Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", в части усиления ответственности за нарушения прав потребителей, разработан во исполнение Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2001 г. N 910-р с целью обеспечения баланса между интересами потребителей и предпринимателей.
Необходимость подготовки законопроекта вызвана разработкой и принятием пакета законов, направленных на снятие административных барьеров в экономике и защиту малого бизнеса.
Признавая необходимость устранения административных барьеров доступа на рынок, упорядочения государственного контроля и надзора предпринимательской деятельности и закрепляя это в законодательстве, необходимо не допустить снижения государственных гарантий защиты прав потребителей, обеспечить разумный баланс между интересами потребителей и предпринимателей и усилить ответственность за нарушения прав потребителей.
Предметом законопроекта является внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон) и в Гражданский кодекс Российской Федерации.
В основной части изменения и дополнения, вносимые в Закон, направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей, предоставленных действующим Законом. Новацией данного Проекта является установление ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей - импортеров за ненадлежащее качество импортных товаров, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в случае, если на территории Российской Федерации отсутствует организация, уполномоченная на принятие и удовлетворение требований потребителей по поводу качества товара, созданная иностранным изготовителем, или выполняющая соответствующие функции на основании договора с иностранным изготовителем (пункты 1-3, 5, 8-13 статьи 1 законопроекта). Необходимость установления ответственности импортера вызвана тем, что в настоящее время уполномоченные иностранным изготовителем организации, ответственные перед потребителем за ненадлежащее качество товара на территории Российской Федерации, как правило, отсутствуют. В связи с тем, что на иностранного изготовителя, не осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, действие законодательства Российской Федерации не распространяется, потребитель лишен возможности в отношении иностранного изготовителя реализовать права, предоставленные законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, в Проект включены положения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным способом, то есть в случаях, когда потребитель заключает договоры на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях, по радио, по телевидению, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. Проектом установлены дополнительные гарантии соблюдения прав потребителей при осуществлении таких продаж - право потребителя на отказ от товара до его передачи потребителю, а также после его передачи - в течение десяти дней, специальные требования к информации о товаре и способу ее предоставления и др. (пункт 16 статьи 1 законопроекта). Включенные в Проект положения, касающиеся дистанционного способа продаж, корреспондируется с нормами действующего европейского законодательства.
Проектом предоставляется также право продавцам и изготовителям устанавливать дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (пункт 2 статьи 1 законопроекта). При этом содержание дополнительного обязательства, срок его действия, порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству, согласно Проекту, определяется продавцом в договоре с потребителем, изготовителем - самостоятельно, что будет способствовать в рамках развития конкуренции и борьбы за потребителя взятию ими на себя таких обязательств. Помимо этого проект закрепляет дополнительные требования к информации о генетически модифицированных продуктах (пункт 3 статьи 1 законопроекта), устанавливает сроки предоставления во временное пользование аналогичного товара на время замены некачественного товара (пункт 11 статьи 1 законопроекта), сроки удовлетворения требований потребителя в случаях возврата качественного товара, а также сроки возврата денежных средств, уплаченных за товар, при расторжении потребителем договора в случае возврата некачественного товара (пункта 14 статьи 1 законопроекта), не предусмотренные в действующей редакции Закона.
В целях обеспечения разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей, проектом ограничивается право потребителей на расторжение договора при выявлении в технически сложном или дорогостоящем товаре недостатков (пункт 8 статьи 1 законопроекта). Если согласно действующему Закону потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи при выявлении любого недостатка в указанном товаре, то в соответствии с Проектом - только при выявлении существенного недостатка. Введение такого ограничения вызвано тем, что убытки, которые несут продавцы (изготовители) технически сложных и дорогостоящих товаров при расторжении договора потребителем несоразмерны, последствиям допущенных ими нарушений качества.
В проект включен ряд изменений и дополнений, приводящих отдельные положения Закона в соответствие с частью II Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац пятый пункта 1, пункт 19 статьи 1 законопроекта), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 законопроекта), а также устраняющих неоднозначные формулировки положений Закона, приводящие к неправильному их применению на практике (пункт 5, абзац 6 пункта 8, пункты 11, 12, абзац 2 и 3 пункта 14, пункты 15, 17-18 статьи 1 законопроекта).
Реализация пунктов 8 (в части изменений, вносимых в абзац восьмой пункта 1 статьи 18 Закона) и 16 законопроекта требует внесения изменений в часть II Гражданского кодекса Российской Федерации. Проектом вносятся изменения в статью 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, уточняющие понятие "продажи товаров по образцам", путем исключения из него таких способов ознакомления покупателя с товаром, как ознакомление с описанием, каталогом и т.п. способов (пункт 1 статьи 2 законопроекта). Данное уточнение вносится в целях разграничения положений части II Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих продажу товаров по образцам, и положений Проекта, регулирующих дистанционный способ продаж. Внесение положений, регулирующих отношения по продаже товаров дистанционными способами, в параграф 2 "Розничная купля-продажа" главы 30 части II Гражданского кодекса Российской Федерации представляется не целесообразным. Действие данного параграфа распространяется как на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и на граждан, приобретающих товары исключительно для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В основном же такой способ продаж применяется в отношении потребителей-граждан, и именно в отношении этих потребителей, являющихся наиболее слабым субъектом на товарном рынке, необходимо установление дополнительных гарантий соблюдения их прав.
Изменения в статью 503 части II Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Законопроекта) вносятся в целях обеспечения баланса интересов потребителей товаров, с одной стороны и продавцов товаров, с другой, и обеспечения практической реализации принципа разумности в гражданско-правовых отношениях.
На практике требование потребителя о расторжении договора купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными, как правило, несоразмерно нарушению права потребителя на качество товара. При наличии в товаре недостатков, не являющихся существенными, продавцы товаров в результате удовлетворения указанного требования потребителя несут значительные убытки. В связи с этим, предоставление потребителю права на расторжение договора купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными, не соответствует последствиям нарушенного обязательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителей и часть II Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть II Гражданского кодекса Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" признание актов законодательства Российской Федерации утратившими силу, приостановленными, а также внесение изменений и дополнений в указанные акты не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.