-8575.
Из изложенного следует, что срок для обращения в суд с заявлением подлежит исчислению с 29.09.2020 - день, когда общество получило решение Северо-Кавказской оперативной таможни от 10.09.2020 и заканчивается - 13.10.2020.
Вместе с тем, как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, адресованная Минераловодскому городскому суду Ставропольского края, а в последующем переданная для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Республики Дагестан жалоба общества на постановление и решение таможенных органов датирована 09.10.2020, но подана в суд (направлена по почте) 03.02.2021, что подтверждается отметкой на почтовом конверте, в котором жалоба поступила в Минераловодский городской суд Ставропольского края (оригинал конверта приобщен в материалы дела - т. 1, л. д. 20), и отчетом об отслеживании регистрируемого почтового отправления N 36822054017088. Жалоба зарегистрирована Минераловодским городским судом Ставропольского края 11.02.2021.
Таким образом, правом на обжалование в судебном порядке постановления таможни от 15.07.2020 и решения вышестоящего таможенного органа от 10.09.2020 заявитель воспользовался 03.02.2021, т.е. с пропуском срока его обжалования более чем на три месяца.
Суд апелляционной инстанции проверил довод общества об отправке жалобы на оспариваемые постановление и решение таможенных органов с соблюдением десятидневного срока их обжалования со ссылкой на копию конверта для Минераловодского суда со штемпелем, и сделал не подлежащий переоценке вывод об отсутствии относимых и допустимых доказательств направления или вручения указанной жалобы в Минераловодский городской суд ранее, чем 03.02.2021. Оригинал конверта, на который общество ссылается в жалобе, либо его копия не сопровождали поданную 03.02.2021 жалобу. Из представленной копии конверта невозможно установить, что именно было направлено 12.10.2020 в Минераловодский городской суд Ставропольского края. Из определения Минераловодского городского суда от 15.02.2021 следует, что жалоба от общества поступила только 11.02.2020. Сама жалоба не содержит информации о том, что она подана повторно, на ней отсутствует информация о получении данным судом жалобы ранее указанной даты. Равно как отсутствуют такие доказательства и среди иных материалов дела.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о пропуске обществом срока на обжалование постановления таможни от 15.07.2020 и решения вышестоящего таможенного органа от 10.09.2020. При этом по рассматриваемому делу общество не заявляло ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением.
Пропуск срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, что не предполагает исследование и рассмотрение фактических обстоятельств и материально-правовых оснований заявленного требования.
Согласно правовой позиции, высказанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими соответствующих процессуальных действий.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу, что пропуск установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемых постановления таможни от 15.07.2020 и решения вышестоящего таможенного органа от 10.09.2020.
Выводы судов сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, повторяют доводы, которым дана надлежащая правовая оценка судами, и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что недопустимо в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу N А15-2116/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае, принимая во внимание правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенный в постановлении от 05.10.2004 N 5772/04, срок, предусмотренный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен исчисляться с момента получения обществом копии решения вышестоящего таможенного органа от 10.09.2020 по жалобе на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. Иной поход противоречит правовой природе досудебного способа разрешения спора, направленного на прекращение конфликта без судебного участия и предполагающего исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд, фактически лишает заявителя закрепленного в ряде действующих законодательных актов права на обжалование в досудебном порядке решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. Вместе с тем после исчерпания всех средств досудебного разрешения споров, сторона не может быть лишена права на доступ к суду, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Вышеуказанный порядок исчисления срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании актов и действий государственных органов и их должностных лиц является универсальным и соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 8815/07, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 N 305-КГ14-78, от 30.06.2015 N 310-КГ14-8575.
...
Согласно правовой позиции, высказанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2022 г. N Ф08-13266/21 по делу N А15-2116/2021