Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
1. Дополнение статьи 3 определением понятия "место жительства" необходимо в связи с неоднозначным его толкованием в правоприменительной практике. Предложенная формулировка согласуется с формулировкой статьи 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статей 7 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Расшифровка понятия "законный источник средств к существованию" позволит избежать произвольное его толкование и обеспечит единообразное применение соответствующей нормы закона (пункт в) части 1 статьи 13).
2. Дополнение статьи 12 пунктом 3 конкретизировало бы положение части 7 статьи 4 действующего закона применительно к данной ситуации. Это обеспечило бы единообразие и законность правоприменительной практики.
3. Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ввел новое понятие временного проживания (сроком до 3 лет), которое должно предшествовать получению вида на жительство. Таким образом, срок непрерывного проживания (следует помнить, что под "проживанием" в соответствии со статьей 3 имеется в виду проживание на законных основаниях) до подачи заявления увеличивается до 8 лет. Поскольку в момент принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" понятие временного проживания отсутствовало в действовавшем законодательстве, установление столь длительного срока, по-видимому, не входило в намерения законодателя и представляется неоправданным. Предлагается устранить возникшее расхождение. Вместе с тем в предложенной редакции статьи сохранено требование иметь вид на жительство к моменту подачи заявления о приеме в гражданство РФ.
4. Предлагается распространить пункт г) части 1 статьи 13 на беженцев и лиц, получивших политическое убежище. Беженец по определению - лицо, которое не может или не желает пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности вследствие опасений стать жертвой преследований (статья 1 Федерального закона "О беженцах"). Естественно, что в такой ситуации обращение в полномочный орган государства гражданской принадлежности для него бессмысленно и даже опасно. Тем более это относится к лицам, получившим политическое убежище.
5. В действующей редакции пункта а) части 2 статьи 13 заложена правовая коллизия со статьей 4 частью 7. В соответствии с частью 7 статьи 4 наличие у лица гражданства РФ определяется на основании законодательных актов, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие гражданства. Применительно к лицам, указанным в п. а) части 2 статьи 13, таким законодательным актом является Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 г., в соответствии со статьей 13 частью 2 которого лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие в прошлом гражданство СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению. В свое время этот вопрос специально рассматривался Конституционным судом РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.96 N 12-П), который, сославшись на статью 6 часть 3 Конституции РФ, пришел к выводу, что такие лица не могут считаться лишившимися гражданства РФ, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению, и продолжают сохранять его и в том случае, если проживают за пределами РФ. Таким образом, пункт а) части 2 статьи 13 может быть отнесен только к тем из указанных в нем лицам, кто по собственному свободному волеизъявлению принял гражданство другого государства. Конституционный суд РФ постановил, что лица, родившиеся на территории РСФСР и не принявшие иного гражданства, остаются гражданами Российской Федерации, где бы они не проживали. Во избежание признания этого пункта частично противоречащим Конституции РФ необходимо изменить существующую редакцию.
6. Включение в число лиц, имеющих особые заслуги перед РФ, участников Великой Отечественной войны, в особых пояснениях и комментариях не нуждается (часть 3 статьи 13).
7. Смысл нормы, изложенной в новой редакции пункта а) части 1 статьи 14 - воссоединение семьи и забота и уход за престарелыми или больными родителями со стороны детей. В этом случае не логично откладывать воссоединение семьи до того времени, когда родители уже стали нетрудоспособными, а дети еще не устроены на новом месте и не в состоянии оказывать необходимую помощь. Не логично также не распространять эту норму на родителей, приезжающих к детям.
8. Статья 6 Конституции РФ, включенная в главу 1 "Основы конституционного строя", гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства. Поэтому бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства государством, не могут быть поставлены в то же положение, что и лица, утратившие гражданство по другим причинам. Их право было грубо нарушено и подлежит восстановлению без каких-либо оговорок или дополнительных условий. Другое решение означало бы отступление от основ конституционного строя Российской Федерации.
9. Статьи 17 и статьи 21 дублируют друг друга, что можно объяснить только недосмотром, допущенным в процессе рассмотрения законопроекта. Поэтому целесообразно статье 17 дать название статьи 21, а статью 21 исключить. Данное изменение имеет юридико-технический характер.
10. В действующей редакции абзаца 4 статьи 44 в перечне положений Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 г. отсутствуют наиболее важные "льготные" положения, а именно:
часть 1 статьи 19 - не требует владения русским языком;
часть 2 статьи 19 - устанавливает менее продолжительный срок проживания перед подачей заявления о приеме в гражданство; не требует наличия вида на жительство, отказа от иного гражданства и т.д.;
часть 4 статьи 19 - предусматривает более узкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство.
В силу этого приведенный в абзаце 4 перечень является неполным и необъективным, что приводит к его противоречию с частью второй статьи 43. Предлагаемая поправка призвана устранить это противоречие.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим# силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" необходимо внести изменения и дополнения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.